Методическая разработка лингвистического часа "Наш космический словарик".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Клюшникова Елена Владимировна

Рекомендуемая аудитория: 5-6 классы.

Область применения: Лингвистический час может быть проведён как внеурочное мероприятие в рамках предметной недели русского языка, как одно из занятий кружка лингвистической направленности  либо  как  познавательный классный час.

Задачи: Привлечь внимание детей к юбилейной дате 12 апреля 2016 года - 55-летию первого полёта человека в космос.

 

                Способствовать созданию своеобразной копилки слов космической тематики.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка лингвистического часа «Наш космический словарик».

Рекомендуемая аудитория: 5-6 классы.

Область применения: Лингвистический час может быть проведён как внеурочное                                       мероприятие в рамках предметной недели русского языка, как одно из занятий кружка лингвистической направленности  либо  как  познавательный классный час.

Актуальность: Даёт возможность привлечь внимание детей к юбилейной дате 12 апреля 2016 года - 55-летию первого полёта человека в космос.

Цели: 1.Повышение интереса к изучению русского языка во всём многообразии его           лексического состава;

2.Развитие исследовательских и творческих  навыков учащихся в ходе подготовки к мероприятию;

3.Формирование умения свободно высказываться на аудиторию, воспринимать ответную информацию;

4. Обогащение лексического запаса учащихся словами тематической группы «Космос»;

5. Развитие орфографических навыков.

Задачи: Привлечь внимание детей к юбилейной дате 12 апреля 2016 года - 55-летию первого полёта человека в космос.

Организовать творческую работу детей при подготовке к мероприятию.

Провести лингвистический час, дав возможность учащимся свободно высказываться по теме занятия, обмениваясь открытыми знаниями.

Способствовать созданию своеобразной копилки слов космической тематики.

Методические рекомендации по предварительной подготовке и проведению мероприятия: Вести лингвистический час может учитель-предметник, может - классный руководитель. Можно также привлечь к этому учеников старших классов, которые заранее получают ряд указаний от учителя. В таком случае учитель выполняет функции наблюдателя и, при необходимости, координатора.

 В тексте сценария предусмотрены два ведущих. Корректировать материал можно по своему желанию.

За несколько дней до мероприятия дети получают задание. Каждому даётся одно слово (если детей в классе мало, можно два) из тематической группы «Космос». Учащимся объясняется, что они должны создать визитную карточку для своего слова, в которой отразят следующую информацию:

- само слова, крупно, чётко и правильно написанное;

-рисунок, иллюстрация к нему;

-значение слова в языке;

-история (происхождение) слова.

Дети готовятся представить свою визитную карточку товарищам, открыв для них новые знания.

Заранее оговаривается техника исполнения визитной карточки: будет это вариант, выполненный на компьютере или (если не все имеют возможность использовать компьютер) созданный от руки. Также оговаривается единый размер карточек (например, 1\2 листа А4). Более сильным детям предоставляется возможность самостоятельного поиска информации в словарях, в сети Интернет, менее сильным учитель помогает подобрать материал для работы.

Во время проведения мероприятия учащийся, представив свою работу, размещает визитную карточку на магнитной доске (или на простой, исходя из возможностей), где уже есть заготовка: яркий заголовок «Космический словарик» и буквы в алфавитном порядке, под которыми будут размещаться слова.

На партах у детей - тоже заготовки: мини-словарики, которые каждый заполнит для себя в ходе мероприятия, внеся в них новые слова и указав неизвестные ранее значения.

Слова из тематической группы «Космос»:

Астероид

Галактика

Космос

Космонавт

Космодром

Комета

Метеорит

Орбита

Парсек

Планета

Ракета

Световой год

Созвездие

Спутник

Телескоп

Туманность

Ход мероприятия:

 Звучит бой часов.

     Ведущий: Внимание, внимание! Слышите – это бьют часы, с нами говорит само Время.

    Ведущий: Оно говорит о том, что пришла пора начинать наш лингвистический час.

    Ведущий: А со Временем нельзя не считаться! Поэтому давайте подчинимся его равномерному ходу, а оно, возможно, откроет нам сегодня хотя бы часть своих тайн.

    Ведущий: «Всё течёт, всё меняется», – говорил древний философ Гераклит. Так и в языке, он тоже подвластен времени. Слова рождаются, живут и умирают или меняют свои значения, отражая изменения в обществе.

     Ведущий: «Нет! Не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть!» - так сказал когда-то поэт.

И мы откроем сегодня одну из страниц этой повести. Страницу не простую – страницу космическую.

      Ведущий: 12 апреля наша страна  отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции.

    Ведущий: Вы можете сказать «Что тут особенного?». Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше, к звездным далям...

    Ведущий: Сказал "поехали" Гагарин,

                    Ракета в космос понеслась.

                    Вот это был рисковый парень!

                    С тех пор эпоха началась.

                    Эпоха странствий и открытий,

                    Прогресса, мира и труда,

                    Надежд, желаний и событий,

                    Теперь все это - навсегда.

    Ведущий: Наступят дни, когда пространство

                   Кто хочет, сможет бороздить!

                   Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

                   Никто не сможет запретить!

                   Вот будет жизнь! Но все же вспомним,

                   Что кто-то первым полетел...

                   Майор Гагарин, парень скромный,

                   Открыть эпоху он сумел. 

    Ведущий: Событие такого масштаба, как освоение человеком космического пространства, 55-летие которого мы отмечаем в этом году, не могло не отразиться на лексике русского языка. Как же и чем обогатила русский язык космическая эра?

    Ведущий: А обогатила она его новыми словами, звучными, необычными. Какими? Об этом расскажете сегодня вы сами.

    Ведущие: Вы уже испытали себя в роли исследователей-языковедов. А сегодня вы все станете ещё и составителями необычного  космического словарика. Так что смелее вперёд – к открытию новых знаний.

Дети по очереди представляют визитные карточки слов, размещая их на доске.

   Ведущий: Вот и ожили перед нами слова, подаренные языку эпохой Юрия Гагарина – эпохой космической.

   Ведущий: Покуда длится времени теченье,

                   Своим путём, без края и конца,

                   Словам, сплотясь, идти,

                   Идти в сраженье

                   За суть, за право проникать в сердца.

   Ведущий: Давайте же поможем словам в их сраженье, ведь нам достаточно для этого с уважением относиться к словам, то есть знать, что они означают, всегда помнить, как они правильно пишутся.

   Ведущий: Пусть вам помогу в этом словарики, которые вы держите в руках, и составленный совместными усилиями «Наш космический словарик».

Общее фото на фоне составленного словарика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Методическая разработка урока по ИЗО "Космические дали"

Конспект урока по ИЗО "Космические дали"...

Методическая разработка открытого занятия «Космический пейзаж»

В ходе занятия обучающиеся учатся создавать реальный космический пейзаж в программе Adobe Photoshop CS5....

Методическая разработка лингвистического внеаудиторного воспитательного мероприятия "Празднование Рождества и Нового года в Великобритании, Германии и России"

Методическая разработка направлена на формирование кросскультурной компетенции, знакомит обучающихся с национальными праздниками Великобритании, Германии и России «Рождество и Новый год», традициями и...

Методическая разработка по теме "Космический туризм"

Материал предназначен для работы по теме Космос, космический туризм. Содержит аутентичные тексты и послетекстовые задания....

Методическая разработка мастер-класса "Космические дали"

Данна разработка направлена на формирование у детей младшего школьного возраста, представлений о космическом простанстве....

Методическая разработка лингвистической игры на немецком языке "Gluecksfall"

Данный материал может быть использован  учителями немецкого языка на уроках в качестве обобщающего занятия и как внеклассное мероприятие по предмету. Проведение урока  в игровой форме помога...