Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ачкасова Виктория Владимировна

      Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_master_-_pedagog_svoego_uroka_-_kopiya.pptx286.16 КБ
Файл konspekt_uroka.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф «В разнообразии приставок – разнообразие смысла». ( К. Чуковский)

Слайд 2

Тема урока: « Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Слайд 3

1 группа Приставки, которые всегда пишутся одинаково 2 группа Приставки на з и с 3 группа Приставки пре- и при- Нарисовал Раздать Приехать Объехал Расправить Прекрасный Прочитал Бесстрашный Примирять Запер Разлить Прекратить Ушёл Исправить Приколоть Приставки русского языка

Слайд 4

Выборочный диктант Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, оторвать, преграда, пришкольный, прадедушка

Слайд 5

Первое значение приставки ПРИ- Какое общее значение у слов пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился? 1.Приближение

Слайд 6

Запишите слова, обозначающие: Приближение птицы Приближение коня Приближение рыбы Приближение змеи Приближение круглого предмета прилетела прискакал приплыла приползла прикатился

Слайд 7

Творческий диктант замените данные словосочетания одним словом Присоединить: при помощи верёвки с помощью молотка и гвоздей с помощью иглы и нитки с помощью клея с помощью винтов и шурупов. - привязать - прибить - пришить - приклеить - привинтить

Слайд 8

Второе значение приставки ПРИ-: 2. Присоединение

Слайд 9

Образуйте при помощи приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов: Край при море Кафе при дороге Огород при усадьбе Поселок при городе Приморский Придорожное Приусадебный Пригородный

Слайд 10

Третье значение приставки ПРИ- 3. Значение пространственной близости

Слайд 11

Четвертое значение приставки ПРИ-: 4. Неполное действие

Слайд 12

Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ- и запишите: Немного поднял Немного хромает Ненадолго остановился Ненадолго лёг Ненадолго сел Приподнял Прихрамывает Приостановился Прилёг Присел

Слайд 13

П ервое значение приставки ПРЕ- Замените два слова одним по образцу: Очень добрый - предобрый Очень скверный Очень хорошенький Очень маленький Очень мудрый прескверный прехорошенький премаленький премудрый

Слайд 14

Второе значение приставки ПРЕ-: Приставка ПРЕ- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ- Например: прервать-перервать, п реградить-перегородить.

Слайд 15

Домашнее задание: ̚ § 32. Упр. 156



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Учитель:   Ачкасова Виктория Владимировна

Предмет: русский язык

Тема урока: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

           - познакомить учащихся с орфограммой «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» и ее графическим обозначением на письме;

           - тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок ПРЕ- и ПРИ-;

           - совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Задачи:

  - научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПРИ-, различать приставки ПРЕ- и ПРИ-;

  - создание ситуаций для развития внимания и памяти, развитие орфографической зоркости учащихся;

  - формирование чувства уверенности в своих силах, формирование умения работы в коллективе.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать положительный эмоциональный настрой; напомнить о важности организации рабочего места.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

2

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; применение на практике полученных знаний. 

Цель, которую ставит перед собой учитель:

Проверить уровень усвоения материала предыдущих уроков, выявить затруднения в деятельности учащихся. 

Эпиграф 
«В разнообразии приставок – разнообразие смысла».
( К. Чуковский)
 (Слайд №1)
Опрос (фронтальный).

- Что такое приставка?

- Почему приставка значимая часть слова?

- Согласны ли вы с мнением писателя К.Чуковского, который утверждал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»?

- Обоснуйте свой ответ.

 - После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]).

- После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И).

Объяснительный диктант.

Разыграть партию в шахматы, дезинфекция помещений, отыскать клад, сыграть в футбол, сверхинтересный рассказ, предыдущая страница.(Учащиеся по цепочке комментируют правописание данных слов). 

3

Объяснение нового материала.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления материала учащимися.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:  поиск и выделение информации, запоминание основных значений приставок ПРЕ- и ПРИ- учащимися.

Объявление темы и цели урока.(Слайд №2)

Вступительное слово учителя.

- Ребята, все приставки русского языка вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они подразделяются на три группы(Слайд №3). К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: нарисовал, объехал, прочитал, запер, ушел. Эта группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: раздать, расправить, бесстрашный, разлить, исправить.

К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.

Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

- Почему эти приставки в одной группе? Потому что у них своё основание для правописания – смысл. Выборочный диктант (Слайд №4).Записать только те слова, в которых есть приставка третьей группы и выделить её.
Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, оторвать, преграда, пришкольный, прадедушка.(прибежать, прекрасный, приподнять, преграда, пришкольный).

Первое значение приставки ПРИ- (Слайд №5).

- Догадайтесь, какое общее значение у слов пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился? Записать слова, выделить приставку.

- Верно, приближение. Делаем вывод: слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ-.

- Запишите слова , обозначающие приближение птицы, коня, рыбы, змеи, приближение круглого предмета, выделите приставку(Слайд №6). Проверка задания.

 - Нужно заметить, что приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил.

 - Ребята, давайте попробуем сами объяснить второе значение приставки ПРИ-. Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.(Слайд №7)
Присоединить: при помощи верёвки; 
с помощью молотка и гвоздей; 
с помощью иглы и нитки;
с помощью клея;
с помощью винтов и шурупов.

- Как вы думаете, какое значение в данных словах имеет приставка ПРИ-?

 - Правильно – присоединение. В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ-.

 Второе значение приставки ПРИ- (Слайд №8).

Третье значение приставки ПРИ-. (Слайд №9)

- Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их. 
Край при море – приморье;
Канава при дороге – придорожная;
Огород при усадьбе – приусадебный;
Посёлок при городе – пригородный

- Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли: ПРИ- обозначает нахождение около чего-то.

Четвёртое значение приставки ПРИ-. (Слайд №10).

-  Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли. Делаем вывод: если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-.

- Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ- и запишите их  в тетрадь:
Немного поднял – 
приподнял,
Немного хромает – 
прихрамывает,
Ненадолго остановился – 
приостановился,
Ненадолго лёг – 
прилёг,
Ненадолго сел – 
присел.

Проверка выполненной работы.

- Что может означать приставка ПРЕ-?

Первое значение приставки ПРЕ- (Слайд № 11).

 - Ребята, попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним по образцу

Очень добрый – предобрый;

Очень скверный –

Очень хорошенький –

Очень маленький –

Очень мудрый –

 - Какой вывод мы можем сделать?

- Правильно, приставка ПРЕ- в данных словах употребляется в значении «очень».

Второе значение приставки ПРЕ-(Слайд №12)

- Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-

Например: прервать  (перервать), преградить (перегородить).

- Есть много слов, в которых значение приставок ПРЕ- и ПРИ- определить очень трудно, например: прекратить, пригласить, преодолеть (см. слова в рамках стр.71).

- Также в нашем языке есть слова, в которых ПРЕ- и ПРИ- не являются приставками, а составляют часть корня, например: препятствие, презирать. Правописание таких слов надо узнавать по словарю или запоминать. (Слайд №13)

4

Закрепление учебного материала.

Цель, которую должен достичь учитель на данном этапе урока:  закрепить у учащихся навыки выбора гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ-; проверить знания, умения и навыки учащихся; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:   применять полученные знания на практике; выполнить упражнения по выявлению полученных знаний.

1.Выполнение упражнения 154 (запись оформляется на доске).

2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Вариант I

Выписать из упражнения 155 слова с приставкой ПРИ- со значением «приближение», выделить в каждом слове приставку и корень.

Вариант II

Выписать из упражнения 155 слова с приставкой ПРИ- со значением «присоединение», выделить в каждом слове приставку и корень.

5

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:   осознать свою учебную деятельность, дать оценку своей деятельности.

Цель, которую должен достичь учитель: помочь учащимся осознать свою учебную деятельность, успехи и неудачи, дать самооценку результатов деятельности.

Подведение итогов урока.

- Ребята, давайте с вами вспомним цели нашего урока.

- Смогли ли мы их достичь на уроке?

- Что для вас показалось трудным при изучении нового материала?

- Кто удовлетворен своей работой на уроке?

- В каких случаях употребляется приставка ПРИ-?

-  В каких случаях употребляется приставка ПРЕ-?

Выставление оценок учащимся.

6

Домашнее задание.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:   закрепить полученные знания.

Цель, которую должен достичь учитель: проверить умение самостоятельно применять полученные знания.

§32; упр.156.(Слайд №14)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...