Урок Виды тропов и стилистических фигур
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ромашкина Маргарита Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Виды тропов и стилистических фигур.

Ход урока

 

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтень

 

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. У нас сегодня с вами урок русского языка.     

II. Сообщение темы, целей урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока.

Тема нашего урока: «Виды тропов и стилистических фигур». Запишите тему в тетради. Цель нашего урока  повторить  тропы и стилистические фигуры.

          Французский философ и писатель 16-ого века Монтень Мишель сказал:                               «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других». Сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга и у меня,  мы с вами будем шлифовать своё мастерство в умении находить тропы и стилистические фигуры в текстах и в умении отличать их друг от друга.

III Орфографическая минутка.

          1. Слово учителя.

 Урок русского языка невозможен без повторения орфографических, пунктуационных и орфоэпических норм. Прежде чем начать работу над темой урока, мы проведём орфографическую минутку и орфоэпическую разминку. В это время один ученик должен выполнить индивидуальное задание, подготовленное на доске.  Дано предложение, это высказывание А. И. Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Нужно сделать полный синтаксический и пунктуационный разборы этого предложения. Кто желает поработать?

   Чтобы справиться с  орфографической минуткой, поработаем устно. Повторим правописание, на первый взгляд, самой простой орфограммы. Но, как показывает опыт, самое большое количество ошибок допускается именно на правописание безударных гласных в корне слова.

         2. Беседа с учащимися.

 - На какие три типа делятся безударные гласные в корне слова? (Проверяемые ударением, непроверяемые ударением, чередующиеся)

         - Орфографическую минутку проведём в виде распределительного диктанта. Один человек работает на доске, объясняя правописание слов, все остальные выполняют диктант в тетради. Диктуемые мною слова нужно распределить в три столбика по типу безударной гласной в корне слова: проверяемая ударением, непроверяемая ударением, чередующаяся. (На интерактивной доске подготовлены три столбика, внизу даны слова с пропущенными безударными гласными, учащийся, работающий у доски, читает слова, определяет тип безударной гласной, перемещает слово по доске в нужный столбик и рисует и пишет карандашом нужную букву). (В это время три человека должны  выполнить индивидуальные задания, используя ноутбуки: задание на это же правило правописания безударных гласных в корне слова.

Задание для ноутбуков:

Вариант – 1.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  Р…сток, пол…гаться, т…ропливый

  Укр…щать, пон…мание, г…сударственный

  Ок..лдовать, разб…раться, зап…тевать

   В…жатый, оп…лчение, ст…рожевой

2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

   Бл…годенствие, прин…ровиться, пол…гаться

   Р…сточек, обм…кнуть, тв…рец

   Заб…левание, обр…зцовый, уд…стоен

   Интел…ктуальный, зак…зать, распор…диться

3. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная?

   Экз…менатор, парад…ксальный, пол…скать (кошку)

   Ав…нгард, утр…мбовать, ц…ремония

   Фил…рмония, рест…врировать, безотл…гательный

   Зам…розить, неприк…сновенность, возг…ранние

4. В каком ряду во всех словах чередующаяся гласная в корне зависит от наличия суффикса А?

   Попл…вок, вым…кнуть, прикас…ться

   Выр…внять, приб…рать, выг…рать

   Выт…рать, прил…гать, заст…лать

   З…рянка, вытв…рять, заг…рать

5.  В каком ряду во всех словах пропущена гласная А?

   Перс…наж, оке…нолог, тр…пинка

   Попл…вок, обр…мление, к…саться

   Спл…тить, бр…сать, упр…щённый

   Скл…нение, сотв…рить, уг…реть

 (Учитель диктует слова для класса, они же с пропущенными буквами даны на доске)

П…йзаж, рассм…треть, заг…релый, р…сточек, р…систый, п…н…рама. (Ученик, работающий у доски, записывает слова и объясняет их правописание).

         Рассмотреть, росистый.

         Пейзаж, панорама.

       Загорелый, росточек.            

IY. Орфоэпическая разминка.

1. Слово учителя.

Теперь проведём орфоэпическую разминку.

2. Беседа с учащимися.

 - Что изучает орфоэпия как раздел лингвистики? (Произношение слова).

         - Трудность выполнения следующего задания состоит в отсутствии правил, которыми можно было бы регулировать произношение слова, поэтому здесь должна работать ваша память. Какой словарь поможет вам  в случае затруднения справиться с этим заданием?

        - Спишите данные на экране слова, расставьте в них ударение. (Учитель во время орфоэпической разминки проверяет синтаксический разбор  данного на доске предложения).

     Позвоним, цемент, банты, шарфы, балуясь, намерение, ходатайство, торты, каталог, квартал, сливовый, щавель, вручит).

        - Давайте проверим. Один ученик должен подойти к доске с тетрадью и расставить в данных словах ударение. (Позвоним, оптовый, начал, цемент, банты, рвала, шарфы, лгала, балуясь, намерение, ходатайство, торты, каталог, квартал, сливовый, щавель, вручит).

Y. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

Начинаем работу над темой урока. А. И. Куприн в начале 20-ого века сказал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Но почему-то сегодня, в XXI веке, журналисты,  языковеды,   писатели особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?  Известный  писатель обратил наше внимание на то, что чудесные свойства русского языка проявляются лишь тогда, когда язык находится в умелых руках и опытных устах.

     2. Беседа с учащимися.

- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? (Как сделать так, чтобы язык оставался красивым, величественным, выразительным?)

- Что делает наш язык выразительным и красивым? Выберите из предлагаемого списка то, что делает наш язык выразительным и красивым. (Тропы и стилистические фигуры).

-  Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры. С целью создания образности и выразительности мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Современная наука о поэтическом слове унаследовала целый арсенал поэтических тропов и стилистических (риторических) фигур, многие из которых известны вам из школьного курса литературы.

- Что  сближает тропы и фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной).

- И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи.

- Давайте выясним, чем различаются тропы и фигуры? Что называется тропами?

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

- Что такое стилистические фигуры?

Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности.

- Давайте вспомним известные вам тропы.

Эпитет, перифраза, метафора, метонимия, гипербола, литота, аллегория, ирония, олицетворение.

3. Работа с определениями тропов.

-  Давайте, выполняя тестовые задания, вспомним определения известных вам тропов (на слайдах даются определения тропов, и к каждому из них четыре варианта ответа, нужно подчеркнуть правильный, далее опускается шторка, читается учащимися пример, объясняется.

1. Художественное, образное определение – это…

1)эпитет 2) метафора  3) олицетворение 4) гипербола

На слайде – пример  

Свинцовое небо, беспутный ветер, танцующий почерк

2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания, указывающий на существенные признаки неназванного предмета.

1) метонимия 2) перифраза 3) олицетворение 4) метафора

На слайде – пример  

Царь зверей, город на Неве

   3.Троп, связанный с переносом названия с одного предмета на другой на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это…

1) аллегория  2) иносказание 3) олицетворение 4) метафора

На слайде – пример  

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно

4. Переименование предмета, осуществляемое на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями, - это

(часто связано с заменой названия произведения именем автора, вещи – материалом, из которого она сделана)

1) литота 2) гипербола 3) метонимия 4) олицетворение

На слайде – пример  

Прочитал всего Пушкина

Не то на серебре – на золоте едал. А. С. Грибоедов

5. Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого, - это

1) литота 2) гипербола 3) метонимия 4) олицетворение

На слайде – пример  

В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). 

 Художественное преуменьшение размера, силы и признака – это..

1) литота 2) аллегория 3) ирония 4) олицетворение

На слайде – пример  

Ваш шпиц – прелестный шпиц,  не более напёрстка! (А. С. Грибоедов).  

6. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, - это…

1) аллегория 2) ирония 3) олицетворение 4) метафора

На слайде – пример  

Откуда, умная, бредёшь ты голова? И. А. Крылов

7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа – это…

1) аллегория  2) олицетворение 3) эпитет 4) перифраза

На слайде – пример  

8. Перенос свойств, действий человека на неодушевлённые предметы, животных.

1) метафора 2) олицетворение 3) эпитет 4) ирония

На слайде – пример  

Березы шепчут. Ветер уснул.

4. Работа с таблицей.

 - Поищем тропы в конкретных предложениях. Проанализируем следующие предложения и  определим, какие тропы используются в следующих предложениях. На экране – таблица, такие же таблицы перед каждым из вас. Нужно вписать в таблицу под указанными тропами номера тех предложений, в которых используются эти средства выразительности? Первое предложение показывает учитель. Кто поработает у доски? (На доске по очереди работают два человека)

Эпитет

Метафора

Метонимия

Аллегория

Ирония

Олицетворение

Перифраза

Литота

Ги

пер

бола

1. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. А. Есенин)

2. Не видел тебя целую вечность.

3. Я живу в двух шагах от метро.

4. Пустых небес прозрачное стекло (А. А. Ахматова)

5. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов)

6. Автора «Медного всадника» никто не превзошёл в литературе.

7. Глядятся весёлого солнца лучи (Н. А. Некрасов)

8. Троп, на котором построена басня Крылова «Стрекоза и муравей».

9. Да ты герой! (При оценке неблаговидного поступка)

5. Работа с определениями стилистических фигур.

- Перечислите известные вам стилистические фигуры.

Параллелизм,  антитеза,  оксюморон, градация, инверсия, анафора, эпифора, парцелляция

Давайте вспомним определения этих стилистических фигур. Перед вами таблица на экране, такая же таблица перед каждым из вас. Справа даны определения, вверху – термины. Необходимо к каждому определению второго столбика выбрать правильный термин и поставить его в нужный столбик. Например, …

(первое определение перемещает учитель, остальные – дети).

Повторение отдельных слов или оборотов в начале нескольких предложений.

Я стою у высоких дверей.

Я слежу за работой твоей. (М. Светлов)

Повторение отдельных слов или оборотов в конце нескольких предложений.

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный?  (Н. В. Гоголь)

Стилистическая фигура, состоящая в особом членении высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.

А всё Кузнецкий мост и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы,

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец от шляпок их!

Чепцов! И шпилек! И булавок! (А. С. Грибоедов)

Синтаксическая структура, в которой для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия. Спят  и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые. (А. П. Чехов)

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. 

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчера

Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин)

Стилистическая фигура, состоящая в расположении близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. При одном предположении подобного случая вы бы должны были… испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!..(Ф. М. Достоевский)

Стилистическая фигура, состоящая в одинаковом синтаксическом построении соседних предложений или отрезков речи. 

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы. (В. Я.  Брюсов)

Стилистическая фигура, состоящая в расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. 

И день за днем

ужасно злить

меня

вот это

стало (В. В. Маяковский)

Вот это стало злить меня ужасно день за днём. – Прямой порядок слов.

6. Работа с таблицей.

-Выполним задание. Давайте проанализируем следующие предложения и определим, какие стилистические фигуры используются в них. Поработаем с таблицей, она на экране и перед каждым из вас. Расставьте в таблице номера предложений. Номер предложения должен соответствовать той стилистической фигуре, которая используется в предложении. (К доске выходит ученик, читает предложение, определяет стилистическую фигуру, и записывает номер предложения под указанную стилистическую фигуру).

 

Анафора

Эпифора

Параллелизм

Антитеза

Оксюморон

Градация

Инверсия

Парцелляция

1. Летал сокол по небу.

    Гулял молодец по свету. (Из фольклора)

2.Ученье – свет, а неученье – тьма. (Пословица)

3. Лес – не тот,

    Куст – не тот,

   Дрозд – не тот. (М. Цветаева)

4. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва! (А. Солженицын)

5. Последняя туча рассеянной бури!

   Одна ты несёшься по ясной лазури.

   Одна ты наводишь унылую тень.

   Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)

6. Смотри, ей весело грустить такой нарядно-обнажённой. (А. Ахматова)

7. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

    Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)

8. Минутных жизни впечатлений

    Не сохранит душа моя. (А. Пушкин)

7. Работа со стихотворением Г. Грацилева «Вектор жизни».

- Богатое содержание речи наиболее полно соответствует правильной языковой форме в произведениях художественной литературы, особенно в поэтических произведениях, т. е. в стихах. Редчайшая красота достигается  благодаря использованию тропов и стилистических фигур. Мне очень нравятся стихи поэтов Мордовии, особенно поэтические миниатюры члена Союза писателей Мордовии Германа Грацилева. Его стихи наполнены теплыми интонациями. Поэт пишет о великом счастье жить на земле и творить добрые дела. Готовясь к уроку, я встретилась с Германом Вениаминовичем и попросила его прочитать для вас одно из стихотворений. Мы имеем возможность услышать живой голос поэта.

8. Просмотр видео

9. Работа со стихотворением Г. Грацилева

- Текст стихотворения на экране и перед вами. Найдите тропы и стилистические фигуры в стихотворении.

Вектор жизни.

Пока душа ещё горит

И мысль пока ещё в полёте,

Я буду соколом парить,

А не барахтаться в полёте.

Не дамся мхом я обрасти

И не позволю облениться.

Я буду что есть сил грести

С цунами жизненными биться.

10. Слово учителя.

    Большинство стихотворений Г. Грацилева – это творения настоящего Мастера, умеющего чувствовать вкус слова, видеть, понимать и раскрывать сложности жизни во всех ее проявлениях и взаимосвязях. Стихи этого поэта заставляют видеть вокруг себя прекрасное и радоваться жизни. Любовь к языку немыслима без любви к отчему краю. Человек начинается с любви к родной земле. Наша малая родина – Мордовия. Этот год для нашей Республики знаменательный, это год 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Сегодня Республика Мордовия, как никогда, занимает самые передовые позиции в разных областях общественной жизни. Попробуем применить сформированные навыки в собственной практической деятельности. Предлагаю следующее творческое задание: напишите сочинение-миниатюру на тему «За что я люблю свой край?». (7-8 предложений) В целях более эффективной работы вам предлагаются опорные словосочетания, это тропы и стилистические фигуры, которые помогут наполнить форму вашего сочинения богатым содержанием. Определите, какие это тропы и стилистические фигуры.

(Край шелковистых берёз; многоцветьем расцветает подлинная культура; прекрасные поля, заливные луга, бездонная синева небес, белоствольные берёзки; город, республика, страна, родина).

    YI. Подведение итогов урока.  

1. Беседа учителя с классом.

  –  Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? (Вспомнить тропы и стилистические фигуры).

      - Какой делают нашу речь тропы и фигуры? Выберите из этого набора определений верные.

(На доске даны определения, учитель  после ответов учеников делит их на две группы путём перемещения: красивая, живая, богатая, певучая, эмоциональная, оскудевающая,  омертвевшая, примитивная, невыразительная)

 2. Слово учителя.

Средства выразительности  – это путь к  образной, красивой речи.    Арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и стилистические фигуры, заключающие в себе несметные сокровища, ценности. Но они раскрываются  лишь перед тем, кто питает истинную любовь к языку, к слову. Давайте же неустанно будем стремиться к постижению языка, для того чтобы знать  в полной мере его богатейшие возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды тропов и стилистических фигур

конспект урока русского языка в 10 классе...

Виды тропов и стилистических фигур

Урок по теме: "Виды тропов и стилистических фигур"...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

Виды тропов и стилистических фигур. Средства выразительности речи

Повторение темы "Средства выразительности речи"....

Виды тропов и стилистических фигур

Презентация "Виды тропов и стилистических фигур" предполагает знакомство с темой "Средства выразительности". После просмотра презентации предложен тест для проверки знаний по теме "Средства выразитель...

Урок в 11 классе по теме "Виды тропов и стилистических фигур".

Повторение и обобщение изученного материала по теме "Виды тропов и стилистических фигур"....