Урок в 11 классе."Виды тропов и стилистических фигур". Подготовка к ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) по теме

Юрьева Светлана Викторовна

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropy_i_figury.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Виды тропов и стилистических фигур»

Цель урока:

- показать роль тропов и стилистических фигур речи в текстах художественного стиля;

- формировать навыки культуры речи,

Оборудование: таблицы, листы с определениями тропов и стилистических фигур [см. приложение 4, 5], которые раздаются каждому ученику; раздаточный материал с поэтическими текстами для последующего определения в них стилистических фигур и тропов [см. приложение 6].

Ход урока

 1. Повторение и углубление ранее изученного материала

1. Работа с текстом.

Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания.

Дивно устроен наш свет! Т от имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Г лавного Штаба, но, увы! должны довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Г оголь). 

-Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? (Литота и гипербола). --Что такое литота'? (Литота- троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления). Найдите пример литоты в тексте.

 Что такое гипербола‘? (Гипербола- троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления). Найдите пример гиперболы в тексте.

 2. Работа с раздаточным материалом и со справочником лингвистических терминов [см. приложение 4, 5].

(ИСПОЛЬЗУЯ справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов). Например:

Перифраза -троп, состоящий в замене обычного однословного

Названия какого-либо  предмета описательным  выражением: город на Неве вместо Санкт-Петербург, белокаменная столица России вместо Москва.

-А что же такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?

(Стилистические фигуры, которые называют  фигурами речи, служат для создания образной речи, усиления выразительности текста).

3. Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся читают определения тропов и стилистических фигур с раздаточного материала, разбирают примеры.

Анафора, эпифора, параллелизм.

Очень выразительными фигурами речи являются анафора и эпифора.

Анафора-  повторение отдельных слов или выражений в начале предложений, из которых состоит высказывание:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой...

(Ю. Лермонтов)

Эпифора - это повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.

Мне бы хотелось знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Г оголь)

Широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре такая стилистическая фигура, как параллелизм. Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

 Стихотворение  М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»‚ целиком построены на параллелизме.

Антитеза, градация, инверсия.

Антитеза- это оборот, в котором резко противопоставляются  понятия.

Где стол был яств, там гроб стоит (Г . Державин).

Градация- это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).

Инверсия одна из самых распространенных стилистических фигур. Суть ее в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок.

Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется,

привлекая к себе внимание. Например: Тамара в театр пошла.  Выделяется  слово театр, т.к. обычный порядок слов: Тамара пошла в театр.

Эллипсис, умолчание, риторическое обращение.

 Своеобразна стилистическая фигура эллипсис,  заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения:

1.Мы села- в пепел; грады- в прах;

В мечи -серпы и плуги.

2. Мужики- за топоры

Эллипсис придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.

Умолчание -это намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным. Например:

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что не барону время умереть (А. Пушкин).

 Смысл риторического  не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, чье имя называется. Ведь поэт может обращаться и к цветам, и к луне, и к полям, и к отвлеченным понятиям. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! Я предан вши душой

(А. Пушкин).

Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.

Риторический вопрос -это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? 0, вы не знаете украинской ночи! (Н. Г оголь).

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А. Пушкин). чителя. На использовании и, напротив, не как

На использовании или неиспользовании союзов основаны многосоюзие (или полисиндетон) и бессоюзие (или асиндетон).

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

 (А. Пушкин).

-Что мы здесь видим?

Швед, русский колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Г ром пушек, топот, ржанье, стон...

 (А. Пушкин).

Мелькают мимо будки бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

 (А. Пушкин).

Подведём итог.

-Арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

2. Отработка умений и навыков.

1. Работа по учебнику (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для  10-11 кл).

- Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Понаблюдайте над именами существительными, именами прилагательными и глаголами в одном из этих стихотворений. Как изменяется их обычное значение в тексте данного стихотворения? Какие характерные для поэзии сочетания слов вы в них находите? Сделайте выводы.

***

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты

Она тревожно, как листы,

Она, как гусли, многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегам,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Т воя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье...

(А К. Толстой).

В ДОРОГ Е

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

(И. Тургенев).

СТАРАЯ ЯБЛОНЯ

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

Вся-то ты гудишь блаженным звоном

Пчел и ос, завистливых и злых...

Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других!

(И. Бунин).

Г ЛАЗА

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза,

Зеленые- соленые-

Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой-

Всегда б платили за постой –

Все эти же -веселые -

Зеленые глаза.

Шел мимо паренек с лотком...

Спят под монашеским платком

Смиренные- степенные-

Крестьянские глаза

(М. Цветаева).

2. Работа с поэтическими текстами [см. Приложение 6]. Найти в представленных текстах стилистические фигуры:

1) стихотворение «Певец» А. С. Пушкина- риторический вопрос;

2) стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» А.С. Пушкина -анафора, бессоюзие, градация;

3) стихотворение «Все кругом» 3. Гиппиус- градация, бессоюзие;

4) стихотворение «Тоска по родине! Давно. . .» М. Цветаева-умолчание, риторическое восклицание;

 5) стихотворение «Если желанья бегут, словно тени» В. Соловьев -риторический вопрос, анафора, параллелизм.

3.. Проверка знаний .

 Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов). 2. Игру его любил творец Макбета (А. Пушкин). 3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С. Есенин). 4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов (И. Эренбург). 5. Коль любить, так без рассудку, / У коль грозить, так не на шутку, / Коль ругнуть, так сгоряча, / Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой). 6. Вынес достаточно русский народ, / Вынес и эту дорогу железную -/ Вынесет все, что господь не пошлет! / Вынесет все и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе (Н. Некрасов). 7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что. / «Исчезнет след!» А миру хоть бы что. / Нас не было, а он сиял и будет] Исчезнем мы, а миру хоть бы что! (Омар Хайям). 8. Она свежа, как вешний цвет, / Взлелеянный в тени дубравной. / Как тополь киевских высот, / Она стройна (А. Пушкин). 9. Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)

Ключ :

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза.

4.  Домашнее задание.

Выписать по два примера из произведений русской классики или

любимых стихотворений на каждую стилистическую фигуру и троп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды тропов и стилистических фигур

конспект урока русского языка в 10 классе...

Виды тропов и стилистических фигур

Урок по теме: "Виды тропов и стилистических фигур"...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

Виды тропов и стилистических фигур. Средства выразительности речи

Повторение темы "Средства выразительности речи"....

Виды тропов и стилистических фигур

Презентация "Виды тропов и стилистических фигур" предполагает знакомство с темой "Средства выразительности". После просмотра презентации предложен тест для проверки знаний по теме "Средства выразитель...

Урок в 11 классе по теме "Виды тропов и стилистических фигур".

Повторение и обобщение изученного материала по теме "Виды тропов и стилистических фигур"....