Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласных Е, И в падежных окончаниях существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бурая Оксана Анатольевна

Материал урока объединен одной темой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных,

в том числе на        -ия, -ие, -ий.

Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

Форма урока: комбинированный урок

Цели:

Образовательные: сформировать понятие  у учащихся  о правописании е, и в окончаниях  имен существительных

Развивающие:  содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)

Воспитательные:  воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, ценность учения     

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  • Повторение изученного материала, проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, предложите задание к записи.

- Вставить пропущенные буквы в окончания существительных

- Объяснить написание

Учитель: Почему именно такое задание предложили?

- Тема прошлого урока была «Буквы Е, И в падежных окончаниях существительных».

Учитель: Верно, и сегодня мы продолжим работать с окончаниями существительных, но нас ждут новые открытия. Однако о них чуть позже. Чтобы вам правильно выполнить задание, необходимо вспомнить правило.

(опрос 2-3 учеников, затем с обратной доской выполняется упражнение; в это время на другой доске один ученик работает по индивидуальной карточке)

Учитель: Дома вы выполняли подобное упражнение, сегодня я проверю его у всех, а пять человек получат оценку в журнал.

Прозвучит в эфир…, строки из песн…, скажу без лишней скромност…, шум в микрофон…,  по вашей просьб…, призвал к ответственност…, указал в заявк…, песня о груст... . (слайд 2, 3)

(по мере выполнения упражнения три первых справившихся ученика получают оценку в журнал, после выполнения упражнения идет самопроверка по контрольной карте)

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой общей темой объединены предложенные словосочетания?

- Радио, радиовещание.

Учитель: И это не случайно, дело в том, что сегодня день необычный. В этот день 156 лет назад родился знаменитый русский ученый Александр Степанович Попов. Еще более примечательно, что родился он на Урале. Сегодня наш класс превратится в радиостанцию «РУС. FM», а все вы в её сотрудников. И вот уже первый корреспондент с нами на связи.

(проверка индивидуального задания) – слайд 4

III. Усвоение новых знаний.

Учитель: Мы вспомнили материал последнего урока, а теперь пора перейти к новым открытиям. Попробуем объяснить написание окончаний существительных в этих словосочетаниях: добавить к мелодии, в прекрасном настроении, прочитать в сценарии (слайд 5)

Кто догадался о теме урока?

Что же нам сегодня предстоит сделать?

(запись темы урока в тетрадь) - слайд 6

Учитель: Действительно, перед нами особые существительные. Кто-нибудь заметил их необычность, непохожесть на другие существительные 1 и 2 склонения? У этих существительных в основе уже есть И, а вместе с окончанием их получается две – ИИ.  

Ребята, таких существительных в русском языке не так уж и мало. С некоторыми из них нас познакомит сегодня учебник. Открываем страницу 69 – 70.

(чтение материала учебника)

Учитель: Какие незнакомые слова вам встретились в параграфе? Давайте узнаем значения слов «лекторий», «планетарий» с помощью «Толкового словарика» нашего учебника на страницах 159, 161.

Учитель: Мы славно поработали, пора и отдохнуть.

(физминутка «Производственная гимнастика»)

IV. Закрепление изученного материала

  1. Наши корреспонденты сегодня предлагают несколько тем для радиовещания: упр. 540 (коллективное выполнение с доской)

  1. На радиоэфир нужно пригласить гостей, разослать им письма: упр. 541 (полусамостоятельное)

  1. Все хорошо поработали, а нам осталось провести кастинг на роль ведущих нашей радиостанции. Предлагаю распределительный диктант:

(слайд 7)

     

   И

На станции

по истории

к осторожности

в Сибири

от роскоши

в очереди

   

     Е

На озере

по лестнице

к   опушке

на диване

по единице

в   центре

на митинге

V. Рефлексия деятельности

Учитель: Нам остается подвести итог, выяснить, каков же рейтинг нашей радиостанции, интересна ли она радиослушателям?

  1. Найдем «четвертое лишнее» слово, объясним, почему оно лишнее (слайд 9,10):

Подготовиться к передач …

добавить к мелоди…

к звуковой дорожк…

к интересной бесед…

Участвовать в опрос …

победить в кастинг …

прочитать в сценари …

отметить в блокнот …

  1. Попробуйте восстановить алгоритм рассуждения.

(работа в группах) – слайд 11,12)

VI. Инструктаж домашнего задания

Учитель: Откройте, пожалуйста, дневники, запишите домашнее задание (слайд 12). Выбирайте, либо выполните упр. 545 по заданию, либо творческого характера упр. 546. Обязательно еще раз прочитать материал параграфа 97, повторить правило по учебнику, таблице или алгоритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".

Урок русского языка в 6 классе по теме:   "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ:    - закрепить умения учащихся проверять правописан...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook....

Урок русского языка в 5 классе "Правописание е - и в окончаниях имен существительных"

Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной ...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")

Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....