конспект урока "Словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мальцева Надежда Сергеевна

разработка урокапо теме "Словообразование" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass_slovoobrazovanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6классе.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Словообразование». (Слайд 1)

(Слайд 1)

 Форма проведения: урок- соревнование.

 Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, слайды к презентации.

Цель:

  • закрепить знания учащихся о структуре слова, об основных способах образования слов;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • совершенствовать умения производить морфемный и словообразовательный разбор  слова;
  • способствовать воспитанию умения работать в команде.

             Слово делится на части,

             Ах, какое это счастье!

             Может каждый грамотей

            Делать слово из частей. (Слайд 2)

Ход урока.

  1. Организационный момент (деление на две команды, название команд «Знатоки» и «Грамотеи», выбор жюри).
  2. Чтение эпиграфа к уроку.
  3. Постановка цели урока.

         Сегодня на уроке мы должны повторить сведения, изученные на предыдущих уроках: о частях слова - морфемах, орфографические правила, связанные с их написанием.    

IV. Вступительная беседа.

  • Что изучает морфемика?
  • Назовите известные вам морфемы.
  • Как найти окончание в слове? Докажите.
  • Какие морфемы могут входить в основу?
  • Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

Команда  I : территория, путешествие, читал;

Команда II : препятствие, артиллерия, горел. (Слайд 3)

(задание выполнено, подводятся итоги, объявляются баллы).

  1. Задание 1. «Отыщи слово».  Командам предлагается из текста выписать слова, состав которых соответствует схемам.

Над прудом позёмка вьётся,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

(В.Приходько). (Слайд 4)

Задание 2. У доски по 1-му представителю команд. Задание: разобрать по составу данные слова.

Команда 1: матросский, привычка, снежок, подъезд.

Команда 2: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

(проверка выполненных заданий, подведение итогов).

  1. Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных.

Задание командам: выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зарисовать. (Слайд 5)

(проверка, подведение итогов).

  1. Кто быстрее и вернее?    Представители команд вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют орфограммы.

Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р…сток, уг…рный газ, сл..жить, к…снуться, сл..гаемое, прик..саться, уб..рать, ст..лить, зам…рать. (Слайд 6)

(проверка, подведение итогов).

  1. Как убедиться, что корень в слове найден правильно?

Задание командам: определить, одинаковые ли корни в словах: гора- гореть, мирный- замирать.

К каждому слову в паре подобрать однокоренное слово.

  1. Назвать основные способы образования слов в русском языке.

Кто больше?

Записать слова с корнем  тряс- (1команде),  говор- ( 2команде).

  1. Представители команд у доски.  Ы-И почему?

 Раз..грать роль, от..скать щенка, об..грать в шахматы, сверх..интересный фильм, без..скусный рассказ, без..звестный художник. (Слайд 7 )

  1. Прочитать слова, назвать те, которые образованы приставочным способом, вставить пропущенные буквы, объяснить.

 Пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные слова. (Слайд 8)

(чтение работ, оценки в баллах)

  1. Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О ,  Е в сложных словах?

«Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Русская народная игра- пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
  7. Огнестрельное оружие. (Слайд 9)
  1. Рефлексия. Подводя итог урока, давайте вспомним, что повторяли на уроке, понравилось ли вам занятие.

  1. Домашнее задание: упр.189

  1. Заключительное слово учителя, жюри. (Подведение итогов, результаты, оценки за урок, награждение команд).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...