тематическое планирование курса "Обучение текстовой пунктуации"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Цель курса - повысить пунктуационную грамотность школьников, указать на  смысловую функцию   употребления знаков препинания в текстах, мотивировать учащихся не пренебрегать постановкой знаков препинания в собственных текстах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_planirovanie.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование курса «Обучение текстовой пунктуации»

Предмет: русский язык

Классы: 5 – 9

Класс

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

5

Коммуникативная функция  знаков препинания в конце  предложений, высказываний.

Точка в конце повествовательного предложения как основной знак.

Многоточие как вариант знака.

Смысловая функция многоточия

- недосказанность, недоговоренность, приглашение к размышлению.

Выразительно читать тексты.

Знать основные признаки текста.

Уметь определять тему текста.

Формулировать основную мысль  текста (смысл текста).

Уметь связывать смысл текста с постановкой знака препинания.

Безошибочно списывать тексты.

Вопросительный знак в конце предложений  как основной знак, смысловая функция -  выражение  прямого вопроса.

Сочетание вопросительного и восклицательного знаков как вариант знака, смысловая функция  парного знака: передает более сильное чувство, более эмоционально его окрашивает.

Восклицательный знак как основной знак, смысловая функция – выражение восторга, удивления, восклицания.

Тире между подлежащим и сказуемым

Коммуникативная функция тире – выделение важных по смыслу слов, придание большей выразительности.

Пунктуационное оформление обращения

Запятая и восклицательный знак при обращении.

Пунктуационное оформление диалога

Знаки препинания при диалоге помогают донести смысл высказываний.

6

Коммуникативная функция  знаков препинания в конце  предложений, высказываний.

Многоточие как вариант знака.

Смысловая функция многоточия:

- недосказанность, недоговоренность

- приглашение к размышлению

- умолчание,

-  обрыв в развитии мысли, возможность читателю самому закончить мысль.

Сочетание многоточия с восклицательным знаком как выражение эмоциональной взволнованности.

Интонационно выразительно

 читать тексты.

Строить устный монологический ответ в форме рассуждения.

Определять тему текста, формулировать его основную мысль.

Связывать постановку знаков препинания со смыслом текста.

Анализировать пунктуационное оформление текстов.

Знать правила постановки знаков препинания.

Смысловая функция парного знака (сочетание вопросительного и восклицательного знаков): передает более сильное чувство, более эмоционально его окрашивает.

Риторические вопросы и их роль в тексте: приглашают к размышлению, акцентируют внимание на основной мысли текста, привлекают внимание.

Нанизывание риторических вопросов в тексте как композиционный прием.

Восклицательный и  вопросительный знаки внутри предложения, т.е. при однородных членах, после слов, обращений, междометий, их роль в тексте:  подчеркивают авторскую оценку описываемого:

Коммуникативная функция восклицательного знака:

передача эмоциональной стороны речи, усиление экспрессии, фиксирование главных, ключевых слов.

Восклицательный знак в скобках, цитатах.

Пунктуационное оформление обращения

Основные знаки – запятая, восклицательный знак.

Коммуникативная функция  тире при обращении:  усиливает его, выделяет в тексте, подчеркивает смысл.

7

Повторение и обобщение изученного в 5-6 классах

Знать правила постановки знаков препинания.

Строить связные монологические высказывания.

Анализировать текст: определять тему, основную мысль текста, способы и средства связи предложений.

Опознавать знаки препинания, объяснять их постановку и связывать со смыслом текста.

Однородные члены предложения

Ряды однородных членов как средство выразительности.

Сегментирование однородных членов предложения. Точка при сегментировании как способ выделения важных по смыслу слов

8

Пунктограммы при вводных словах, предложениях, вставных конструкциях и их смысловая значимость

Отличие вводных конструкций от вставных.

Скобки как основной знак пунктуационного оформления.

Тире как вариант знака, смысловая функция – выделение важных, значимых структурных компонентов  предложений в тексте.

Создавать собственные инструктивные тексты на заданные темы.

Редактировать тексты.

Знать правила постановки знаков препинания.

Анализировать пунктуационное оформление текстов, объяснять постановку знаков препинания  и связывать  со смыслом текста.

Пунктуационное  оформление обособленных членов предложения

Цель  употребления обособленных членов предложения в текстах художественного и публицистического стилей – смысловое и эмоционально-экспрессивное выделение коммуникативно-сильных компонентов текста. Тире как вариант знака при них.

Пунктуационное  оформление   уточняющих членов предложения

Уточняющие члены предложения используются по воле  автора, подчиняются субъективному критерию, носят глубоко личностный смысл.

Смысловая функция знаков препинания при них – придать им самостоятельность, выделить, отграничить.

Коммуникативная функция тире в неполном предложении

Как типизированное средство актуализации коммуникативно-важных для говорящего слов.

9

Пунктограммы, отделяющие части сложного предложения и их смысловая функция

Коммуникативная функция точки с запятой:

- структурно членит предложение на более самостоятельные по смыслу части

- указывает на разный смысл этих частей

- придает частям большую смысловую самостоятельность

- передает впечатление от увиденного

Анализировать пунктуационное оформление текстов.

Знать смысловые функции знаков препинания, понимать их роль в тексте.

Создавать собственные тексты, уметь  пунктуационно грамотно их оформлять.

Проводить языковой анализ текста

Коммуникативно-обусловленное тире

Коммуникативная функция тире:

- отграничивает главные по смыслу слова

- подчеркивает важность последующего сообщения, описания

- выполняет эмоционально-оценочную функцию, подчеркивает позицию автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...