Урок в 11 классе по теме "Виды тропов и стилистических фигур".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Толмачева Светлана Евгеньеввна

Повторение и обобщение изученного материала по теме "Виды тропов и стилистических фигур".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_klass.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе

                          «Виды тропов и стилистических фигур»

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Форма урока: традиционная.

Цели:

- образовательная: формировать умение различать тропы и фигуры речи в текстах художественного стиля; уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;

- развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности обучающихся, развивать навыки устной и письменной речи, исследовательской работы, формировать навыки культуры речи;

-воспитывающая: формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приемов,  воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2020: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2019. (Готовимся к ЕГЭ). Стр. 130 словарь литературоведческих и лингвистических терминов.

- раздаточный материал.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Повторение и углубление ранее изученного материала.

- Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания.

   Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью которая более тяжела чем водородная бомба 20 века. Имя этой болезни ксенофобия.

(И.Руденко)

- Какой  троп использует автор в данном тексте?

( Гиперболу).

- Что такое гипербола?

(Гипербола-троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)

-А какой троп используется здесь?

«Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных». (В.П.Астафьев)

(Литота).

-Что такое литота?

( Литота-троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо предмета).

III. Работа по теме урока.

Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов. Например:

Гротеск – троп, содержащий непомерное преувеличение до невероятного, фантастического.

 Если бы вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить её в мертвый камень, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин ).                                

Перифраза – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого – либо предмета описательным выражением: город на Неве вместо Санкт – Петербург, стальная конница – трактора..

- А что же такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?

(Стилистические фигуры, которые называются риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи, усиления выразительности текста. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.)

Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.

1. Анафора, эпифора, параллелизм.Очень выразительными фигурами речи являются анафора и эпифора. Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание:

Красота ума вызывает удивление, красота души – восхищение. (Б.Фонтенель).

Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность.

Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.

 Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться. (Вольтер).

Широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре такая стилистическая фигура,  как  параллелизм.  Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

   Бедняку не хватает многого, алчному – решительно всего. (Публий Сир).

Это очень яркая фигура речи. Благодаря параллелизму резко выделяется содержание сопоставляемых частей: бедному - алчному, многого - всего. Некоторые произведения, как, например, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», целиком построены на параллелизме.

2. Антитеза, градация, инверсия.

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

   Прежде чем приказывать, научись повиноваться. (Солон).

Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании: « Сорок – старость молодости, пятьдесят – молодость старости».(В.Гюго)

Инверсия – одна из самых распространенных стилистических фигур. Суть ее в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание.

    Ослепительно яркое вырвалось из печи пламя. ( Н.Гладков)

Определение яркое вынесено вперед, в начало предложения и поэтому резко подчеркивается, выделяется.

3. Эллипсис, умолчание, риторическое обращение.

Своеобразна стилистическая фигура эллипсис, заключающаяся в пропуске какого-нибудь подразумеваемого члена предложения:

   Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом. (М. Лермонтов)

Эллипсис придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.

Умолчание – это намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным. Например:

Нет, я хотел … быть может, вы… я думал, что барону время умереть. (А.Пушкин)

Риторическое обращение – это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь. Смысл этой стилистической фигуры не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, чье имя называется. Ведь поэт может обращаться и к цветам, и к луне, и к полям, и к отвлеченным понятиям. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

                        А.Пушкин

4. Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.

Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.Гоголь)

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.Пушкин)

На использовании и, напротив, на неиспользовании союзов основаны такие стилистические фигуры, как многосоюзие (или полисиндетон) и бессоюзие (или асиндетон).  В первой повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения:

   И отвращение от жизни,

  И к ней безумная любовь,

  И страсть и ненависть к отчизне,

  И черная, земная кровь

  Сулит нам, раздувая вены,  

  Все разрушая рубежи,

  Неслыханные перемены,

  Невиданные мятежи.

               А.Блок

 Вторая фигура – бессоюзие (асиндетон) – состоит в намеренном пропуске союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

                                   А.Пушкин

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах…

                             А.Пушкин

Дополнительно вспоминаем:

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)

Сравнение – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

    Как правая и левая рука –

   Твоя душа моей душе близка.

                         М.Цветаева

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин)

Метонимия – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Я три тарелки съел. (И.Крылов)

Синекдоха -  разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

      М.Лермонтов        

Слово учителя.

- Итак, арсенал, изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

IV. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Работа по учебнику.

Анализ упр. 497, 500, 501.

Упр. 497(взаимопроверка).

Эпитеты: сокрушительный, холодный, летящий, седое, страстные, благовонный, зеленый и др.

Сравнения: она тревожна, как листы; как гусли многострунна.

Метафора: ропот колес.

Олицетворение: ветер терзал, речь ласкает и др.

Анафора: вспомнились и лица, давно позабытые, вспомнились обильные страстные речи.

Градация: взгляды, так жадно, так ловко ловимые.

Оксюморон: молодая старость.

Упр. 500, 501.

Речь Феклуши отличается простотой и эмоциональностью. Героиня говорит истинно народным языком. В ее речи можно услышать восклицания (… все-то ты за работой! Трудно, милая девушка! Прощай покудова), уменьшительно-ласкательные слова (матушка), просторечные и разговорные выражения (аль, слыхать, ихнему, поброжу), частицы, усиливающие выразительность (то, все, та, ж). В речи Феклуши присутствуют сказочные народные образы (салтан турецкий, салтан персидский).

Мастерство Островского здесь проявилось в полной мере. Он не только мастер жанра, но и отличный знаток народной речи.

Проверочный тест.

- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. А пуще всего, Павлуша, береги копейку. ( Н.Гоголь)

2. Игру его любил творец Макбета. (А.Пушкин)

3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С.Есенин)

4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И.Эренбург)

5. Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

                           А.К.Толстой

6. Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную-

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

                                  Н.Некрасов.

7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет.

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!

                            Омар Хайям

8. Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна.

                       А.Пушкин.

9. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

                           А.Пушкин

10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз.

Ключ к тесту:

  1. Синекдоха.
  2. Перифраза.
  3. Олицетворение.
  4. Параллелизм.
  5. Параллелизм и анафора.
  6. Анафора.
  7.  Эпифора.
  8. Сравнение.
  9. Антитеза.
  10. Параллелизм и анафора.

V. Рефлексия.

- Обратимся к цели нашего урока.

Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

Над чем необходимо поработать на следующих уроках?

VI. Домашнее задание.

-Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений), докажите его принадлежность к данному стилю речи, найдите средства художественной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды тропов и стилистических фигур

конспект урока русского языка в 10 классе...

Виды тропов и стилистических фигур

Урок по теме: "Виды тропов и стилистических фигур"...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

Тропы и стилистические фигуры.

Презентация знакомит с основными видами художественно-изобразительных средств....

Урок русского языка в 11 классе по теме "Тропы и стилистические фигуры"

Урок предполагает подготовку к ЕГЭ путем повтора основных тропов и стилистических фигур и практической работы по их применению....