Деепричастный оборот.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Разработка урока русского языка с элементами технологии проблемного и дифференцированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока :Деепричастный оборот.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Технология : элементы технологии проблемного и дифференцированного обучения

  • Цель :повторить и систематизировать сведения о деепричастном обороте,
  • совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них, различать причастия и деепричастия, строить предложения с деепричастными оборотами, развивать речь учащихся
  • воспитывать любовь к Родине, её истории.

Оборудование : презентация, распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, листы самооценки, музыкальное сопровождение

Ход урока.

1.Актуализация знаний

Какие конструкции мы называем деепричастным оборотом?

Что знаем о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами?

Обратимся к материалу домашнего задания. Итак, вы должны были составить текст и предложения с деепричастными оборотами на тему Родина, Россия. Кто составил связный текст? Кто работал с предложениями? Запись на доске предложений, соответствующих данной схеме.Слайд 1.

2.Формулирование темы урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке. Что мы знаем о деепричастном обороте? Что умеем? Чему будем учиться?  Слайд 2.

3.Слово учителя. Сегодня мы мысленно перенесёмся в 18 век, время,о котором А.С.Пушкин сказал:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

 В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Слайд3.

Фигура Петра в нашей истории занимает особое место. Многие русские писатели и поэты обращались к этой незаурядной личности. Только у Пушкина мы можем насчитать 2 поэмы и  повесть, заметки по русской истории, четыре стихотворения. Одно из них  -  «Пир Петра Первого».

4.Работа с текстом.Приложение 1.

Текст этого стихотворения лежит у вас на столе. Читая и слушая его, обратите внимание на заслуги Петра, которые отмечает Пушкин.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

Вопросы: В чём гений Петра? Что он сделал для России?

Каким человеком предстаёт перед нами Пётр?

При помощи каких художественных средств создаёт этот образ?

 Найдите деепричастные обороты. Объясните знаки препинания, роль в тексте.

4.Включение учащихся в систему новых знаний.

Среди множества преобразований, совершённых Петром, было и повеление «учинить новую моду.Познакомимся с мужским костюмом 18 века.

Слайд 4.

Словарная работа.(Заранее подготовленный ученик расскажет нам  о происхождении слов, которые встретятся в тексте, представляющем этот самый костюм)

Парик – из немецкого –волос

Туфли- туфля – из немецкого - верёвка, бечёвка

Камзол –из немецкого - куртка

Кафтан – тюркское – мешок. Оболочка

Шляпа – из немецкого – обвиснуть

Чулки – из татарского- портянки, онучи

Костюм – из итальянского – привычка

Мода – из латинского – правило. Мера

5. Работа с текстом. Приложение 2. Один ученик читает.

Беседа по вопросам:

Докажите, что это текст.

Определите тему. Озаглавьте.

Как связаны между собою предложения?

Выполните предлагаемые задания.

Для каждого ученика этот текст представлен в  разноуровневых заданиях, которые выполняются самостоятельно. Во время самостоятельной работы звучит менует Баха.

6.Рассмотрим женский костюм.  Слайд 6.

Работаем со словами корсет, фижмы( каркас в виде обруча, вставлявшийся под нижнюю юбку), глухое платье, распашное платье, веер.

7. Физминутка. Просмотр видеоролика. Танец менует.  Попрубуем повторить элементы танца.

8. Задание. Представим себе такую ситуацию: после того, как все деепричастные обороты заняли свои места и определили синаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать.Отыщите «самозванцев», которые принялись играть чужие роли. Выполняем эту работу устно.Слайд 7.

7.А теперь поработаем с  предложениями, в которых содержится весьма важная информация о моде 18 века, но понять её мешают грамматические ошибки. Давайте их исправим. Слайд 8.

 Проверим себя по ключу.Слайд 9.

8.Самостоятельная тестовая работа. Это задание, в котором вы должны найти грамматически правильное продолжение предложения.Слайд 10.

9.  Рефлексия. Продолжи предложения. Слайд 11.

Заполнение листа самооценки. Приложение 3.

10. Домашнее задание. Слайд 11.

Одним из важных предметов дамского туалета был веер.Он выполнял массу функций: на его створках писали модные фразы, в нём прятали записки. С его помощью можно было разговаривать, не произнося слов. Дома вам предстоит составить текст о тайнах дамского веера.(  уровень С). Кто считает  это задание трудным, выполнит упр167,168( уровень В), упр 167 (Уровень А),  параграф 67 для всех.

Литература

Е.А.Полежаева «Современные открытые уроки русского языка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Деепричастный оборот» Автор: Сычёва Ирина Васильевна Учитель русского языка и литературы Участники – ученики 7 класса

Слайд 2

Схема деепричастного оборота , ,

Слайд 3

Тема урока : Деепричастный оборот Цель: повторение изученного по теме «Деепричастный оборот» Знать: опознавательные признаки деепричастного оборота, правила его выделения на письме, синтаксическую роль Уметь: выделять запятыми деепричастный оборот, правильно определяя его границы, соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; различать причастия и деепричастия в тексте, строить предложения с деепричастными оборотами.

Слайд 4

Пётр I

Слайд 5

Мужской костюм XVIII века. парик кафтан камзол кюлоты шляпа чулки туфли

Слайд 6

Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем , составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас ( фижмы ) и, прикрепляя его к поясу , добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию , придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку , выглядела весьма грациозно. веер корсет фижмы Глухое платье Распашное платье Женский костюм XVIII века.

Слайд 7

Исправьте грамматические ошибки . 1. Пытаясь сохранить макияж, у дам в Х VIII веке было принято умываться не каждый день. 2. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи. (Подсказка: в 1 и 2 предложениях действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)

Слайд 8

Ключи: Пытаясь сохранить макияж, дамы в Х V III веке умывались не каждый день. Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.

Слайд 9

Укажите грамматически правильное продолжение предложения Вариант № 1 А. Выбирая стиль одежды, 1)это занимает много времени. 2)руководствуйтесь определёнными правилами. 3)подчёркивается индивидуальность. 4)большую роль играет цвет. Б. Имитируя родинки, 1)предлагалось пользоваться мушками. 2)у дам в 18 веке были мушки. 3)дамы использовали мушки. 4)в специальных коробочках хранились мушки. В. Собираясь на бал, 1)дама надевала нарядное платье. 2)добавить расширения платья. 3)платье готовилось заранее. 4)у дамы поднималось настроение. Вариант №2 А. Являясь обязательной частью костюма , 1)шляпа не всегда гармонировала с париком. 2)дворянин держал свою шляпу в руках. 3)дополните его часами. 4) надевайте перчатки. Б . Заплатив двадцать тысяч рублей, 1) трость была украшена алмазами и рубинами. 2)у графа Разумовского появилась трость с рубинами и алмазами. 3)граф Разумовский украсил свою трость алмазами. 4)для Разумовского украшена трость алмазами и рубинами. В .Желая выглядеть красиво, 1)дама надевала нарядное платье. 2)платье доставляло массу проблем. 3)даме под нижнюю юбку делали каркас. 4)талию стягивали корсетом.

Слайд 10

Рефлексия Продолжите любое из понравившихся предложений. «На этом уроке я узнал(а), что…» «Мне было сложно, когда…» «Хотелось бы, чтобы этот урок…» «У меня получилось…» «Урок дал мне для жизни…» «Моя оценка атмосферы на уроке…»

Слайд 11

Знаю что Знаю как Знаю зачем Лист самооценки

Слайд 12

Задание. Составьте текст, используя деепричастные обороты. Для справок: разворачивая веер – замужество закрывая – безразличие открывая один листик – дружба открывая два листика – сочувствие открывая три листика – любовь складывая стрелой – призыв к решительности



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

                                                   Лист самооценки

         Знаю что

          Знаю как

        Знаю зачем

                                                        Лист самооценки

         Знаю что

          Знаю как

        Знаю зачем

                                                                             Лист самооценки

         Знаю что

          Знаю как

        Знаю зачем



Предварительный просмотр:

Уровень  А

Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В  XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий.Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан,  который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках.

Уровень  А

Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

В  XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий.Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан,  который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках.



Предварительный просмотр:

Уровень B

Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты и деепричастия.

В  XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан,  который            прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры  русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках.

Уровень B

Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты и деепричастия.

В  XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан,  который            прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры  русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках.



Предварительный просмотр:

Уровень С

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите границы деепричастного оборота. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты.

В  XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости пр..вратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан,  который пр…крывая кюлоты доходил почти до колен пр..тягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик пр..чиняя определенные неудобства пр...давал своему владельцу пр..дставительный вид. Шляпа являясь обязательной пр..надлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя пр..менения часто оставалась в руках.

Уровень С

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите границы деепричастного оборота. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты.

В  XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости пр..вратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан,  который пр…крывая кюлоты доходил почти до колен пр..тягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик пр..чиняя определенные неудобства пр...давал своему владельцу пр..дставительный вид. Шляпа являясь обязательной пр..надлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя пр..менения часто оставалась в руках.



Предварительный просмотр:

1вариант. Укажите грамматически правильное  продолжение       предложения

А.   Выбирая  стиль одежды,

1)это занимает много времени.

2)руководствуйтесь определёнными правилами.

3)подчёркивается индивидуальность.

4)большую роль играет цвет.

 Б. Имитируя родинки,

1)предлагалось пользоваться  мушками.

2)у дам в 18 веке были мушки.

3)дамы использовали мушки.

4)в специальных коробочках хранились мушки.

В.Собираясь на бал,

1)дама надевала нарядное платье.

2)добавить расширения платья.

3)платье готовилось заранее.

4)у дамы поднималось настроение.

2 вариант. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

А.Являясь обязательной частью костюма,

1)шляпа не всегда гармонировала с париком.

2)дворянин держал свою шляпу в руках.

3)дополните его часами.

4) надевайте  перчатки.

Б.Заплатив двадцать тысяч рублей,

1) трость была украшена алмазами и рубинами.

2)у графа Разумовского появилась трость с рубинами и алмазами.

3)граф Разумовский украсил свою трость алмазами.

4)для Разумовского украшена трость алмазами и рубинами.

В.Желая выглядеть красиво,

1)дама надевала нарядное платье.

2)платье доставляло массу проблем.

3)даме под нижнюю юбку делали каркас.

4)талию стягивали корсетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...