Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Ондар Урана Анатольевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Словосочетание59.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Цель: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический анализ словосочетания.

Ход урока

  1. Фронтальный опрос

- Что изучает синтаксис?

- Что изучает пунктуация?

Синтаксис (от греч.syntaxis – порядок, сторение)

Пунктуация (от лат. Punctum – точка).

  1. Работа со статьей учебника

Беседа по вопросам.

- Что мы называем знаками препинания?

- Сколько знаков препинания в русском языке?

- Назовите основные функции знаков пунктуации.

  1. Работа в тетрадях

- Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Выполните пунктуационный анализ предложения: Все смокло одни кузнечики трещали сильнее из земли поднялись белые пары расстилавшиеся по лугу и по реке река присмирела в ней вдруг плеснул кто-то в последний раз затем она стала неподвижна.

  1. Разбор основных единиц синтаксиса. Словосочетание
  1. Заполнение таблицы.

Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу.

Основные единицы синтаксиса

Словосочетание

Простое предложение

Сложное предложение

Что называет

Отношения между явлениями

Событие

Отношения между событиями

Грамматическое значение

Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)

Значение лица, времени, наклонения (предикативность)

Отношения между предикативными единицами

Строение

Не менее двух слов

Наличие одной предикативной единицы

Наличие двух и более предикативных единиц

Является ли единицей сообщения

Нет, не является

Одна единица сообщения

Одна единица сообщения

  1. Работа над предложением.

Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

- Какие сочетание слов нельзя было выписывать и почему?

  1. Чтение теоретического материала.

  1. Составление логической схемы «Словосочетание»

Составление схемы производится учащимися коллективно вместе с учителем: класс отвечают на наводящие вопросы.

Виды словосочетаний

Словосочетания

Простые                                                                                          Сложные

Именные                 Глагольные                                                Объектные

Определительные     Объектные                                     Обстоятельственные

           Синтаксически свободные                         Синтаксически несвободные

С согласованием                          С управлением                 С примыканием

  1. Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетаний на с. 242 – 243.

Выполнение упр.364.

  1. Итог урока

- Итак, что такое словосочетание?

Домашнее задание

§66. Теория В3

Предложение

Цель: Закрепить знания о словосочетании; вспомнить основные признаки предложения.

Ход урока

  1. Орфоэпическая разминка

- Прочитайте слова, написанные на доске, поставьте ударение, укажите варианты ударения.

Атлас, босая, валовой, гренки, желчный, захламленный, кичливый, ледник, маркетинг, намерение, обеспечение, побасенка, ракушка, столяр, таможня, убывший фланговый, ходатайство, щавель, электрик, эксперт.

- В каких случаях вариативность ударения указывает на разные слова?

(Беседа по вопросам на с. 244)

  1. Проверка знаний по теме «Словосочетание»

Выполнение теста по теме «Словосочетание» в рамках подготовки к ЕГЭ.

  1. Выпишите словосочетания с типом синтаксической связи «примыкание».

Мерилом красоты, трудности в обращении, невольно засмеялся.

  1. Выпишите словосочетания с управлением.

Рассказывать взахлеб, из далеких краев, схватил шпагу.

  1. Выпишите словосочетание именное.

Стакан молока, выпить залпом, совершенно просто.

  1. Укажите словосочетание со значением «действие и его признак».

Пасмурно по-осеннему, выпить залпом, произвести расчет.

  1. Укажите словосочетание с обстоятельственными отношениями.

Давший жизнь, милый кум, посмотреть налево, уйти с ними.

  1. Укажите словосочетание с объектным отношением.

О шести книгах, освоение космоса, просить настойчиво.

  1. Укажите связанные (нечленимые) словосочетания.

О четырех сестрах, летать высоко, бежать по дороге, ругать за беспечность.

  1. Выпишите из предложения связанные (нечленимые) словосочетания.

От поездки у него осталось масса впечатлений.

  1. Выпишите сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

Считать ворон, три друга, я догадался, срочно требуется.

  1. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка в употреблении предлога.

Ругать за беспечность, поступил вопреки угрозы, выполнил согласно предписанию.

  1. Работа по новой теме

Повторение различий словосочетания и предложения.

Работа с §69. Задание: прочитать материал и составить вопросы к параграфу.

Выполнение упр. 365

  1. Закрепление материала

- запишите текст. Выполните его пунктуационный анализ и задания.

Рассматривая народ как существо духовного порядка        , мы можем назвать язык, на котором  он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем.

                                    (В. Кюхельбекер)

1. Выписать все словосочетания из второго предложения и выполнить синтаксический разбор одно из них (по выбору).

2. Охарактеризовать предложение по структуре. Сколько грамматических основ содержит каждое предложение?

V. Итог урока

Домашнее задание

  1. §69.
  2. Теория В4. Упр.335.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Простое предложение

Цель: повторить виды простых предложений; вспомнить синтаксический анализ предложения.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Упр. 335

  1. Словарная работа

- Запишите слова, объясните орфограммы.

        Ни зги не видно, затмевать, свиной, размежевывать, сверхиндустриализация,  панцирь, реквием, силуэт, ожог легких, сочетание, пунктуационный, грамматика, стелющиеся растения, вследствие наводнения, нежданно-негаданно, новоиспеченный, на рысях, наотмашь, сельскохозяйственный, юннат, теракт, продюсер.

- Графически выделите орфограммы, объясните лексическое значение слов.

  1. Работа по теме урока

Чтение §70-73,75,76,78.

Составление таблицы «Виды предложений»

Виды предложений

Структурно-коммуникативные характеристики предложения

Виды предложений по заданным характеристикам

1

По цели высказывания

Повествовательные, вопросительные, побудительные

2

По эмоциональной окраске

Восклицательные, невосклицательные

3

По форме отрицания или утверждения

Утвердительные и отрицательные

4

По наличию грамматической основы

Простые, сложные

5

По строению грамматической основы

Односоставные, двусоставные

6

По наличию второстепенных членов

Распространенные, нераспространенные

7

По замещенности синтаксических позиций

Полные, неполные

8

По наличию осложняющих конструкций

Осложненные, неосложненные

Упражнения 366, 369 выполняются устно.

  1. Повторение темы «Односоставные предложения»

Чтение теоретического материала на с.250.

  1. Закрепление материала

- Выполните следующие задания в тетрадях.

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип односоставных предложений:

Жгучим морозом оп..ляет лицо. Словно песня мне слыш..тся детство. Идешь по лесу переб..ра..шь в голове слово за словом и так их пр..кин..шь и эдак. Откуда они вз..лись? А бывает так что найдешь слову об..яснение и радуешься. Не сразу иду н..как н..оторвусь от чудес..ных страниц поэзии. Легко и радостно на душе.

  1. Преобразуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.

Для отдыха лучшего места не найду. Летом в лесу просто теряюсь от обилия и разнообразия цветов. Сколько наслаждения получаю от стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

  1. Определите тип односоставных предложений (предложения не списывать).

а) Глухо стучит в груди.

б) Любуешься задумчивым соснами.

в) Спой, светик, не стыдись!

г) Очень важно жить большими интересами.

д) Здесь учат плаванию.

е) Лежа хлеба не добудешь.

  1. Найдите в предложении грамматическую основу. Определите тип рпедложения по наличию главных членов.

Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат (А.Толстой)

- Дайте определение предложений, в которых главным членом является подлежащее. Приведите примеры.

- Какую стилистическую роль играют назывные предложения? В каком стиле речи они широко используются?

  1. Итог урока

Домашнее задание

  1. Составить план устного ответа по таблице.

                                       

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Грамматическая основа предложения

Цель: закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы.

Ход урока

  1. Лексическая разминка

Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетания.

Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.

  1. Проверка домашнего задания

Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану.

  1. Работа по теме урока
  1. Повторение признаков подлежащего и сказуемого.

- Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.

Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.

В тайге темнеет рано.

Сынок, уезжаешь ни с чем?

У него была своя история.

Пыль принес ветер.

- Что входит грамматическую основу предложения?

- Что называется подлежащим?

- Способы выражения подлежащего.

- Дайте определение сказуемого.

(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:

  1. субъект высказывания;
  2. предмет речи;
  3. грамматически связано со сказуемым;
  4. должно стоять перед сказуемым.)
  1. Выполнение упр. 373
  2. Повторение типов сказуемых.

Используя материал учебника (с.251).

Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:

  1. Как вы намерены действовать?
  2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.
  3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.
  4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.
  5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.
  1. Итог урока

Домашнее задание

  1. Придумать сложные и простые предложения.

Тире в простом предложении

Цель: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится в неполном предложении.

Ход урока

  1. Фразеологическая разминка  

- Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, язык, место, играть.

- Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам.

Лгать (вправлять мозги, обводить вокруг пальца), зябнуть (стучать зубами), капризничать (садится на шею), не замечать чего-то значительного (закрывать глаза на что-то, смотреть сквозь пальцы), сердиться (рвать и метать).

  1. Проверка домашнего задания

Устный ответ по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого».

  1. Работа по теме урока
  1. Синтаксический разбор предложения.

(Образец на с.262)

Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н. Рерих)

- Обоснуйте постановку знаков препинания.

- Когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?

  1. Работа с учебником.

Чтение учебника §74. Для закрепления правила упр.376 выполняется устно.

Письменное задание: записать предложения, объяснить графически постановку тире.

  1. Жизнь – это долг, хотя б она была мгновеньем.
  2. Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы.
  3. Жить – значит организовать процессы, воздействию которых мы подвержены.
  4. Жизнь есть совокупность отправлений, сопротивляющихся смерти.
  1. Чтение §77,78
  1. Закрепление темы

Упражнения 383,385 выполняются устно; упр.382 – письменно.

  1. Итог урока

Домашнее задание: Теория А20; упр.346.

 

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах

Цели: повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами; обобщить знания по однородным и неоднородным определениям и приложениям и повторить типы сказуемых.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Работа по теме урока
  1. Анализ предложений.

- Запишите предложения.

  1. А снаружи все: и оконцы, и коньки, и ворота – оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.
  2. Вспышки жнивья и ромашки по меже, пламя подсолнечника и желтеющая рожь – все ликовало и пело вокруг меня.
  3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара, как-то: пеньку, мед – и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.

- Чем осложнены данные предложения?

- Что есть при однородных членах?

Какое значение вносят в предложение обобщающие слова?

Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

- Какими членами предложения являются обобщающие слова?

-Какие части речи чаще всего выступают в роли обобщающих слов?

-Начертите схемы предложений с обобщающими словами.

  1. Чтение §84, составление таблицы «Знаки препинания при обобщающих словах»

Знаки препинания при обобщающих словах

Двоеточие

Тире

Двоеточие и тире

  1. После обобщающего слова.
  2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, например, то двоеточие ставится после них (перед ними – запятая)
  1. После однородных членов перед обобщающим словом.
  2. Если перед обобщающим словом стоят вводные слова короче, короче говоря, словом, одним словом, ними, а водное слово отделяется запятой.

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, а тире – после однородных членов, если предложение не закончено.

  1. Закрепление материала
  1. Выполнение упр. 411

  1. Итог урока

- Какие знаки препинания ставится в обобщающих словах при  однородных членах?

Домашнее задание

  1. Упр. 380

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Обособление определений

Цели: повторить правила причастного оборота; познакомиться с основными правилами обособления и необособления определений.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Фонетическая разминка

- Определите, сколько звуков в каждом слове.

Земля, статья, новость, лестница, якорь, друзья, езжу, стеклянный, дрожжи, купаться, заросший, сердце, кровь, сшить, объезд, известное, сел, извиниться, солнце, съел, вьюжий, трехэтажный, счастье, двухъярусный, оттенок.

  1. Проверка домашнего задания

         Упр.380

  1. Работа по теме урока
  1. Беседа с классом

-Что такое обособление?

- Какие члены предложения могут обособляться?

- Место обособленного члена в предложении?

- Знаки препинания при обособленных членах?

- Интонация при обособленных членах?

2. Чтение §85.

Задание: представить материал учебника в виде графических схем.

  1. Закрепление
  1. Практическая работа с текстом.
  1.  Задание: обозначить графически обособленные определения.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами, весь серебряный, между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий, он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.

День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окруживший нас.

  1. Задание: составить предложения на литературоведческие темы, используя в качестве определений следующие слова:
  1. грустный и одинокий;
  2. великий и могучий;
  3. точный и выразительный;
  4. веселый и радостный;
  5. самоуверенный и независимый.
  1. Итог урока

- Когда обособляются определения?

Домашнее задание

Упр.390

Практическая работа с текстом.

  1.  Задание: обозначить графически обособленные определения.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами, весь серебряный, между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий, он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.

День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окруживший нас.

  1. Задание: составить предложения на литературоведческие темы, используя в качестве определений следующие слова:
  1. грустный и одинокий;
  2. великий и могучий;
  3. точный и выразительный;
  4. веселый и радостный;
  5. самоуверенный и независимый.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Обособленные определения

Цели: обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

- Дайте понятие обособленных членов предложения. (Это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается говорящим с помощью интонаций обособления и выделительных пауз. Обособленные члены содержат дополнительную информацию. Они могут быть как одиночными, так и распространенными.)

- Что называется определением?

- Какие типы определение вы знаете? (Согласованные и несогласованные.)

- Какие называются согласованными?

- Назовите правила обособления одиночных определний?

  1. Анализ предложений

Определить роль обособленных определений в предложении?

Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных, оторваны от великого дела земли – и посланы убивать друг друга. (М. Горький)

( Определения, выраженные однородными согласованными определениями, стоящими после определяемого существительного. Предложение осложнено уточняющим членом, выделяется тире.)

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение. Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. (Л. Толстой)

(Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно пред определяемым существительным, обособляются, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.)

Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках. (М. Горький) Он повернулся и ушел, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. (К. Паустовский)

(Определения, относящиеся к личному местоимению, обособляются независимо от степени их распространенности и местоположения.)

  1. Итог урока

- Дайте понятие обособления.

- В каких случаях определение обособляется?

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае, если им придается большая самостоятельность (т.е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению):

  1. Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. 2. Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. 3. Элегантный офицер, в фуражке, с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. Сравните: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках.
  2. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, кроме того обычно обособляются:

а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями:

Мальчик, стриженный, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка.

б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами:

Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол.

Домашнее задание

Упр. 386

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Обособленные приложения (2ч.)

Цели: обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях.

Ход урока

  1. Контрольный диктант

Ветреный день, интеллект, утварь, в-одиннадцатых, каноэ, дребезжать, мундштук, бечевка, шествовать по шоссе, четырехъярусный, полнеба, ретушер, сентябрьский, январский, конъюнктура, ровесник, пастбище, свадьба, веснушчатый.

  1. Проверка домашнего задания

Упр. 386

  1. Работа по теме урока

- Какие члены предложения называются приложениями?

- Какие выделительные знаки используется при обособлении приложений?

Задание: прочитайте §86, обобщить материал учебника.

Задание: анализ предложений – записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть приложения, указать значение приложений:

Горький назвал «На дне» пьесой-симфонией. Нам, беззаботным, счастливым, все-таки понятны беды героев «дна». Этот человек, известный всем музыкант и поэт, был дружен с Горьким. Ночлежники, как опустившиеся окончательно люди, не способны на борьбу за жизнь. Алкоголик Актер окончил жизнь самоубийством. Максима Горького как великого писателя широко и шумно чествовали после его возвращения с Капри. В интерьере ночлежки преобладают цвета мрачные, в том числе серый и черный.

  1. Закрепление материала

Дефис в приложении

- Перечислите условия постановки дефиса при одиночных приложениях.

Дефис при одиночных приложениях ставится:

  1. Когда приложение выражено нарицательным именем существительным и присоединяется к определяемому слову, также выраженному нарицательным именем существительным (зима-волшебница, девочка-подросток);
  2. Если приложением является собственное имя , обозначающее географическое наименование и стоящее перед определяемым словом, которое выступает для собственного имени существительного родовым ( Ильмень-озеро, Элббрус-гора, но: озеро Ильмень, гора Эльбрус);
  3. После имени собственного, когда приложение и определяемое слово сливаются в одно интонационно-смысловое целое (Аника-воин, Дюма-сын, Бодров-старший).

Задание: указать предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены):

а) Дорога шла вдоль реки Цна.

б) Среди старых книг он нашел роман Спартак.

в) Ласточки звезды катятся вниз.

г) Первое условие для дружеского сближения искренность.

  1. Итог урока

- Когда обособляются приложения?

Домашнее задание

Представить материал учебника в виде схем.

Задание проверяет знание орфоэпических норм (правильного произношения слов), умение верно ставить ударение.

Августовский, алфавит, арест, асбест, ассиметрия, баловать, балуется, без просвета, без умолку, боязнь, брала, включишь, втридорога, голоден, дефис, диспансер, добела, добрались, договор, документ, донизу, досуха, дочиста, ждала, завидно, заговор, закупорить, занята, звонит, изобретение, инструмент, иссушит, каталог, кашлянуть, квартал, километр, кладовая, колосс, красивее, кухонный, манит, мышление, набок, надолго, наискось, намерение, на слово, на смех, начать, начал, начала, не был, не была, нефтепровод, обеспечение, облегчить, оптовый,  отроду, отчасти, партер, пихта, переключит, переданный, планёр, плато, пломбировать, по двое, поднялась, положить, полчаса, понял, поняла, портфель, почасту, поутру, принял, приняты, приобретение, псевдоним, свёкла, скольких, сложить, созыв, сослепу, тотчас, углубить, умерший, хвоя, ходатайствовать, цемент, шасси, щавель, экскурс, эксперт.

Разберем примеры

Пример 1

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. загнУтый
  2. нАчали
  3. нАбок
  4. прибЫвший

Ответ: 1 (надо: зАгнутый).

Пример 2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая  ударный гласный звук?

  1. зАнята
  2. баловАть
  3. без умОлку
  4. понЯл

Ответ: 2.

Пример 3

В каком слове ударение на первом слоге?

  1. Звонит
  2. Начата
  3. Прибывший
  4. торты

Ответ: 4 (тОрты)

Задание проверяет знание орфоэпических норм (правильного произношения слов), умение верно ставить ударение.

Августовский, алфавит, арест, асбест, ассиметрия, баловать, балуется, без просвета, без умолку, боязнь, брала, включишь, втридорога, голоден, дефис, диспансер, добела, добрались, договор, документ, донизу, досуха, дочиста, ждала, завидно, заговор, закупорить, занята, звонит, изобретение, инструмент, иссушит, каталог, кашлянуть, квартал, километр, кладовая, колосс, красивее, кухонный, манит, мышление, набок, надолго, наискось, намерение, на слово, на смех, начать, начал, начала, не был, не была, нефтепровод, обеспечение, облегчить, оптовый,  отроду, отчасти, партер, пихта, переключит, переданный, планёр, плато, пломбировать, по двое, поднялась, положить, полчаса, понял, поняла, портфель, почасту, поутру, принял, приняты, приобретение, псевдоним, свёкла, скольких, сложить, созыв, сослепу, тотчас, углубить, умерший, хвоя, ходатайствовать, цемент, шасси, щавель, экскурс, эксперт.

        Разберем примеры

Пример 1

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. загнУтый
  2. нАчали
  3. нАбок
  4. прибЫвший

Пример 2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая  ударный гласный звук?

  1. зАнята
  2. баловАть
  3. без умОлку
  4. понЯл

Пример 3

В каком слове ударение на первом слоге?

  1. Звонит
  2. Начата
  3. Прибывший
  4. Торты

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Обособленные обстоятельства

Цели: обобщить знания об обособленных обстоятельствах; сформировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка

- Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов.

Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер. товарооб..рот, н..минал, с..ртификат, т..раж, альт..рация, бальз..мировать, барт..рные сделки.

  1.  Работа по теме урока
  1. Беседа с классом

- Что обозначают обстоятельства?

- Какие члены предложения они поясняют?

- Какими частями речи выражаются?

-Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?

- Какие обстоятельства обособляются?

  1. Чтение §87, составление обобщающей таблицы «Обособленные обстоятельства».

Обособляются

Не обособляются

  1. Деепричастные обороты в любом месте предложения.
  2. Одиночные деепричастия.
  3. Сравнительные обороты.
  4. Существительные с предлогами несмотря на, невзирая на.
  5. Существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, ввиду, вследствие.
  1. Одиночные деепричастия после сказуемого в роли обстоятельства образа действия.
  2. Деепричастия, близкие к наречиям  (часто в конце предложения).
  3. Фразеологические обороты.
  4. Сравнительные обороты в составе сказуемого.
  5. Деепричастия и деепричастные обороты после союза а.
  6. Если деепричастие или деепричастный оборот – однородный член необособленному обстоятельству.
  7. Выражения со словами начиная с, исходя из.
  8. Деепричастия + зависимое слово который в составе придаточного.

  1. Закрепление
  1. Анализ предложений.

- Объясните пунктуацию в предложениях, подчеркните обстоятельства, составьте графические схемы обособленных обстоятельств.

                         1. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

2. Порой скользила меж камней, смеясь неловкости своей.

3. Он говорил смущаясь. – Он говорил, смущаясь, несколько слов от себя.

4. Ребята бежали сломя голову.

5. Давыдов решил проверить, действительно ли бригада, вопреки его укзаниям, боронует, вдоль борозды.

6. Опять над полем Куликовым

    Взошла и растворилась мгла.

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

  1. Поэту нужно было, ввиду болезни, выехать за границу.
  1. Выполнение упр. 430
  1. Конструирование предложений

- Составьте предложения, использовав следующие существительные с предлогами: в противоположность, по причине, благодаря, в случае, невзирая на.

- Какой характер носят синтаксические конструкции с такими предлогами?

- Всегда ли обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами и предложными сочетаниями? (Обособляются, когда приобретают самостоятельность в предложении, т.е. зависят от степени распространенности оборота.)

  1. Синтаксические синонимы деепричастных оборотов.

- Какие синтаксические конструкции могут быть синонимами деепричастного оборота?

- Всегда ли возможна замена деепричастных оборотов синонимичными придаточными предложениями?

- В каких случаях замена невозможна?

- Замените, если возможно, придаточные предложения синонимичными или деепричастными оборотами:

  1. Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел.

(Замена невозможна, потому что в главном и придаточном предложениях два разных подлежащих.)

  1. Ребенок горько заплакал, потому что потерял свою любимую игрушку.
  1. Итог урока

- Когда обособляются обстоятельства?

Домашнее задание

Дополнение таблицы с примерами.  

Обособленные дополнения

Цели: повторить знания о дополнении как члене предложения; познакомить учащихся с обособленными дополнениями.

Ход урока

  1. Пунктуационная разминка

Задание: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания:

  1. Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее.
  2. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом все уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться в Сальково, оставалось только узкая полоса, тянувшаяся на несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.
  3. Теперь я лихорадочно ожидал нового свидания с Буниным, но как раз в это время началась война, он уехал, и лишь спустя четыре года я увидел его вновь, столкнувшись с ним на тех неудобных ступеньках винтовой лестницы, которые вели немного вниз, в контору «Одесского листка», где я, помнится, получал, гонорарза напечатанные стихи.
  1. Проверка домашнего задания

Взаимоопрос по теме «Обособленные обстоятельства» - работа в парах.

  1. Работа по теме урока
  1. Анализ предложений.

- Запишите предложение, подчеркните все дополнения и обозначьте, какими частями речи они выражены.

В этом доме топили печи, давали каждому по пяти поленьев, оставляли опоздавшим худшие, позволяли им греться горячим чаем.

  1. Беседа с классом.

- Что обозначает дополнение?

- К чему относится?

- Какими частями речи выражается дополнение?

  1. Чтение предложений, ответы на вопросы.

Ты напрасно бережно кутаешь

 Мне плечи и грудь в меха.

                                 А. Ахматова

Я не хочу ни трепета, ни боли.

                                А. Ахматова

- Какие дополнения прямые, какие – косвенные?

- Какую частицу имеет дополнение при отрицательном сказуемом?

Кроме стихов, М. Цветаева писала драмы. Все ранее написанные отрывки, включая «Распятие», А. Ахматова использовала в «Реквиеме». Поэзия, наряду с путешествиями, была любимым делом Н. Гумилева.

- Какие предлоги употребляются с дополнениями?

  1. Беседа по содержанию параграфа.

(учащиеся читают §88, записывают в тетрадь основные правила)

- В каком случае обособляются дополнения? (Это дополнение, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения.)

- Назовите эти предлоги. (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая.)

- Когда не обособляются конструкции с предлогом вместо?

(Когда вместо= за.)

  1. Закрепление
  1. Выполнение упр.433.
  1. Итог урока

- Как обособляются дополнения?

Домашнее задание

Упр.402

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции

Цели: обобщить и углубить знания по теме; тренировать умения выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

Ход урока

  1. Словарный диктант

Адъютант, апелляция, аннулировать, арьергард, беллетристика,  бюллетень, батальон, дьякон, интерьер, интервью, интеллигент, компаньон, компьютер, объективный, субъективный, сэкономить, сверхъестественный, двухъярусный, вьюга, пьеса, пояснительный, присоединительный.

  1. Работа по теме урока

Интерактивная беседа с составлением схемы по §89.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены всегда обособляются.

Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами

Между уточняемым и уточняющим членами всегда существуют отношения общего и частного.

Например: Я сидел в березовой роще осенью, в первой половине октября.

Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «˃»

Пояснительный член предложения разъясняет смысл предшествующего слова, называет то же понятие другим словом или словами.

Например: Одесский базар, или привоз, жил своей шумной жизнью.

Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «₌»

Присоединительный член предложения присоединяет к сказанному добавочное замечание, разъяснение.

Например: Все, что ты говоришь, известно мне, да и им, пожалуй.

Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «₊»

  1. Закрепление

Задание: записать предложения, на полях условными знаками (˃; ; ₌) показать логическую связь между членами предложения.

  1. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.
  2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.
  3. В  урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.
  4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступили отвратительные погоды.
  5. Через минуту совсем рядом раздалось подряд шесть отрывистых выстрелов.
  6. Я…добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами, и обширным господским домом.
  7. Сбавили мы ход, и счастливо.
  1. Углубление темы

Задание: записать под диктовку текст, объяснить знаки препинания. Обратить внимание на то, как и почему так пишется название поэмы Н.Гоголя.

В основе названия поэмы Н. Гоголя лежит оксюморон: душа бессмертна и не может быть мертвой. Духовная цензура не разрешила к печати произведение с таким названием, и Гоголь добавил к нему вторую часть – «Мертвые души, или Похождения Чичикова».

Задание: уточнить по «Поэтическому словарю значение термина «оксюморон», привести примеры других названий произведений, в основе которых лежит оксюморон («Живой труп», «Горячий снег»). Письменно ответить на вопросы:

- Равнозначны ли части названия?

- Какую цель преследовал Н.Гоголь, вводя вторую часть названия?

  1. Итог урока

Домашнее задание

Упр.406

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...