Модульный урок по теме "Глаголы - исключения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бакулина Татьяна Геннадьевна

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой. Урок «Глаголы – исключения» можно проводить в 5 – 7 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЭ-0

2 мин.

Модульный урок по теме «Глаголы - исключения» 

Цели:  Обобщить и повторить знания теории по  теме «Глаголы - исключения»  и  закрепить  навыки:

  • уточнить знания об особенностях глаголов - исключений 
  • умение видеть  глаголы  в тексте;
  • умение  образовывать  формы времени  от глаголов - исключений;
  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать индивидуально.
  • развивать умение у учащихся высказываться на грамматическую тему; сопоставлять, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, формулировать умения преодолевать трудности.
  • умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы; 

Работа по слайду

УЭ-1  

10 мин.

Цель:  актуализация  знаний учащихся  по теме «Глаголы - исключения»

  1. Запишите число и тему урока.
  2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.
  3. Прочитайте текст «История глаголов – исключений»

В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять (yat) в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а.Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

Например:

обидyat-ти – обидиши;

видyat-ти – видиши;

слыша-ти – слышиши.

Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).

  1. Открыть учебник и повторить все глаголы-исключения.
  2. Повторите алгоритм «Как определить спряжение глагола».

6. Допишите    глаголы, чтобы получилось стихотворение.

Как начнешь меня ты ____

Перестану я _________.

Перестанут уши _________

Ну а руки – все __________.

На меня начнешь ________,

Будешь ты меня __________ -

Буду все равно _______ .

Буду от тебя _____________

Раз ты смог меня _________

Буду я тебя не ___________ , 

А открыто  --------.
 Слова для справок: гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть

 

Выпишите  глаголы из текстов, определите их грамматическое  значение

Работа по слайду

Работайте самостоятельно в тетради

В группе проявите творчество.

Работа по слайду

Оценку поставьте в оценочный лист.

УЭ -2

5 мин.

Цель: образовать от  глаголов – исключений формы 2л. и 3 л.ед. ч. настоящего времени, форму прошедшего времени.

Образец: гнать –гонишь –гонит, гнал.

Ключ ( по слайду).

Оценку поставьте в оценочный лист.

Взаимопроверка.

УЭ- 3

5 мин.

  1. 1.    К глаголам – исключений подобрать однокоренные слова.
  2. 2.Подобрать к данным глаголам отрицательные или неопределенные местоимения.

Выберите любое

задание.

НЕ забудьте обозначить орфограмму.

Контроль учителя.

Оценку поставьте в оценочный лист.

УЭ – 4

10 мин.

Цель: списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и скобок.

Он и мухи (не)обид…т.

Кто кого обид…т, тот того и ненавид…т.

Если кого обид…шь, от того и сам потерп…шь обиду.

Кто терп…т, тому везёт.

За кем нет погони - тот и не беж…т.

 Солдат шилом бре…тся, дымом гре…тся. 

В декабре зима стел…т холсты, а мороз навод…т мосты.

Два арбуза в одной руке не удерж…шь.

Нужда загон…т на чужбину.

В чужом глазу соринку видт, в своём бревна (не)замечат. Любят того, кто (не)обидт н…кого. Не глаза вид..т, а человек; не ухо слышт, а душа.

Ключ (по слайду).

Взаимопроверка.

НЕ забудьте обозначить орфограмму.

Оценку поставьте в оценочный лист.

УЭ – 5

5 мин.

Цель: объясни значение фразеологизмов:

Держать язык за зубами

Держать за семью печатями
 Держать нос по ветру
 Держать порох сухим
Держи карман шире.

Оценку поставьте в оценочный лист.

УЭ - 6

Цель: подведение  итогов урока.

1.Прочитайте  цели  урока  УЭ – 0

2.Как  вы  считаете,  достигнуты  ли  цели  урока Вами?

3.Как  бы  вы  оценили  результаты  своей  работы  на  уроке?  Почему?  

УЭ - 7

 Рефлексия.

 Отметьте кружком ступеньку, соответствующую вашим знаниям на сегодняшнем уроке.

Отметьте

УЭ - 8

Д/З:1. Сколько на самом деле глаголов – исключений? (сообщение).

2.Подобрать 13 предложений по данной  теме.

                                                                 

     Оценочный лист.

ФИО ученика

УЭ-1

5 баллов.

УЭ-2

Взаимопроверка.

Мах-5 баллов.

УЭ-3

Мах-5 баллов. Контроль учителя.

УЭ-4

Взаимопроверка.

Мах-5 баллов.

УЭ-5

Самооценка.

Мах-5 баллов.

Итог

Мах-25 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....