Конспект урока по литературе.Повесть "Ася" И.С.Тургенева.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Эникпен Азиата Николаевна

Эта повесть актуальна во все времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx22.75 КБ
Файл nazyvnye_predlozheniya.docx26.59 КБ
Microsoft Office document icon povest_asya_i.turgeneva.doc1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Проблемы повышения грамотности учащихся в современных условиях»

        Считаю весьма знаменательным и удачным тот факт, что в этом году в нашей республике проводится «Год Русского языка».Бывают эпохи, объективно сложные времена, когда деятельность общественных организаций особенно нужна и продуктивна. Такую непростую эпоху переживаем мы сейчас. Она напрямую касается русскому языку. Поражает «объективизм» академических учреждений и их представителей, которые заявляют в средствах массовой информации, успокаивая общественность: «Ничего страшного с нашим языком не происходит, особых угроз для него не существует, то, что сегодня считается ошибочным, может закрепиться со временем в литературной речи, язык молодежи, который мы, старшее поколение, ругаем, лет через двадцать станет вполне обычным». Говорить так- значит плыть по течению, отказаться от культурного строительства в области языка. Принимать такую позицию никак нельзя.

       Русский язык переживает трудные, катастрофические времена. Это связано с наплывом иноязычных слов, и с заметной вульгаризацией речи- из-за хлынувших в нее жаргонизмов, арготизмов, грубого просторечия.

       Сплошная неграмотность не должна и не может никого успокаивать. На наших глазах вырастают поколения, которые не знают своей истории, своей традиционной культуры, своего языка. Это не поколение читающих- это поколение «смотрящих», «слушающих» или «играющих». Каковы в речевом и языковом отношении наши СМИ, рекламные тексты ТВ, триллеры и боевики- мы знаем очень хорошо. А какова речь молодых ведущих телешоу, мы тоже слышали, и вряд ли можно видеть в ней будущее русского языка.

      Русский язык и русская культура- это главные факторы общности соотечественников как в России, так и за ее пределами. Отсюда необходимость особого внимания к этому со стороны государства, Министерства печати, периодических изданий, радио и телевидения, а не только школы, Министерства образования.

       Пока же, к сожалению, ничего этого нет, а широковещательные, но нереальные   программы (в том числе и федеральные) положения дел не меняют. Российские СМИ не являются носителями русского литературного языка- образцового, нормированного, служащего эталоном культуры речи.

      Однако нельзя ссылаться на «объективные процессы, нельзя подчиняться стихии и сидеть сложа руки, надо всему этому противостоять. Голос общественности, голос общественных организаций должен быть направлен против стилистического снижения и огрубления языка. Только тогда будет поворот в нужную сторону и в нужном направлении. И, надеюсь, не будет «шуточек», подобно следующей: «За чистоту языка. Дети скверно ругаются матом. И это уже забота учителей- научить их ругаться хорошо» («ЛГ», №48, 2001). В вопросах языка не до подобных плоских шуток. По верному замечанию Ф.И.Буслаева, язык народа «доходит к нам сокровищницей всей прошедшей жизни нашей».

      В триаде «учитель-ученик-учебник» главным звеном является учитель. Оставляем в стороне вопрос о том, что в нашем обществе учитель не занимает достойного места. Хотя это, безусловно, очень и очень важно. Скажем о другом: в приобщении учеников к красоте и мудрости языка учителю принадлежит решающая роль. Изучать русский язык в школе надо как родной, а не как иностранный, то есть с опорой на чутьё, память, речевой инстинкт. Владеть русским языком- это значит знать поэзию, прозу, происхождение слов и выражений, владеть смысловыми и стилистическими богатствами слова, стилистическими конструкциями, понимать эстетику слова.

     Забота о русском языке станет делом учителей по всем предметам, а не только учителей-словесников, преподавателей русского языка и литературы. В школе должен быть установлен подлинный и строгий нормативно-речевой режим. Чтобы все учителя не только сами говорили правильно, но и поправляли самих себя и своих учеников. Чтоб не ругались при детях матом и грубыми словами трудовики и физкультурники, завхозы и нянечки, сторожа и охранники. Каждая школа должна стать оазисом литературной нормы, правильности и красоты русского языка, островком образной и меткой русской речи.

       Хороший, талантливый, влюбленный в свое дело и в детей учитель всегда найдет возможность обойти все «объективные» трудности, о которых уже говорилось, с тем, чтобы привить интерес учеников к русскому языку, дать им необходимые навыки и знания.

       Второе звено триады- ученик. В нем должен воспитываться авторитет школы, несмотря на негативные влияния извне. Здесь нужна помощь семьи, родителей, которые должны культивировать уважение к труду учителя, его знаниям, нужно, чтобы  чаще дома звучали советы:»Спроси об этом у учителя», «Узнай-ка в школе» и т.п..

     Известно, что в детстве- все поэты. Значит в обучении русскому языку надо больше опираться на творческое начало, развивать детскую самодеятельность. Надо возродить в школе литературно-поэтические кружки, театральные студии; чаще проводить викторины, КВН, соревнования в знания русского языка, крылатых слов, пословиц и поговорок; издавать рукописные журналы, листки правильной речи и смешных оговорок и ошибок, поставить заслон жаргонизмам, штампам и ненужным иноязычным заимствованиям. Чтение классической литературы- лучшее лекарство от речевых «болезней», и что прочитано в школе- остается на всю жизнь.

      Наконец, третье звено- учебник. Авторам учебников и школьных программ надо смелее избавляться от излишнего орфографизма в школе. Например, стоит ли так упорно держаться за понятие и термин «орфограмма»? Если разумно расширять разделы «Словообразование» и «Этимология», вводить в школьную практику элементы исторической грамматики, смелее опираться на знания европейских языков, о начатках латинского и древнегреческого, то от пресловутых «орфограмм» мало что останется. Как не было «языка» до Октября, а люди из гимназий и реальных училищ выходили грамотными?

      Обучать надо не «орфограммам» (расписанным по номерам), а самому языку. Вместе с тем нам никуда не уйти от того прискорбного факта, что уровень орфографической грамотности школьников в последние годы заметно снижается. Причины этого в общем-то известны: дети мало читают

(или читают не то), они не приучены думать над языковыми фактами, не знают историю языка и т.д.. А ведь школьная безграмотность переходит в безграмотность студенческую и неминуемо- в безграмотность дипломированных специалистов и руководителей.

       Высокая грамотность выпускников средней школы должна сочетаться с овладением основами научных знаний о русском языке, умением пользоваться им на практике. Ведь большинство из них с наукой о русском языке расстанется вместе  с окончанием школы. Значит, нужны активные поиски новых путей в преподавании русского языка, общие усилия методистов, языковедов, учителей-практиков и авторов учебников, издательских учреждений.

        Учебники для школы (причем- по всем предметам) должны быть образцовыми в языковом отношении, написанными живым, увлекательным, образным языком. Их должно быть приятно читать: это книги, которые пока еще читают наши дети.

       Надо издавать побольше книг для чтения- учителям и ученикам; активнее использовать их на уроках и во внеклассной работе. Нужны популярные «Словарики ошибок», школьные словари трудностей и «правильностей».

       Министерству образования России при вынесении грифов- рекомендаций хорошо бы ввести обязательный раздел заключений (рецензий- экспертную оценку языка, стиля изложения, доступности и популярности, живости и занимательности и т.п..)

      Крайне нежелательны предпринимаемые вопреки резким и обоснованным возражениям педагогической, писательской, журналисткой, актерской, дикторской и другой общественности попытки реформирования (корректировки, редактирования, поправок и т.п.) действующего «Свода правил русской орфографии и пунктуации. Они не только не содействуют повышению грамотности, но, напротив, могут вызвать нигилистическое отношение к литературным нормам, к письму, к орфографии вообще. Эти «изменения» должны быть отложены до лучших времен.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Назывные предложения»

                              Цели:

Обучающие:

  • Дать понятие о назывных предложениях, показать их значение, сферу их употребления;
  • Обобщить и расширить сведения об односоставных предложениях;
  • Употреблять односоставные предложения при написании творческих работ.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас, усложнить смысловую функцию речи;
  • Развивать воображение, любознательность, логическое мышление;
  • Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка.

       Воспитательные:

  • Развивать  интерес и потребности изучения предмета, самообразования;
  • Воспитывать любовь к своей родине, интерес к краеведению.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: решение познавательных задач.

Технология: РКМЧП

  1. Организационный момент
  1. Приветствие. Краткое представление присутствующих.
  2. Запись даты, темы урока.
  3. Лексическая и синтаксическая минутки.
  1. Слово учителя

Ребята ,как вы думаете ,о чем мы с вами сегодня будем говорить? Речь пойдет о назывных предложениях .Имя нашего сегодняшнего урока: Сделаем небольшую разминку.        

В начале у нас лексическая минутка .Сегодня мы будем работать со словами портал и сайт .Давайте определим значения данных слов .Они зафиксированы в словарях т.о:

        Портал -заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка и восходит к латинскому  portus –вход, ворота .Портал -это архитектурно оформленный проем, вход, в общественное здание, дворец , церковь. Современное значение-портал- это большой сайт, а сайт (от английского site-место )-это место в сети Интернет ,отводимое пользователю этой сети для размещения на нем информации .Иными словами сайт -большая страничка в Интернете .Портал- это группа  сайтов , объединенных одним адресом ,общими элементами дизайна и структуры. Портал- это сайт с очень высокой посещаемостью.

Как правильно произнести: в сети или в сети ?                                                          

        Ответ: во всех косвенных  падежах  слова сеть ударение -на основе: нет сети ,сетью ,о сети. И только в предложном падеже со значением места (где) есть 2 равноправных правильных  варианта: в сети и в сети.

  1. Объяснение нового материала

А теперь приступим к изучению нового материала.

         Назывные предложения- это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член- подлежащее. Они имеют один грамматический состав. Предикативность в односоставных предложениях выражается в одном главном члене, который является единственным организующим центром. Назывные предложения сообщают го том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Например: Какая ночь!

Давайте послушайте несколько строк из стихотворения А.А.Фета.  

      Шепот, робкое дыханье,

      Трели соловья,

       Серебро и колыханье

       Сонного ручья,

       Свет ночной. Ночные тени,

       Тени без конца,

       Ряд волшебных изменений

       Милого лица.

       Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Толстой писал о нем: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». Из 22 слов стихотворения 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа. Они передают неподвижность, неизменность, постоянство, тишину.

Составьте синквейн об односоставных предложениях.

Предложения

Яркие, выразительные

Определять, применять, составлять

Люблю великий могучий язык

Наука

  1. Закрепление

ПОГРУЖЕНИЕ.

Согласен!! не согласен. («Тонкие вопросы») ДА !! НЕТ

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет)

ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТОЛЬКО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.(По А.А.Фету)

Один ученик работает у доски. Самопроверка.

  1. Сядь у моря – жди погоды.
  2. Какая холодная осень!
  3. А ручей так и рвётся.
  4. От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.
  5. Что за вечер!
  6. Ночь. Не слышно шума городского.
  7. Будто воды, наши годы станут прибывать.
  8. Отчего ж не ждать?
  9. Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.
  10. Весна. Совсем тепло.

ОТВЕТ: 1, 2,5,6,8,10

НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  1. Что же говорят об этом удальце?(П.)
  2. Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)
  3. Тихая, звёздная ночь. (Ф.)
  4. Кому владеть мечом? (П.)
  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
  6. Не отходи от меня, друг мой. (П.)
  7. На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)
  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)
  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)
  10. Непредвиденный дождь.

ОТВЕТ:

  1. неопр.- личн.
  2. опред.- личн.
  3. назывн.
  4. безличн..
  5. обобщ.- личн.
  6. определ.- личн.
  7. неопред.- личн.
  8. безличн.
  9. безличн.
  10. назывн.

Чтение и анализ стихотворения.

Лидия Иргит. Монгун-Тайга

Особый нрав у этих гор

Снега серебряные светят

Метель и ветер на простор

Они взметнут и не заметят!

Чисты их реки, как слеза    

Прозрачны каждый всплеск и всполох,

В себя вбирают голоса

И смех тувинок и монголок…

Зимой и летом не сыскать

Красивей этих мест…

Недаром

И те, кто здесь живет, под стать

Камням заснеженным и скалам. Перевод Евгения Семичева.

Работа с содержанием стихотворения.

Не было ни черта.

Тьма и холод.

Тогда из Божьего черновика

вздулась Монгун-Тайга.

Так — Оршээ Хайыракан! —

повелел и сбылось.

Не было ни земли, ни неба.

Единый Лик.

Сверху льдами залит, снизу лавой залит.

Космос затянут в лимб, портупея туга.

Небо — Монгун-Тайга, бездна — Монгун-Тайга.

Время — Монгун-Тайга, вечность — Монгун-Тайга.

Звери вышли из нор, в вихре кружат из горл — выдохом, белизной, волей,

Монгун-Тайгой. Травы, что сотворил, кланяются: “Эки!”.

Все мы капли твои, камень Монгун-Тайги.

Так образно описал свои впечатления от Монгун-Тайги известный публицист Анжей Иконников-Галицкий.

Один из красивейших и высокогорных районов Тувы  - Монгун-Тайгинский, расположен на юго-западе республики. Это высокогорный гранитный массив с альпийским рельефом, увенчанный огромной ледниковой шапкой. Здесь находится самая высокая точка Тувы — гора Монгун-Менги-Хайыракан, она же Монгун-Денгер-Хайыракан. Так величают ее тувинцы. Менги — «ледник», Денгер — «небеса», а Хайыракан здесь в значении не «медведь», а — «Бог». Высота горы около четырёх километров.

Массив до сих пор малоисследован, здесь есть много не пройденных интересных и логичных перевалов. Название массива переводится с тувинского как «Серебряная гора» и это закономерно, так как Монгун-Тайга единственный узел оледенения в Туве. Народы, населявшие эти территории, не знали об этом, но они были наблюдательны и видели, что снег здесь никогда не тает. Её сверкающую вершину было видно на много десятков километров вокруг, поэтому её назвали серебряной. Есть что-то таинственное, первозданное в этих местах. Ощущение, такое, что перемещаешься на несколько веков назад. Особый колорит придают этим местам бесчисленные стада сарлыков и юрты, прекрасно вписывающиеся своими куполами в горный ландшафт.

У восточного подножья горы, на высоте почти 2400м, возле границы с Горным Алтаем, лежит потрясающее своей синевой крупное озеро лежит озеро Хиндиктиг-Холь, название которого переводится с тувинского как “озеро-пуп”, благодаря двум островам. Монгун-Тайга и прилежащие к ней территории, в том числе акватория озера Хиндиктиг-Кёль относятся к заповедному кластеру памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО «Бассейн Убсу-Нура».

          Здесь, на заливных альпийских лугах в долине горного ручья Ак-Хайыракан, расположены чабанские выпасы, где пасутся яки, овцы, лошади, коровы, мясо которых особенно вкусно и полезно. А еще выше – обитель Белого божества (именно так переводится название ручья, который течет с ледника и больше напоминает бурную горную реку). Это дух, покровительствующий всей республике, считающийся ее охранным талисманом. Местные верования запрещают простым людям восходить к вершине Монгун-Тайги, считается, что путь туда открыт только избранным.  Само восхождение на гору даёт человеку очищение, сильные ветры, которые дуют там постоянно,  уносят всю негативную энергию. Смысл же восхождения заключается именно в том, чтобы, преодолевая трудности, человек зарядился сильной жизненной энергией».

После вхождения Тувы в состав Российской федерации началась история покорения Монгун-Тайги. Первое восхождение на гору состоялось в 1946 г. Как сказал один мудрый лама: «Нельзя покорить гору, можно лишь на какое-то время возвысить её собой. Но лишь на время». А после каждый вернется к своему исходному состоянию. Гора останется с тем же величием. А человек? Спустив к ее подножию чувство великолепия и одухотворения увиденным, покоренным, скорее, будет он, а не вершина.

PS.  Я к сожалению никогда не был в районе Монгун-Тайги, тем не менее она неоднократно мне снилась и звала к себе. Будучи  в тонком теле там состоялся контакт с Духом великого полководца – Чингисхана. Его посмертная миссия – быть незримым хранителем этой земли.   Гора Монгун-Тайга как место обитания Духа была выбрана неслучайно, обладая огромной энергетической силой гора щедро делится ею с Духами…

Метки: гора Монгун-Тайга, Дух-хранитель Тувы, место силы, озеро Хиндиктиг-Холь, серебряная гора.

V. Итог урока.

После всей проделанной работы мне остаётся вернуть вас к вопросу о том, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? (Нужны все предложения). Почему? Что вы нового и интересного узнали о Монгун-Тайге?

  1. Домашнее задание. 

Сочинение- миниатюра «Зимний лес»

(употребить односоставные назывные предложения).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.

Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...