Фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни. Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) по теме

Рублевская Лариса Владимировна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rublevskoy.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни

Задачи урока: 

  • систематизировать и углубить знания учащихся о фразеологизмах;
  • формировать умение отличать фразеологизмы от слов и свободных словосочетаний; определять и формулировать значение фразеологических единиц, заменять их на синонимичные и антонимичные выражения; использовать в своей речи, совершенствуя устную речь, делая её выразительной, яркой, образной;
  • развивать навык работы с фразеологическим словарем;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: «Фразеологический словарь русского языка», мультимедийная презентация, видеофрагмент, Технологическая карта урока русского языка.

Ход урока

  1. Организационный момент 

  • Здравствуйте. Прошу любить и жаловать – Рублевская Лариса Владимировна. Сегодня на уроке я не буду разводить антимонии (занудничать, вести пустые дела) и  метать бисер (напрасно говорить), а засучив рукава (усердно) за милую душу (с удовольствием) вместе с вами возьму дальний прицел (замысел)  и раскрою подводные камни (скрытые затруднения).
  • Из моего приветствия сформулируйте тему урока.
  • Да, наступили на любимую мозоль (больное место). Вы правы, тема нашего урока «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни» (слайд)

  1. Постановка задач урока

  • Актуализируя знания, мы выполним ряд задач.
  • Во-первых, разложим по полочкам имеющиеся знания о фразеологизмах.  Что значит «разложим по полочкам»? (Систематизируем знания).
  • Во-вторых, узнаем всю подноготную об отличии фразеологизмов от слов и свободных словосочетаний. (Выведать тайны, узнать истину).
  • В-третьих, в мгновение ока будем определять и формулировать значение фразеологических единиц. (Очень быстро).
  • В- четвертых, в два счета научимся находить синонимы и антонимы к фразеологизмам. (Быстро).
  • Если мы выполним намеченные задачи, то на ЕГЭ по русскому языку задания А30 и В8 вы будете щелкать как орешки (легко справляться).

         

        

  1. Актуализация знаний
  1. Определение.
  • Обратите внимание на экран, в данных предложениях найдите фразеологизмы, объясняя свой выбор.
  1. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. – Февраль на дворе, вот-вот пригреет солнышко, и хлеборобу засучив рукава надо браться за дело.
  • В каком значении употреблен фразеологизм? (Усердно).
  • Что такое фразеологизм?

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. Общее значение такого оборота не вытекает из значений составляющих его элементов.(слайд)

  • Является ли фразеологизмом «засучив рукава» в 1 предложении?
  • 1 вариант запишите в Технологической карте признаки свободных словосочетаний и фразеологизмов; 2 вариант, используя выражение «прикусить язык», составьте два предложения: со свободным словосочетанием и с фразеологизмом.
  • Проверяем.

                                                     Признаки

свободных словосочетаний

фразеологизмов

любое слово можно заменить другим

в их составе нельзя заменять одно слово другим

слова сохраняют самостоятельный смысл

слова теряют свою смысловую самостоятельность

создаются в речи, не требуют запоминания

фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания

(слайд)

  • Примерный ответ. Телега подпрыгнула на ухабе, и я прикусил язык. – Тут Иван Петрович заметил, что проговорился, и прикусил язык.
  • Итак, фразеологизмы нельзя путать со свободными словосочетаниями.
  • Нить Ариадны (путеводная, руководящее начало) довела нас до сложного материала.

2)  Разряды фразеологизмов

Все фразеологические единицы делятся на три разряда: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

  • Внимание на экран. Разделите на три группы: бить баклуши, вылететь в трубу, закинуть удочку, как пить дать, одержать победу, кромешный ад.
  • Прочитайте определения и скажите, где фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания?

Фразеологические сращения – это абсолютно неделимые фразеологизмы, значение которых совершенно не зависит от слов, составляющих фразеологизм. Например, бить баклуши, как пить дать.

Фразеологические единства, как и фразеологические сращения, семантически неделимы, но в них целостное значение, чаще всего обратное, мотивировано значением составляющих слов. Например, вылететь в трубу, закинуть удочку.

Фразеологические сочетания – это такие обороты, целостное значение которых вытекает их значений слов, составляющих фразеологизм. Например, одержать победу, кромешный ад.

  • Да, в определении разрядов вы ещё блуждаете в потемках (слабо разбираетесь, действуете наугад).

( слайд)

  1. Практическая часть.
  • А теперь разрубим Гордиев узел, т. е. решим сложное, запутанное дело.
  • Разделимся на четыре группы. Вот вам Гордиев узел.  Возьмите из него по  одной ленточке. Вам надо определить значение фразеологизмов, используя синонимичные I.- глаголы; II.- имена существительные; III.- имена прилагательные или причастия; IV.- наречия, передавая их по кругу по моему хлопку. Каждый пишет свой ответ. (Хлопок через 5-7 секунд, всего 7 хлопков).

I. Брать на карандаш, втирать очки, делать погоду,  душа болит, не верить своим глазам, задеть за душу, души не чаять.

II. Первая молодость, правая рука, медный лоб, ломовая лошадь,  соль земли, золотые руки, медвежий угол.

III. Видавший виды, богом забытый,  с иголочки, нечистый на руку, второго сорта, богом данный, битком набитый.

IV. Очертя голову, положа руку на сердце, разиня рот,  во веки

веков, одним духом, не сегодня-завтра, не солоно хлебавши.

  • Покажите себя (проявите свои способности) и прочитайте ответы.
  • Сверьтесь.

Ответы (слайд):  I. Записывать, делать пометы; вводить в заблуждение; иметь значение; волноваться, переживать, беспокоиться; удивляться; взволновать; любить.

(слайд)II. Успех, признание;  ближайший помощник; ограниченный, пустой человек, дурак; труженик; цвет общества; мастер; провинция.

(слайд)III.  Много испытавший; одинокий, заброшенный человек; не бывший в употреблении, новый; склонный к воровству; не свежий, не лучший; талантливый, одаренный; очень полный.

(слайд)IV.  Безрассудно, опрометчиво; откровенно, правдиво; неосмотрительно, нерасчетливо; навсегда, вечно; разом; скоро; безрезультатно.

  • У вас на партах лежат листочки разного цвета.
  • А вас ожидает индивидуальное задание. В ЕГЭ часто встречаются подводные камни. Чтобы справиться с ними в мгновение ока, вам надо блоху подковать, рассказав  кратко историю происхождения данных фразеологизмов («глас вопиющего в пустыне», «голая правда», «деньги не пахнут», «довести до белого каления»).
  •  Всем миром сообща (вместе) с олимпийским спокойствием (невозмутимым)  находим синонимичные пары.
  • Обладатели красных и желтых бумажек, приготовились. Гости тоже принимают участие в разминке. Работаем поочередно. Встают в порядке номеров те, у кого красная бумажка, громко читают фразеологизм и зовут себе синоним из обладателей желтых карточек. Если вы синоним, то встаете и читаете свой фразеологизм.
  • Вот и первая пара. В технологической карте полученные пары отмечайте стрелочками.
  • Дальше.

хоть пруд пруди

кто во что горазд

как снег на голову

ни рыба ни мясо

рукой подать

с пустыми руками

ни кровинки в лице

доводить до белого каления

в двух шагах

куры не клюют

кто в лес, кто по дрова

как гром среди ясного неба

ни то ни сё

приводить в бешенство

несолоно хлебавши

как мел

Правильные ответы:

хоть пруд пруди

кто во что горазд

как снег на голову

ни рыба ни мясо

рукой подать

с пустыми руками

ни кровинки в лице

доводить до белого каления

куры не клюют

кто в лес, кто по дрова

как гром среди ясного неба

ни то ни сё

в двух шагах

несолоно хлебавши

как мел

приводить в бешенство

  • Приготовились обладатели зеленых и синих карточек. Ищем пару – антоним. Начинают зеленые.
  • Вот и первая пара. В технологической карте полученные пары отмечайте стрелочками.

рукой подать

на вес золота

семи пядей во лбу

песок сыплется

в час по чайной ложке

засучив рукава

мастер кислых щей

мастер на все руки

спустя рукава

у черта на куличках

грош цена

хоть кол на голове теши

молоко на губах не обсохло

на всех парах

Правильные ответы:

рукой подать

на вес золота

семи пядей во лбу

песок сыплется

в час по чайной ложке

засучив рукава

      мастер кислых щей

у черта на куличках

грош цена

хоть кол на голове теши

молоко на губах не обсохло

на всех парах

спустя рукава

мастер на все руки

  • Молодцы, комар носа не подточит (ни к чему не придерешься).

  • Откуда фразеологизмы входят в нашу речь? Почему мы говорим «глас вопиющего в пустыне», «голая правда», «деньги не пахнут», «довести до белого каления»?

(слайды на каждый фразеологизм)

  • Слушаем вас.

  

             Видеофрагмент

  • Еще не вечерДержим руку на пульсе…Следите за событиями фрагмента и выпишите все фразеологизмы, которые услышите.
  • Сверяем. У кого столько же. Молодец, чистой воды (настоящей) работа.
  • Вернемся к нашим баранам (продолжим)! Я предлагаю Вам инструкцию по безопасности  к подготовке и участию в ЕГЭ
  • Ваша задача – найти фразеологизмы и заменить их синонимами, являющимися общеупотребительными словами. (Дополнительно раздать на листках).

Инструкция по безопасности.

Уважаемые выпускники!

  Если Вы пришли на экзамен и поняли, что у Вас каша в голове,  что Вы не в зуб ногой, что Вам что-то не по зубам, не вешайте нос, не сгущайте краски, начинайте думать головой.

Чтобы случайно не сломать зубы при выполнении заданий ЕГЭ, чтобы не глотать слюни, глядя на всё знающего соседа, и не реветь белугой, получив результат, не нужно хлопать глазами сегодня. Уже сейчас держите ушки на макушке! Готовьтесь к ЕГЭ ежедневно и тщательно.

Нужно, чтобы Вы зубы свои съели, глаз набили, чтобы в конце концов собаку съели, но пальму первенства оставили за собой.

  Докажите всем, что Вы не лаптем щи хлебаете, и грызите гранит науки. Вот где собака зарыта. Если Вы это поймете, и дело будет в шляпе. И пусть Вам завидуют те, кому Вашего результата не видать как собственных ушей.

Успехов! (слайд)

  • Прочитайте ваш текст.
  • Молодец, лебединая песня (проявление таланта).
  • Проверьте себя.

Инструкция по безопасности.

Уважаемые выпускники!

      Если Вы пришли на экзамен и поняли, что у Вас каша в голове (беспорядок в мыслях),  что Вы не в зуб ногой (ничего не знаете), что Вам что-то не по зубам (не хватает умения), не вешайте нос (не отчаивайтесь), не сгущайте краски (не представляйте  что-либо хуже, чем на самом деле), начинайте думать головой (искать решение).

      Чтобы случайно не сломать зубы (потерпеть неудачу) при выполнении заданий ЕГЭ, чтобы не глотать слюни (завидовать недоступному), глядя на всё знающего соседа, и не реветь белугой (громко плакать), получив результат, не нужно хлопать глазами (бездействовать) сегодня. Уже сейчас держите ушки на макушке (будьте настороже, внимательны)! Готовьтесь к ЕГЭ ежедневно и тщательно.

 Нужно, чтобы Вы зубы свои съели (прибрели опыт), глаз набили (приобрели опыт), чтобы  в конце концов (в итоге)  собаку съели (приобрели большой опыт), но пальму первенства (явное преимущество) оставили за собой.

Докажите всем, что Вы не лаптем щи хлебаете (не прозябаете в невежестве), и грызите гранит науки (учитесь). Вот где собака зарыта (вот в чем причина успеха). Если Вы это поймете, и дело будет в шляпе (всё в норме). И пусть Вам завидуют те, кому Вашего результата не видать как собственных ушей (никогда не будет).

Успехов! (слайд)

  • Тему ЕГЭ закончу таким пожеланием, а вы хором ответьте мне.
  • Пусть ваши стрелы летят мимо цели, пусть расставленные вами капканы и силки, останутся пустыми. (Так охотникам, боясь сглаза, желали ни пуха ни пера).
  • И я желаю вам ни пуха ни пера.
  • Я думаю, что сейчас уже дело в шляпе и вы как рыбы в воде будете находить фразеологизмы. Если вы считаете так же, то наденьте, пожалуйста, шляпки.
  • В подарок от себя и греческих богов хочу вручить вам Прометеев огонь как символ стремления к совершенству.

7.  Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Для чего нужен язык», используя в речи фразеологизмы, и выполните оставшееся задание в Технологической карте.

  • Спасибо за урок.

                                Список использованной литературы

  1. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Т.Г.Никитина Русские фразеологизмы в лингвострановедческом и лингвокраеведческом аспекте. Учебное пособие. Псков, 2011. - 140 с.
  3. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники / А.М. Бабкин. — Л. : Наука, 1970 .- 263 с.
  4.  Балакай А.Г. Фразеология современного русского языка / А.Г. Балакай ; Новокузнецкий гос. пед. ин-т .— Новокузнецк : Б.и., 2002.- 227с.

Оценки:

  • Стреляный воробей
  • Важная птица
  • Поднял голову
  • Сделать ход конем
  • Блуждать в потемках
  • Чистой воды
  • Как рыба в воде
  • Лебединая песня
  • Горячая голова
  • Семь пядей во лбу
  • Куры не клюют

 Задание на дом 

  • Подберите русские фразеологизмы, соответствующие по значению к приведенным фразеологизмам из разных языков. О какой черте характера человека говорят названные фразеологизмы?

1. Носить листья в лес (англ.); носить воду в колодец (нем.), носить воду в

море (итальянск.), носить дрова в лес (лат.).

 2. Делать из комара верблюда (чешск.), делать из иглы вилы (польск.).

3. Когда хвост верблюда коснется земли (киргиз.).  (14 слайд)

  • Сочинение-миниатюра. Напишите небольшую статью о международном положении, используя возможно большее количество фразеологизмов:
  • политика силы;
  • военная истерия;
  • рвать цепи;
  • баснословные прибыли;
  • бредовые идеи;
  • мирное государство;
  • очаг войны;
  • играть с огнем;
  • бряцать оружием;
  • военная мощь;
  • межконтинентальные ракеты;
  • мирное сосуществование;
  • военный блок;
  • вмешательство во внутренние дела;
  • центр международной реакции;
  • военная база;
  • разжигатели войны;
  • холодная война

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.

Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики"....

Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

Введение Личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная  и коммун...

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»...

Исследовательская работа по теме "Фразеологизмы в нашей жизни"

В настоящее время существует проблема недостаточности знаний по теме «Фразеологизмы». Многие думают, что знание фразеологизмов им не пригодится, хотя сами часто используют их в р...

Фразеологизмы в нашей жизни

Данный материал предназначен для закрепления знаний по теме "Фразеологизмы".Цель: 1. Обобщить полученных знаний. 2. Развивать любовь к русскому языку...