Урок-сказка по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок по теме "Имя существительное. Обобщение". 

Урок обобщения и систематизации знаний об имени существительном как части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Тема урока:  Урок-сказка.  Имя существительное как часть речи.  Обобщение.

 

Цели и задачи урока:

1.        Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категориях части речи;

2.        Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности.

3.        Воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству.

4.        Создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование и наглядность:

•        карточки с заданиями;

•        пословицы и поговорки, загадки;

•        кроссворд,

•        скороговорка,

•        презентация с видеосюжетами из сказки и отдельными заданиями;

•        компьютеры, мультимедиа и экран.

Ход  урока:

Учитель.  

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Звенит звонок,

Начинается урок.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать,

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

И проведём необычный урок – урок-сказку. Все вы с младших классов знаете сказку “Гуси-лебеди”. Попробуем вспомнить, с кем встречалась Машенька на своем пути?

(Дети перечисляют: печь, молочная река, яблоня, избушка с Бабой-Ягой )

Учитель. Правильно, ребята, и сегодня по очереди герои сказки придут к нам в гости. Но придут они не с пустыми руками. У каждого из них будут различные задания. Только выполнив их, вы сможете избежать опасности и продолжить путь дальше.

 Команды будут соревноваться между собой, но иногда и помогать друг другу, чтоб не попасться в зубы хищников.

Ведь в каждой сказке побеждает ЧТО?

(Дети хором: “Дружба и добро!”)

Дорога наша тайн полна,
Но будет долгою она
Для тех, кто правил не учил,
Кто их читал, но всё забыл…
Надеюсь, нет таких у нас? (Ответ ребят)
Ну что ж, ребята, в добрый час!

Учитель. Итак, дети, в добрый путь! (Звучит музыка из “Напутственной песни” Г.Гладкова)

Открываем Двери в сказку, чтоб не потеряться,
Вы должны всегда, ребята, за руки держаться.
Только дружная команда справится с заданием.
Мы смекалки и удачи всем здесь пожелаем.

Учитель. Жили мужик да баба. У них была дочка да  сыночек маленький.

Слайд (речь матери)

 Учитель.  Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Слайд (полет гусей)

Вернулась девочка, смотрит – а братца нет. Выбежала она в чистое поле и только увидела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала и увидела печь.

Слайд (печка)

Задания от печки.  Игра «ЛОТО» (на каждой парте  лежит  конверт с карточками: нужно из предложенных признаков частей речи выбрать те, которые есть у имени существительного).

- Проверим вашу работу.  Какие признаки  имени существительного  вы нашли?

 ( склонение, несклоняемые, безударные гласные Е – И в окончаниях существительных, спряжение, признак предмета, указание на лицо, время, наклонение вид, род, падеж).

Задание № 2. Определите род данных существительных (письменно)

I команда

II команда

Берёза, трава, крыло, брат,  

Липа, яблоко, женщина, мышка,

берег, мужик, река, пирог, мать.

улица, поле, лес, песня, девочка.

Задание 3. Разделите эти же слова на одушевлённые и неодушевлённые (выполняют задание на компьютере)

Слайд (указание дороги)

Учитель. Побежала Машенька дальше. Видит стоит яблонька.

Слайд (яблоня)

Выполнишь мои задания – отпущу!

(Дети выполняют в тетрадях задания, данные на карточках)

Задание № 1. Допишите пропущенные буквы.

Р…са, ц…ркуль, д…брота, б…рёза, ш…рох, в…юга, праз…ник, изл..жение, под…рок, улиц…, н…ра, дер…во, гуш…, ч…ловек, зар…сли.

Задание № 2. Подберите к словам прилагательные.

I команда

II команда

Медведь, ночь, лошадь, рожь,

Помощь, ландыш, ключ,

речь, товарищ, конь, капель, день, вещь.

 ёж, дочь, гриб, село, поле, весна

Задание № 3. Отгадать загадку, записать существительное- отгадку и определить его род и склонение.

Стою на крыше, всех труб выше (антена).
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней).
В раздевалке я служу, на весу пальто держу (вешалка).
Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
Светит и сверкает, всех согревает (солнце).
То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка (тетрадь).

Слайд (напутствие яблони)

Яблоня. Ох, не хотела я тебя отпускать, да придётся… Что ж беги дальше!

Учитель  (физкультминутка)

Вот пора и отдохнуть,
Труден очень был наш путь.

И сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.

Учитель. Я буду называть слова, а ты, если это существительное единственного числа – присядешь, а если множественного числа – встанешь и обе руки вверх вытянешь.

(Небо, деревья, дорога, кусты, солнце, сосны, тропинка, дождь, птицы, капля, лучи, погода, облака, ягодка, ножницы, молоко, каникулы, мяч, карандаш).

Ну, ребята, как вам путь?
Вы успели отдохнуть?
Сил набрались или нет?
Будем мы искать ответ?
Здесь такая остановка,
Что нужна скорей сноровка.

Учитель:

 Молодцы! Ну что сказать?
Путь нам надо продолжать.
Впереди у нас река,
Широка и глубока,
Чтобы реку переплыть,
Нам дружнее надо быть.
Если мы смекалку, ум отгоним,
Тотчас вместе все потонем.

Слайд речка

Задание №1. Найдите вторую половину пословицы или поговорки.

Встречают по одёжке, (провожают по уму.)
Мир освещается солнцем, (а человек – знанием.)
Делу время, (а потехе час.)
Грамоте учиться (всегда пригодится.)
Языком не спеши, (а делами не смеши.)
Любишь кататься – (люби и саночки возить.)

Учитель.

Ну, посмотрим, что нас ждёт?
Первым кто из нас пройдёт?
Кто быстрее всех прочтёт,
Слово лишнее найдёт.

Задание № 2 - слайд № 9

1. Носок, мозоль, георгин, помидор.
2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
4. Обжора, рёва, балерина, разиня.

Задание №3.

Синтаксический разбор: разберите предложения по членам, обозначьте имена существительные.

  1. Пришла весна.
  2. Из облаков падает то снег, то дождь.
  3. Дует сильный ветер и раскачивает ветви деревьев.
  4. Везде лужи талой воды.
  5. И всё-таки весна – хорошее время года!
  6. Что ты, белая берёзонька, кручинишься?

Слайд напутствие речки

Учитель. Долго она бегала по полям, лесам. День клонился к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

Слайд (избушка)

Скороговорки. (По одному ученику из каждой команды)

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали –

Зубы сразу же сломали.

Ой, какие быстрые! А вот с этим заданиями так же быстро справишься? Выполни задания,

Задание № 1. Вспомните правило и запишите пропущенные буквы (Слайд.) (Задание выполняют на компьютере)

Помогать подруг..,  радоваться удач.., обрадоваться новост.., ветка сирен.., вершина ёлк.., ошибка в изложении…, песня о счасть…, рассказ о путешествии…, вытащить из проруб…,  изменения в расписани…, написать в альбом…

Задание № 2.

   - А теперь проверим, как вы умеете определять падежи!

Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей, красивее нет!

И если б зашёл я,

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

Задание 3. Решите кроссворд.

Итак, начнём:

  1. Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)
  2. Огородное растение, растущее обычно кочаном. (КАпуста)
  3. Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. (ЛЕсной)
  4. Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
  5. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
  6. Масло бывает животного происхождения и … (РАстительного)
  7. Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
  8. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. (ТЕлЕфон)
  9. Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)
  10.  Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)
  11.  Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
  12.  Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. (ДЕловой)

Слайд (побег домой)

Учитель. Вот мы и дошли до конца сказки. Молодцы! (Слайд со словом “МОЛОДЦЫ!”.) 

Справились со всеми заданиями и повторили имена существительные. А напоследок давайте споём “Песенку друзей”. (Слайд №15 с текстом песни)

(Урок заканчивается “Песенкой друзей” Г.Гладкова.)

Рефлексия -  создание сказочного дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Дидактическая разработка урока "Сказки на уроках немецкого языка"

Урок домашнего чтения по русской народной сказке "Беззаботный монастырь" разработан для учащихся 7-8 классов.   Сценарий сказки на немецком языке можно использовать как для чтения по ролям н...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...