Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Замалиева Лилия Раифовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka

Мой лучший урок.

Предметы гуманитарного цикла (Раздел: русский язык)

Замалиева Лилия Раифовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Менделеевска РТ

                              Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока:    Антонимы.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: интегрированный.

Используемые технологии: ИКТ, исследовательский метод.

Цели урока: помочь учащимся наиболее точно и ярко выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи.

Задачи:

1.Образовательные:

- познавательные: ознакомление учащихся с антонимами, их ролью в языке;

- практические: формирование умений подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять  в своей речи; готовить учащихся к ЕГЭ.

2.Развивающие:

- способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся, их коммуникативных умений и навыков;

- формировать умение опознавать, анализировать, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

3.Воспитательные:

 - способствовать воспитанию честности, благородства, порядочности в учащихся;

- пробудить любовь к чтению художественной литературы;

- повысить интерес к русскому языку.

Оборудование: запись на доске, слайдовая презентация, рисунки учащихся к рассказу Ю. Бондарева «Рыцарь Вася».

       Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Вводное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

3.Разминка.

Найти «лишнее» слово:

- красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;

- всадник, наездник, человек, верховой, конный.

4. Повторение темы «Синонимы».

5.Выполнение задания: написать слова в столбик, прокомментировать орфограммы, подобрать к ним синонимы и противоположные по смыслу слова.

              Слова

Синонимы

Антонимы

мрак

тьма

свет

торопиться

спешить

медлить

боязливый

пугливый

смелый

смеяться

хохотать

плакать

робкий

застенчивый

решительный

заботливый

внимательный

равнодушный

- Как называются  слова, противоположные по смыслу? ( Антонимы)

6.Переход к теме урока.

Ознакомление с материалом учебника.

Антонимы ( греч. «анти» - против, «онима» -имя)

Выполнение заданий:

- Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения.

- Выпишите слова с противоположным лексическим значением.

- Определите, какой частью речи они являются.

Поднимается – спускается,

тяжёлый – лёгкий,

большой – маленький,

тёмные – светлые.

Вывод об антонимах: это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

7. Физкультминутка.

И нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

«высоко»,

А ты ответишь:

низко.

Скажу я слово

«далеко»,

А ты ответишь:

близко.

Скажу я слово

«потерял»,

И скажешь ты:

нашёл.

Скажу тебе я слово

«трус»,

Ответишь ты:

храбрец.

Теперь

«начало»

Я скажу, -

Ну, отвечай:

конец.

8. Запись пословиц и афоризмов. Объяснение их значений.

В учёбе корень горек, зато плод её сладок.

Без пользы жизнь – безвременная смерть. ( В. Гёте)

Если заводишь новых друзей, не забывай о старых. (Эразм Роттердамский)

- Комментирование постановки знаков препинания.

- Найти антонимы. Указать их роль в высказываниях.

Вывод: выразительность высказывания во многом определяется наличием в нём слов – антонимов. Антонимы создают образность.

9. Грамматическое задание: подобрать к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать  по вертикали, составят хорошее слово.

Грязный – чистый

искусственный - естественный

трусливый – смелый

мягкий – твёрдый

грубый – нежный

замкнутый – открытый

слабый – сильный

светлый – тёмный.

Ответ: ЧЕСТНОСТЬ.

10. Лексическое толкование слова «честный».

Честный – проникнутый искренностью, прямотой, добросовестный. (По словарю С.И. Ожегова)

Вопрос:

- Каким ещё должен быть настоящий человек? ( Благородным, щедрым, порядочным,…)

11. Слово учителя:

- Именно таким человеком является герой рассказа Ю. Бондарева «Рыцарь Вася».

Давайте послушаем отрывок из данного произведения и выполним несколько тестовых заданий, взятых  из ЕГЭ.

12. Чтение текста учителем.

РЫЦАРЬ ВАСЯ

(1) Ребята называли его тюфяком. (2) То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медлительных, вялых движениях. (3) И никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой внешностью.

(4) А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (5) В мечтах он видел себя смелым рыцарем на белом коне, который ездил по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. (6) У рыцарей обычно были красивые иностранные имена — Ричард или Родриго, или Айвенго. (7) Его же звали просто Вася.

(8) В мечтах из толстого он превращался в стройного, а в движениях появлялась ловкость.

(9) В свободное время Вася ходил в музей. (10) Он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого — к серебряному. (11) Ему казалось, что рыцари следят за ним, и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком.

(12) Вася мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно. (13) В классе Вася появлялся после второго звонка. (14) Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пальцы сами начинали рисовать рыцарей.

(15) Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. (16) Старался быстрее двигаться и ни в чём не отставать от ребят. (17) Но из этого ничего не выходило.

(18) …Трудно провести границу между осенью и зимой. (19) Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится слабый снег.

(20) А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом.

(21) И тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

(22) В один из таких дней Вася шел по берегу реки. (23) Вдруг он увидел Димку Ковалёва, который кричал:

 — Тонет! Тонет!

(24) — Кто тонет? — не спеша, спросил Вася.

(25) — Не видишь, что ли? (26) Мальчишка тонет. (27) Под лёд провалился. (28) Что стоишь?

(29) Другой бы тут же спросил Димку: «Что же ты не поможешь ему?» (30) Но Вася не догадался этого сделать. (31) Он посмотрел на замерзшую реку и увидел в воде маленького мальчика.

(32) Вася был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. (33) Димка снова стал кричать:

  • Осторожно!.. (34) А то утонешь.

(35) Он кричал, а Вася шел по льду. (36) Он не слышал криков. (37) Он видел только насмерть перепуганного мальчишку, который не мог сказать ни слова. (38) Где-то в глубине души Вася понимал, что сейчас лёд может сломаться и он тоже окажется в воде.

(39) Но это не остановило его. (40) Димка уже не кричал, он ждал, что будет дальше.

(41) Он видел, как тюфяк схватил мальчишку за руку, как стал ломаться лёд. (42) Наконец Васе удалось вытащить малыша. (43)Когда они вышли на берег, Димка сказал Васе:

  •  У тебя ноги мокрые, беги домой, я его сам отведу.

(44) Вася посмотрел на спасённого мальчишку, потом на мокрые ботинки и сказал:

  • Давай! — и пошёл домой.

(45) На         другой день, когда он вошел в класс, там никого не было. (46)Все ушли в зал.

(47) Вася вошел в зал и встал в заднем ряду. (48) В это время заговорил директор школы. (49) Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, который провалился под лёд. (50) Вася стоял у стены и слушал, как хвалят Димку. (51) В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт: никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. (52) Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.

(53) В конце концов, он и сам поверил, что Димка герой: ведь он первый заметил тонущего. (54) И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

(55) Когда кончился урок, Вася взял в толстые пальцы тоненькую ручку и в тетради по математике стал рисовать рыцаря.

(По рассказу Ю. Яковлева)

13.Выполнение тестовых заданий.

А1. Определите тип речи и стиль текста.

  1. рассуждение, публицистический стиль
  2. повествование, художественный стиль
  3. описание, разговорный стиль
  4. описание с элементами повествования, публицистический стиль.

А2. Почему текст назван «Рыцарь Вася»?

  1. потому что Васе нравились рыцари
  2. потому что Вася мечтал о подвигах
  3. потому что Вася часто представлял себя рыцарем
  4. потому что Вася поступил благородно.

А3. Какая проблема не затронута в тексте?

  1. проблема честности и порядочности
  2. проблема истинного и ложного героизма
  3. проблема безделья школьника на уроке
  4. проблема несоответствия внешности и внутреннего мира человека.

А 4. Найти в 6,7,8 предложениях контекстные антонимы (антонимы, находящиеся в определённой части текста). Выписать их.

(6) У рыцарей обычно были красивые иностранные имена – Ричард или Родриго, или Айвенго.

(7) Его же звали просто Вася.

(8) В мечтах из толстого он превращался в стройного, а в движениях появлялась ловкость.

Ответы:

А1 – 2

А2 – 4

А3 – 3

А4 – красивые иностранные имена – просто Вася; толстого – стройного.

14. Итоги тестирования.

0 ошибок –«5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки –«3»,

3 ошибки –«2».

15. Впечатления от прочитанного текста. Обращение к рисункам учащихся.

16. Подведение итогов урока.

17. Запись домашнего задания.

Написать сочинение – миниатюру на тему « Каким должен быть настоящий человек?».

Использовать антонимы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...