Оценка и отметка на уроке русского языка по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Полуднева Виктория Геннадьевна

Разработка урока представлена с выставлением отметки и оценки на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poludneva_v.g._otsenka_i_otmetka.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:Полуднева В.Г.        Технологическая карта урока

Тема урока: Слово и его лексическое значение.

Класс: 6Б

Предмет: русский язык

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество, осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья, антонимы, омонимы, синонимы.

 Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 3 мин.
  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
  4. Открытие нового знания – 10 мин.
  5. Физминутка – 2 мин.
  6. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.
  7. Рефлексия – 2 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 - Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

(слайд 1)

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 - Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел, а какой именно вам предстоит вспомнить самим…Но для начала вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов:

Пос…деть – пос...деть;

Прим…рять -прим…рять

Пол…скать – пол…скать

(слайд 2)

 

 - Правописание зависит от лексического значения слова.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

- Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексическое значение».      (слайд 3)  

  - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Какова главная цель урока? 

(слайд 4)

-Какова задача урока?  

Зачитать цель и тему урока на слайде

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение.

Но каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова  с помощью толкового словаря.

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

А.Пушкина:

«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». (слайд 5)

Понять, что такое лексическое значение слова.    

Научиться определять ЛЗ слова,  расширить свой словарный запас.

Записывают дату и тему урока.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие нового знания.

 Работа в группе.

-Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит».

 - Сколько здесь слов?

 - Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.

 - Распределите следующие признаки в нужную группу.(слайд 6,7)

 - Проверим!!!

Ворона – большая черная птица, одна из самых умных – это лексическое значение слова.

Имя сущ., м.р., 2 скл., И.п. – это грамматическое значение.

(слайд 8,9)

А как определить ЛЗ слова? Для этого давайте обратимся к учебнику стр.51 и прочитаем правило.

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

     \/ - эту информацию я знаю;Отметка  5за осмысление  содержание прочитанного,за самостоятельный вывод того,что узнал.

     + - это новая для меня информация;

     ? – эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?Оценивает ответы учащихся за  удачную мысль в ответах , за односложные ответы  на  поставленные вопросы.

 - 7,4.

Формы слова.

Одна из самых умных, мужской род, И.п., 2 скл., ед.ч., большая черная птица, имя существительное.Учитель оценивает  группы и поощряет за продуктивную работу

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Включаем видео.

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

Теперь отдохнули и можем применить прочитанное правило.

 - А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое?

 - Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова, что нужно тогда сделать?

Самостоятельная работа.Учитель озвучивает отметки каждого работающего ученика,останавливая внимание на важные аспекты в индивидуальной работе.

Упр.:

Взаимопроверка.(слайд 10)

Работа в парах. Учащиеся самостоятельно Оценивают  свою работу ,  а учитель комментирует недостатки и ошибки в работе.

Упр.:

- Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ.

 - Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII.Рефлексия

Упраж :

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII.Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

 

Список литературы

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник.  – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС (5 КЛАСС)

Тема: Предложения с обращениямиТип урока: изучение нового материалаЦели урока: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пункт...

Презентация и конспект урока русского языка. 5класс (ФГОС)

1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)2.Конспект у...

Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»

Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник:  русский язык  5 класс в 2-х частях  под ред.  А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...

Статья на тему: Педагогические основы контроля и оценки деятельности учеников на уроках русского языка и литературы.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса являетсясистематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно –познавательной деятельности уч...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Оценка качества образования на уроках русского языка

Настоящая методическая разработка представляет собой материалы по оценке качества на основании оценочных процедур...