тематическое планирование курса "Обучение текстовой пунктуации"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Цель курса - повысить пунктуационную грамотность школьников, указать на смысловую функцию употребления знаков препинания в текстах, мотивировать учащихся не пренебрегать постановкой знаков препинания в собственных текстах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса «Обучение текстовой пунктуации»
Предмет: русский язык
Классы: 5 – 9
Класс | Название темы | Содержание | Виды деятельности учащихся |
5 | Коммуникативная функция знаков препинания в конце предложений, высказываний. | Точка в конце повествовательного предложения как основной знак. Многоточие как вариант знака. Смысловая функция многоточия - недосказанность, недоговоренность, приглашение к размышлению. | Выразительно читать тексты. Знать основные признаки текста. Уметь определять тему текста. Формулировать основную мысль текста (смысл текста). Уметь связывать смысл текста с постановкой знака препинания. Безошибочно списывать тексты. |
Вопросительный знак в конце предложений как основной знак, смысловая функция - выражение прямого вопроса. Сочетание вопросительного и восклицательного знаков как вариант знака, смысловая функция парного знака: передает более сильное чувство, более эмоционально его окрашивает. | |||
Восклицательный знак как основной знак, смысловая функция – выражение восторга, удивления, восклицания. | |||
Тире между подлежащим и сказуемым | Коммуникативная функция тире – выделение важных по смыслу слов, придание большей выразительности. | ||
Пунктуационное оформление обращения | Запятая и восклицательный знак при обращении. | ||
Пунктуационное оформление диалога | Знаки препинания при диалоге помогают донести смысл высказываний. | ||
6 | Коммуникативная функция знаков препинания в конце предложений, высказываний. | Многоточие как вариант знака. Смысловая функция многоточия: - недосказанность, недоговоренность - приглашение к размышлению - умолчание, - обрыв в развитии мысли, возможность читателю самому закончить мысль. Сочетание многоточия с восклицательным знаком как выражение эмоциональной взволнованности. | Интонационно выразительно читать тексты. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения. Определять тему текста, формулировать его основную мысль. Связывать постановку знаков препинания со смыслом текста. Анализировать пунктуационное оформление текстов. Знать правила постановки знаков препинания. |
Смысловая функция парного знака (сочетание вопросительного и восклицательного знаков): передает более сильное чувство, более эмоционально его окрашивает. Риторические вопросы и их роль в тексте: приглашают к размышлению, акцентируют внимание на основной мысли текста, привлекают внимание. Нанизывание риторических вопросов в тексте как композиционный прием. | |||
Восклицательный и вопросительный знаки внутри предложения, т.е. при однородных членах, после слов, обращений, междометий, их роль в тексте: подчеркивают авторскую оценку описываемого: Коммуникативная функция восклицательного знака: передача эмоциональной стороны речи, усиление экспрессии, фиксирование главных, ключевых слов. Восклицательный знак в скобках, цитатах. | |||
Пунктуационное оформление обращения | Основные знаки – запятая, восклицательный знак. Коммуникативная функция тире при обращении: усиливает его, выделяет в тексте, подчеркивает смысл. | ||
7 | Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах | Знать правила постановки знаков препинания. Строить связные монологические высказывания. Анализировать текст: определять тему, основную мысль текста, способы и средства связи предложений. Опознавать знаки препинания, объяснять их постановку и связывать со смыслом текста. | |
Однородные члены предложения | Ряды однородных членов как средство выразительности. Сегментирование однородных членов предложения. Точка при сегментировании как способ выделения важных по смыслу слов | ||
8 | Пунктограммы при вводных словах, предложениях, вставных конструкциях и их смысловая значимость | Отличие вводных конструкций от вставных. Скобки как основной знак пунктуационного оформления. Тире как вариант знака, смысловая функция – выделение важных, значимых структурных компонентов предложений в тексте. | Создавать собственные инструктивные тексты на заданные темы. Редактировать тексты. Знать правила постановки знаков препинания. Анализировать пунктуационное оформление текстов, объяснять постановку знаков препинания и связывать со смыслом текста. |
Пунктуационное оформление обособленных членов предложения | Цель употребления обособленных членов предложения в текстах художественного и публицистического стилей – смысловое и эмоционально-экспрессивное выделение коммуникативно-сильных компонентов текста. Тире как вариант знака при них. | ||
Пунктуационное оформление уточняющих членов предложения | Уточняющие члены предложения используются по воле автора, подчиняются субъективному критерию, носят глубоко личностный смысл. Смысловая функция знаков препинания при них – придать им самостоятельность, выделить, отграничить. | ||
Коммуникативная функция тире в неполном предложении | Как типизированное средство актуализации коммуникативно-важных для говорящего слов. | ||
9 | Пунктограммы, отделяющие части сложного предложения и их смысловая функция | Коммуникативная функция точки с запятой: - структурно членит предложение на более самостоятельные по смыслу части - указывает на разный смысл этих частей - придает частям большую смысловую самостоятельность - передает впечатление от увиденного | Анализировать пунктуационное оформление текстов. Знать смысловые функции знаков препинания, понимать их роль в тексте. Создавать собственные тексты, уметь пунктуационно грамотно их оформлять. Проводить языковой анализ текста |
Коммуникативно-обусловленное тире | Коммуникативная функция тире: - отграничивает главные по смыслу слова - подчеркивает важность последующего сообщения, описания - выполняет эмоционально-оценочную функцию, подчеркивает позицию автора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 10 класс
Программа расчитана на 34 часа в год....
Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 11 класс
Программа рассчитана на 34 часа в год....
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...