Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Луканина Ольга Михайловна

Разработка урока  русского языка в 5 классе

по теме «Антонимы»

 (в соответствии с программой Л.М.Рыбченковой  «Русский язык. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М. Александровой и др. -5-9 классы». М. «Просвещение», 2011 г.)

Планируемые образовательные   результаты:

-Предметные: совершенствовать умение опознавать антонимы, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов; определять роль антонимов в речи.

-Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе,  слушать учителя и друг друга , решать проблемные задачи, связывать лингвистический материал с фактами других наук.

-Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.

Методы и приемы : диалог, работа в паре, пропедевтическая беседа.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал,.  рабочая тетрадь, словарь, портрет.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Формы работы,

цель

Конкретные виды деятельности

(учителя и ученика)

I. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия.

Коллективная

 

Цель: повторить

материал, изученный на предыдущем уроке, проверка Д/З

 

 

 

 

 

Цель: усилить мотивацию, повысить интерес к изучаемому материалу.

 

 

Определение учебной задачи. Этап мотивации и целеполагания. (Слайд 2,3)

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим на смайлики. Чем они отличаются? (Один грустный, другой – веселый.) Подберите синонимы к каждому из этих определений? (Грустный, печальный, расстроенный; веселый, радостный, счастливый.)

Что же такое синонимы?  Какие синонимические ряды вы подобрали к словам Родина (Отечество, Отчизна), дорога( путь, трасса,магистраль)?

Ребята, смайлики побывали на уроках у других ребят. Как вы думаете, почему один из них пришел к нам грустный, а другой – веселый? (Учащиеся высказывают свои предположения.) Давайте поработаем на уроке так, чтобы смайлик перестал грустить.   Сравните по значению прилагательные грустный и веселый и догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.

Объявление темы урока, постановка цели. (Слайд 4)

 

II. Организация и самоорганиза-ция учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация.

 

 

 

Предполага-емый результат:

 уметь  опознавать антонимы,

устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов,

 определять роль антонимов в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

Коллективная

 

Цель:  познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.

 

 

 

 

 

 

 

Цель: развивать связную речь учащихся, повторить члены предложения,

учиться работать со словарями.

 

 

 

 

Работа с учебником.

Цель: дать понятие о видах антонимов, учиться  пользо-ваться дополни-тельным материалом.

 

Цель: закрепить полученные знания.

 

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

Мимическая разминка.

 

 

 

 

 

Цель: определять роль антонимов в речи, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником, со схемой.

 

Анализ высказывания.

Цель: формировать представление о

 силе слова, пробудить бережное отношение к нему; повторить

морфемы слова.

 

 

 

 

 

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое задание.

 

 

Цель:  развивать связную речь учащихся и творческие навыки.

 

 

 

 

Работа в группах.

 

Цель: учиться  работать в группе,   совершенство-вать умение опознавать антонимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движение темы.

Этимология. Объяснение темы урока. (слайды 5, 6)
-Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».  Враг, друг – это слова-антонимы. Сделайте вывод. Какие слова называются антонимами? (Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.) . Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. Например , в “Словаре  антонимов” Н.П. Колесникова собрано более 1300 пар слов, представляющих собой противопоставляемые в каком-либо одном отношении лексические единицы. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (На графопроекторе)

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный  недоброжелательства, враждебности, злобы.)

(Запись словарной статьи в тетрадь)

Конструирование предложения.

-Выберите себе одно из двух слов и составьте предложение. Почему  большая часть класса выбрала слово «добрый»? (Создание проблемной ситуации)

-Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.

 

 

-Антоним, как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный) .

Прочитаем материал учебника «Это интересно»  (с.87), «Из истории языка» (с. 88).

 

 

 

 

Закрепление  материала.

1) Выполнение упр. 188.

 

 2) Отгадайте загадку.

Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)

-Почему дятла можно назвать другом деревьев? А что должны делать мы с вами, чтобы тоже быть друзьями деревьев?

-Найдите в тексте антонимы. Почему эти слова можно назвать антонимами?

 

 

-Давайте при помощи мимики и жестов покажем нашему смайлику, что можно быть не только грустным, но и огорчённым, удивлённым, испуганным, сердитым, но лучше, конечно, быть весёлым  и счастливым.

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы смайлик стал весёлым? ( Хорошо поработать в оставшееся время на уроке)

 

3)-Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Подберите антонимы .(слайд 7)

 

Свежий хлеб –   …   хлеб (чёрствый)
Свежий журнал – …  журнал (старый)
Свежий ветер –   …  ветер (тёплый)
Легкий труд –   …   труд (тяжёлый)
Легкий путь –   …   путь (трудный)
Легкий ветер –   …   ветер (сильный)

 

4) Выполнение упражнения 190.  Работа со схемой с. 87.

 

5) Прочитайте слова великого русского  писателя Льва Николаевича Толстого и найдите антонимы. ( Слайд 8)

“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и  разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить  вражде и ненависти”.

Беседа:

-Какие слова пропущены? 

- Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого? (Портрет.)

-  Запишите высказывание в тетради.

-Найдите антонимы (соединить – разъединить; любовь- ненависть; мир-вражда). Определите их вид. ( Первая пара однокорневые, а остальные разнокорневые)

- Что заставляет слова с одним корнем  иметь противоположные  значения? (приставка).  А какие морфемы вы ещё знаете?

 

 

6) Игра « Наоборот».

Теперь пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:…(Низко).

Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне:…(Близко).

Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей:...(Нашел).

Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - …(Храбрец).

Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет,…(Конец).

 

- Какие антонимы вы запомнили?

 

Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Творческое задание.

 

- Вставьте пропущенные антонимы. (Слайд 9)

 

Сытый … не разумеет. Труд кормит, а лень … . Черная коровка дает … молочко. Вы по-вашему, а мы … .

 

Используя пословицы из упражнения 194, опишите ситуации, в которых можно их использовать.

 

7)-А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам). Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради.

1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …(Злой враг)

Теплый день - …(Холодная ночь)

Хорошее начало - …(Плохой конец)

Полезный труд - …(Вредное безделье)

Утренний уход - …(Вечерний приход)

Последнее поражение - …(Первая победа)

 2 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий

злой

честь

холодный

редкий

незнакомый

правдивый

новый

узкий

молчать

известный

дальний

говорить

ложный

активный

густой

старый

бесчестье

горячий

широкий

добрый

пассивный

 

3 группа. Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

Посеешь – пожнешь.

Летом – зимой.

Дело – потеха.

Свет – тьма.

Легко – трудно.

Больше – меньше.

 4 группа. Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Добрая ссора лучше худого согласия.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Сытый голодного не разумеет.

5 группа. Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.

 

синонимы

антонимы

Горе

 

 

Друг

 

 

Холод

 

 

Грусть

 

 

Работа

 

 

Говорить

 

 

Старый

 

 

 

 6 группа. Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).

 

-Что нового   о словах вы узнали на уроке?

-Какая часть в слове антонимы  указывает  нам на то, что это слова с противоположным значением?

- Для чего нужны антонимы и какую роль они выполняют в речи?

- Как вы считаете, ребята, помогли ли мы своей работой на уроке поднять настроение смайлику? (Слайд 10)

 

1)Устный рассказ об антонимах с опорой на теоретический материал и схему ( с. 86-87).

2)Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.

3)Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).   

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt828.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

грустный, печальный, расстроенный. веселый, радостный, счастливый

Слайд 5

. Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя ».

Слайд 6

Н.П.Колесников. «Словарь антонимов» Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.)

Слайд 7

Свежий хлеб – … хлеб Свежий журнал – … журнал Свежий ветер – … ветер Легкий труд – … труд Легкий путь – … путь Легкий ветер – … ветер

Слайд 8

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”. (Л.Н. Толстой)

Слайд 9

Сытый … не разумеет. Труд кормит, а лень … Черная коровка дает … молочко. Вы по-вашему, а мы …

Слайд 10

Рефлексия. -Что нового о словах вы узнали на уроке? -Какая часть в слове антонимы указывает нам на то, что это слова с противоположным значением? - Для чего нужны антонимы и какую роль они выполняют в речи?

Слайд 11

Домашнее задание. 1)Устный рассказ об антонимах с опорой на теоретический материал и схему ( с. 86-87). 2)Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека. 3)Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов ( задание выполняется по желанию сильными учениками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (английский язык, 6 класс) на тему: « Health is our wealth » Хрулева Лала Владимировна учитель английского языка МБОУ СОШ №16 Белоглинского района Краснодарского края

Урок составлен на основе УМК под редакцией В.М.Кузовлева.Повторение грамматического материала по теме "Модальные глаголы."...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме Антонимы

Презентация урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Антонимы"...

методическая разработка (английский язык, 7 класс) на тему:

открытый урок по английскому языку в 7 «а» классе   «Технология использования компьютерных программ»...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка (английский язык, 8 класс) на тему: "В ресторане"

Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по теме "В ресторане"...