конспект урока в 5 классе "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

конспект урока в 5 классе "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с элементами проблемного обучения

Тема урока: «Глагол как часть речи» (5 класс)

Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения

Ход урока:

  1. Словарно-орфографическая работа:

-Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. Вы его определите самостоятельно. Для этого выполните следующие задание.

Запишите под диктовку слова: расщепить, съесть, зелёный, зелень, разговаривать, смотр, обидеть, слепить, рассказ, ябедничать, издалека, объездить, влево, течёт.

-Соедините первые буквы, с которых начинаются корни глаголов и вы получите словарное слово. (щеголяет)

-Обясните лексическое значение этого слова. (Щеголять – 1.Нарядно одеваться, 2. Выставлять что-либо напоказ, хвастаться).

-Расскажите о его правописании.

-Составьте и запишите предложение с данным словом (Например, Моя подруга щеголяет в новом пальто).

Выполните синтаксический разбор записанного предложения.

2.Формулирование учащимися темы урока.

-Определите, на какой вопрос отвечает слово щеголяет, в каком времене оно стоит, в каком лице, какова синтаксическая роль в преложении?

  • Слово щеголяет отвечает на вопрос что делает? Стоит в настоящем времени, в 3 лице. В предложении явлчется сказуемым.
  • Назовите , что это за часть речи, которая имеет названные морфологические признаки и сформулируйте тему урока.
  • Данные морфологические признаки имеет глагол, значит, тема нашего урока6 «Глагол как часть речи». (Учитель записывает тему урока)

3.Повторение теории.

Беседа:

1.Что обозначает глагол?

2.На какие вопросы отвечает глагол?

3.Как изменяются глаголы по временам?

4.Какова синтаксическая роль глагола в предложении?

4.Выполнение тренировочных упражнений.

а) Работа с текстом

Весна головсов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

  • Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (в первом)
  • Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
  • Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы .
  • Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).
  • Докажите, что это слова различных частей речи.
  • В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
  • Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека. Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжения глаголов.
  • В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Если оно находится под ударением).
  • Поставьте выписанные глаголы в прошедшее время и запишите их.
  • На что указывают их окончания? (Окончания указывают, в каком роде согласуется глагол с существительным).
  • Какая морфема указывает, что данные глаголы употреблены в прошедшем времени? (Суффикс –л-)
  • Объясните написание гласной перед суффиксом –л-.(Какая буква стоит перед –ть в неопределённой форме глагола, такая и перед суффиксом-л-).
  • Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.).
  • Самостоятельная работа (упр.268) –выписать подлежащие вместе со сказуемыми-глаголами. Указать, в чём согласуются сказуемое-глагол с подлежащим. Образец: Пшеница зеленеет –настоящее время, согласуется в числе и лице.Трава зеленела-прошедшее время, согласуется в роде и чиле.Проверка по цепочке.
  • Сделаем вывод. Как изменяются глаголы в настоящем времени и в прошедшем? (В настоящем времени изменяются по лицам и числам, а впрошедшем- по родам и числам).

5.Подведение итогов урока

  • О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
  • Расскажите всё, что вы знаете о глаголе. (Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а впрошедшем времени – по родам (в ед. ч.) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим).

6. Оценивается работа учащихся на уроке.

Домашнее задание: параграф 16, упр.611


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...