Урок русского языка "Типы речи. Рассуждение", 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Челнокова Светлана Павловна

Развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Типы речи. Рассуждение», 5 кл.

                          Челнокова Светлана Павловна,

                          учитель русского языка и литературы

      школы № 1436 г. Москвы

Цели урока:

 -углубить сведения учащихся о рассуждении, способствовать  выработке навыков его построения, познакомить с понятиями «тезис», «доказательства», «вывод»;

- воспитать умение быть неравнодушными к окружающему миру; строить речь и аргументировать свои суждения.

Оборудование:

1) таблица «Однокоренные ли это слова», словарные слова;

2) классная доска с текстом домашнего задания, толкованием слов:     «лилос» (мелком сиреневого цвета) (итал.) – сирень, цвета сирени;  «тезис» (лат.) – положение, истинность которого надо доказать;

3) малая магнитная доска с материалом для урока;

4) экспонаты школьного краеведческого музея (композиция из дерева     на сюжет басни И.А. Крылова «Квартет»).

Ход урока.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя (из книги «Азбука вежливости»).

- Шла я сегодня на урок к Вале, и вспомнилась мне история из «Азбуки вежливости», история про город, все жители которого болели ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они не здоровались друг с другом. При расставании не говорили «До свидания». За столом не сидели спокойно, болтали ногами. Одним словом, жители этого города вели себя так скверно, что вот-вот должны были все до одного стать драконами. (Выждать паузу). Что было дальше, вы узнаете, прочитав эту книгу. А теперь (ведь вы не жители города невежливых людей) поприветствуйте наших гостей, и продолжим наше исследование типов текста. (Ставим цели и задачи урока).

II. Проверка домашнего задания.

1. а) Д/з уровня №1 (один ученик самостоятельно работает у доски с текстом). Д/з первого уровня: обозначить пропущенные орфограммы, графически объяснить знаки препинания.

б) Д/з уровня №1: 1) выразительно прочитать текст;

2) определить тип текста;

3) объяснить выбор.

(Работаю с остальными учащимися устно)

Текст заранее на доске:

1. Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. 2. Идёшь (2 л., ед. ч.) по зимнему тихому лесу и не налюбуешься (2 л., ед. ч.). 3. Высокие, недвижные спят сосны. 4. Глубокие, чистые лежат (под) деревьями сугробы. 5. На лесных тропинках кружевными белыми арками согнулись (под) тяжестью инея стволы молодых берёз. 6. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. 7. На их вершинах – ожерелье лиловых шишек. 8. Тихо в спящем лесу.

Устный ответ учащихся по д/з первого уровня должен быть следующим: Это описание, так как текст отвечает на вопрос «Какой лес зимой?». Называются признаки леса (внешний вид деревьев, снега), поэтому в тексте много прилагательных .  К тексту можно сделать 1 фото, т.к. признаки называются одновременно, все их можно увидеть сразу.

Проверяем работу на доске (если готов ученик) и переходим к проверке д/з второго уровня. Если ученик не готов, можно выслушать 1-2 уч-ся, готовивших задание 3-го уровня.

2. Д/з второго уровня: определить стиль того же текста, объяснить свой выбор; выявить особенности композиции.

Примерный ответ учащихся.

1 ученик: Это художественный стиль (со схемой уч-ся знакомились на предыдущих уроках). Его назначение – произвести на читателя эстетическое воздействие (если учащиеся не говорят, какое воздействие оказал текст на них, то спрашиваю об этом): восторг от увиденной красоты. С помощью слов нарисована  картина зимнего леса (должно прозвучать понятие «образность»). Выразителен язык текста. Используются эпитеты (тихий лес, недвижные сосны, чистые сугробы), метафоры (берёзы согнулись кружевными арками, деревья в шапках снега, ожерелье шишек), олицетворения (спят сосны, лежат сугробы). Синтаксические особенности: в тексте используются простые предложения (распространённые, с однородными членами). Морфологические особенности: живописным текст делают глаголы настоящего времени (назвать). Интонация предложений спокойная, невосклицательная (Почему?): Автор как бы боится нарушить эту лесную тишину сказочного зимнего леса.

2 ученик из группы уровня №2.  Композиция.

1) Общая зарисовка картины (1, 2 предложения)

2) Конкретизация описываемого предмета (сосны - недвижные; сугробы – чистые и глубокие; над лесными тропинками – арки берёз…)

3) Авторская оценка. Вывод (Тихо в спящем зимнем лесу).

3. Словарная работа на уроке.

- Назовите имеющиеся на стенде слова, которые встретились в тексте д/з (иней, лиловые – подчеркнём в тексте).

- Какие ещё из имеющихся на стенде слов можно использовать при описании? (Оранжевые, фиолетовый)

- Какое из них связано с «лилос»? (Лиловый ).

4. Д/з 3-го уровня: создать свой текст (описание или повествование), доказать принадлежность созданного текста к  тому или иному типу речи.  Слушаю 1-2 уч-ся, создавших свой текст.

III. Новый материал.

Записываем тему.

1) Предлагаю текст (электронная доска)

Дельфины – самые умные морские животные. Они никогда не оставляют своих друзей в беде. Часто спасают и людей.

Не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных.

- Можно ли отнести этот текст к уже известным нам типам речи? Сколько можно сделать фотографий к тексту (и можно ли)? – Нет, не называются признаки дельфинов, не говорится о последовательно выполняемых ими действиях. Нельзя сделать фото.

- Что же это за тип текста? Какова его структура? (Работаем в тетради и на доске)

- Что представляет собой первое предложение? (тезис) .

- Что же мы будем доказывать? (Почему дельфины – самые умные морские животные?)

- Следовательно, этот текст отвечает на какой вопрос? (Почему?)

- Находим доказательства и оформляем их соответствующим образом (Во-первых, они никогда не оставляют своих друзей в беде. Во-вторых, часто спасают и людей)  

- Осталось последнее предложение. Что это? (Вывод) Следовательно, не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных.

В процессе работы на доске и в тетради должна быть оформлена схема текста-рассуждения:

Рассуждение = Тезис (Всем известно… Я думаю, уверен…) Почему? (Потому что…) Доказательства (Аргументы, доводы: во-первых, во-вторых,…) Что из этого следует? = Вывод (Значит, следовательно, поэтому…)

IV. Закрепление.

1.  Опираясь на схему, повторим, как строится текст-рассуждение.

(Для детей заранее сделана распечатка текста К.Ушинского, предложения которого разрознены). Детям предлагается восстановить структуру текста-рассуждения.

- Прочитайте предложения, которое можно считать тезисом? (Нашу страну мы зовём Родиной-матерью).

- Найдите доказательства (В ней мы родились, в ней говорим на родном языке. Всё в ней для нас родное. Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Она защищает нас от всяких врагов).

- Где же вывод? Итог рассуждения? (Можно опустить вывод и предложить уч-ся самим сформулировать его, а потом прочитать вывод из текста К.Ушинского): Много есть на свете всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него родина.

2.  А теперь построим вместе текст-рассуждение. Предлагаю тезис: Мы знаем, что леса нужно сохранять (Прошу вспомнить уроки природоведения, обратиться к жизненному опыту).

- Приведём доказательства, которые будут отвечать на вопрос …? (Почему?)

Д1. Леса очищают воздух (Во-первых, …)

Д2. Леса спасают поля от засухи (Во-вторых,…)

Д3. Лес – источник сырья (В-третьих,…)

Д4. Лес кормит человека (В-четвёртых,…)

Д5. Леса украшают нашу планету (В пятых,…)

- Какой делаем вывод? (Помогаю, если уч-ся затрудняются это сделать): Леса – это наше богатство. Их надо беречь (Значит, следовательно,…).

- А теперь обращаемся к заранее сделанной «распечатке», где к данному тексту (к доказательствам) даны иллюстрации (они тоже разобщены). Прочитаем ещё раз получившийся текст, но уже с иллюстрациями (иллюстрации: №1. Лес – это исполинская лаборатория, которая вырабатывает кислород. Лес улавливает ядовитые газы и пыль. №2. Леса (они) хранят влагу, поддерживают полноводность рек. Останавливают жаркие ветры и пески. №3. Из его древесины делают бумагу, строят жильё… №4. Великолепен их наряд в любое время года. №5. Человек пользуется дарами леса.

- Слушаем ответ учащихся и усложняем схему (или предлагаем вариант схемы текста-рассуждения):

                                                                     ТЕЗИС

                                          Д. 1          Д. 2          Д.3          Д.4          Д.5

 Рассуждение                    ---------------------------------------------------

                                          И.1          И.2          И.3          И.4          И.5

                                                                    ВЫВОД

- Какая часть самая большая в схеме? Почему?  (Доказательства, Так как  это главная часть. Без неё тезис «повиснет в воздухе», а вывод может оказаться ложным)

- Обращаемся к малой магнитной доске, где схема рассуждения:

В.

Т.

Д.

В.

3. На  магнитной доске даны имена существительные: плющ, багаж, дочь. - Какое слово является третьим лишним? Почему? (Дочь)

- Работа в парах (приблизительно 1-3 мин) по вариантам (или по желанию уч-ся)

Вариант №1. Задание: Доказать, почему в слове «дочь» надо писать «ь» (Построить   текст-рассуждение):    Я знаю, что в слове дочь надо писать «ь».

   Во-первых, это существительное 3-го склонения.

   Во-вторых, оно женского рода. Мы знаем правило: в существительных 3 склонения женского рода после шипящих на конце слова пишется «ь».

   Значит, в слове дочь надо писать «ь».

Вариант №2. Задание: В таблице даны слова: горец, горевать, горький.

- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите…

   Мне кажется, что эти слова не являются однокоренными.

   Да, они имеют одинаковый корень, но у них разное лексическое значение. Горец – житель горной местности; горевать – печалиться; горький – о вкусе.

   Следовательно, это не однокоренные слова.

- Пока учащиеся работают в парах, проверяю д/з 3-го уровня (1-2).

- Слушаю итоги работы в парах.

- Как же называются такие слова? (Подвожу итог рассуждению). Это слова с омонимичными корнями.

V. Обобщение.

- По каким признакам различаются типы текста? (Вопрос, фото, композиция)

- К какому типу текста нельзя сделать фото? Почему? (Рассуждению, т.к. в таком тексте устанавливаются причинно-следственные связи)

- Какой тип текста отвечает на вопрос «Почему?»  (Рассуждение)

- Практическое повторение: определить типы текстов, предложенных учителем. Дать обоснование.

             Текст №1

                 Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела.

Грива – в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

(П. Ершов «Конёк-Горбунок»)

Это описание. Текст отвечает на вопрос «Какая была кобылица?» Можно сделать лишь одно фото, где будут видны все признаки описываемого предмета. Композиция: сначала общее представление о кобылице (была бела); затем описание детализируется (грива – длинная, золотая, завитая); нет заключительной части.

Текст №2

       Муравьи – лесные санитары.

       Они помогают нам сохранять леса. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц.

        Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие веточки. Так они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги.

        Нельзя губить жилища муравьёв и раскапывать палкой муравьиные кучи.

Это рассуждение. В тексте устанавливаются причинно-следственные связи (Нельзя уничтожать муравьёв, потому что они помогают сохранять леса.)

Тест отвечает на вопрос «Почему?» Композиция: тезис (Муравьи – санитары леса);  два доказательства с иллюстрациями (2-3 и 4-6 предложения); вывод (последнее предложение).

Слушаем басню И.А. Крылова «Квартет» : приводим в действие деревянную композицию с изображением героев басни, извлекающих звуки из своих инструментов.

Это повествование. Текст отвечает на несколько вопросов: «Что происходит?», «Где происходит событие?», «Кто в нём участвует?», «Как развиваются события и чем заканчиваются?». К тексту можно сделать несколько фотографий. Композиция: экспозиция, плавно переходящая в завязку действия (Ударили в смычки…), развитие действия ( Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…), кульминация (Тут пуще прежнего пошли у них раздоры…), развязка (Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…)

Выставление оценок.

Домашнее задание. В учебнике литературы или природоведения найти тексты разных типов речи (по рядам) и обосновать свой выбор. Создать собственный текст ( по желанию).

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....

Урок русского языка по теме "Типы речи. Рассуждение"

Конспект урока и презентация по теме "Типы речи. Рассуждение"....

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...