Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Шикунец Татьяна Николаевна

Цели: развивать речь учащихся, формируя навыки самостоятельного описания окружающего мира; помочь понять образный язык искусства на основе искусствоведческого текста; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила  урок и провела в 8 классе учитель русского языка и литературы МБОУ «Краснокутская  СОШ»  Шикунец Татьяна Николаевна.

                                                        8 КЛАСС

                                     Тема: В ПОИСКАХ КРАСОТЫ

                        Интегрированный урок развития речи и ИЗО

Цели: развивать речь учащихся, формируя навыки самостоятельного описания окружающего мира; помочь понять образный язык искусства на основе искусствоведческого текста; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины.

Оборудование: плакаты, репродукции картин, магнитофон, цветные мелки.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Тишиной, спокойствием веет от полотен Константина Федоровича Юона, русского художника, которого называли поэтом русской зимы. Он любил изображать Подмосковье в зимнем убранстве, умел передать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его. Ведь сама природа рисовала перед художником великолепные полотна.

II. Постановка цели урока.

- Сегодня мы обратимся к творчеству К.Ф. Юона, который вошёл в историю русского искусства как непревзойденный мастер пейзажной живописи, попытаемся раскрыть сложный процесс рождения пейзажа, изображающего русскую природу. Заглянем, подключив наше воображение, на окраину русской деревни, послушаем "первые" шаги весны, и конечно, начнём описывать своё "мартовское солнце", используя богатство русского языка и те чувства, к которые победят на этом уроке.

III. Выступление ученика - " искусствоведа".

Среди русских пейзажистов конца XIX века - первой половины XX века Константин Фёдорович Юон (1875-1958) - один из крупнейших мастеров. Он воспел русскую природу в ярких картинах, полных поэзии, свежести, воздуха. С пейзажами Юона в изобразительное искусство вошли мотивы русской провинции. Художник раскрывал историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи ("К Троице. Март", 1903).

Занимался Юон в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством известных мастеров в мастерской В.А. Серова. Юон выступал как хранитель реалистических традиций русского искусства ("Купола и ласточки ", 1921).

Юон продолжил и обогатил традиции творчества своих учителей, был одним из организаторов Союза русских художников.

Он рисовал, писал с натуры и был внимателен к тому, что появлялось на выставках его учеников. Преподавал в собственной студии в Москве, в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.

К.Ф. Юон писал: " Изображение природы привлекает художника безграничным разнообразием не только красок, но и ритмики. Строение почвы, горы или долины, графические узоры различных пород деревьев, цветов и красок, облака и тучи, лазурь небес, синеющие дали манящих горизонтов, причуды архитектуры в городах, а главное свет сияющий и мерцающий, вибрации воздуха и пространства и все подобное дают тот обильный простор живописцу для колористических изысканий и для свободного движения кисти, о котором всегда мечтает художник... "

Юон любил изображать древние русские города. Художник очень любил природу. Чтобы изучить её, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.

IV. Поговорим о цвете и красках.

Глаз человека способен отличить до 200 оттенков цвета. Когда человек воспринимает цвет предмета, то он ощущает сопутствующие ему настроения: веселье, радость, печаль, страх, лёгкость и другое. Цвет передаёт не только информацию о предмете, но и вызывает определённые чувства через образное воздействие в условиях окружающей среды. С давних пор известно, что цветовой климат влияет на самочувствие человека, может вызвать бодрость или навеять покой, тревогу.

Цвета можно разделить как бы на условные части:

"Тёплые" цвета  - красные, оранжевые, жёлтые, желтл-зеленые. Они связаны с понятием огня, солнца.

"Холодные"  цвета  - синие, голубые, голубовато-зеленые, фиолетовые. Они напоминают воду, лёд, небо.

"Бесцветные"  (ахроматические) - белый, серый, чёрный.

Человек различает не только цвета, но и их оттенки по насыщенности, светлое, тону. У одних цветов тон выражен едва заметно, значит, он светлее, менее насыщен. У других цветов тон выражен очень резко. Тон более насыщен. Художники используют термин "колорит" для обозначения особенностей цветового и тонального строя произведения. Колорит представляет собой сочетание цветов, которое создаёт на полотне красоту и гармонию цветовых композиций, богатство оттенков.

Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов. Если на полотне художник использует много цветов и оттенков, то говорят "богатая палитра".

Искусствоведческие термины и понятия даны каждому ученику на отдельных листах.

Гармония  (от греческого) - согласованность частей и элементов художественного произведения.

Мазок - след кисти художника на поверхности красочного слоя. (Лёгкие мазки, широкие, свободные мазки, связаны с манерой художника.)

Модель - любые предметы или существа, послужившие художнику в качестве натуры.

Натура  (от латинского) - это человек, предметы, местность, которые художник непосредственно наблюдает при изображении.

Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы в живописи.

Пейзаж - общий вид какой-либо местности, картина природы. Картина изображающая природу.

Меценат - человек, который оказывает финансовую поддержку представителям искусства.

Картина - произведение живописи в красках на куске холста.

Колорит - сочетание красок, цветов, создающее определённое единство картины.

Тон - оттенок какого-либо цвета.

Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов.

V. Работа с искусствоведческим текстом.

1. Знакомство с текстом.

Художники, поэты и музыканты всегда стремились выразить переполняющие их чувства любви к природе в стихах и песнях, в картинах.

Особенность пейзажной живописи, отличающая её от портретной, жанровой и интерьерной живописи, заключается в том, что художнику приходится здесь иметь дело с большими пространствами, идущими вширь и вглубь. При этом предметы и люди, по мере своего удаления вглубь пространства, постепенно как бы поглощаются воздушной средой, изменяясь в цвете, плотности и величине. Между красками близкого, первого, плана и дальнего плана пейзажа всегда большая разница.

Когда в ясный, синий солнечный день мы наблюдаем лесные дали, то замечаем, что самые далёкие леса у горизонта принимают на себя окраску неба, становясь голубыми или синими, между тем как близкие деревья, кусты и леса остаются зелеными. Таким образом, воздушная перспектива в пейзажной живописи играет большую роль.

Ещё большую роль в пейзаже играет свет, способный преображать любую местность в одно мгновение до полной неузнаваемости, способный превращать самые обыденные куски природы в фантастические зрелища. Передача в картине света и воздушного состояния природы является главной заботой художника пейзажной живописи.

Большое значение в пейзажной живописи имеют те чувства, настроения и мысли, с которыми художник приступает к картине.

Именно пейзажная живопись даёт возможность наблюдать чародействия света, способного к мгновенному превращению любой, самой обыденной и прозаической картины в сложную и красочную симфонию.

                                                                                    (К.Ф. Юон. О пейзажной живописи)

2. Работа с текстом.

Определите стиль текста. Подготовьте подробный пересказ. Выпишите из текста выражения, которые вы можете использовать при описании пейзажа.

VI. Подготовительные упражнения.

1. Знакомство с картиной К.Ф. Юона "Мартовское солнце".

                                                                 ПЛАН

1) Какое настроение вызывает картина?

2) Какие чувства испытываете вы при первом взгляде на пейзаж?

3) Нравится ли вам этот пейзаж?

4) Как вы думаете, почему картина вызывает у вас радостное (грустное) настроение?

5) Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину?

6) Удалось ли художнику передать красоту первых весенних дней?

2. Монологическое высказывание учащихся по плану.

С помощью цветных мелков выразить своё первое впечатление о пейзаже.

3. Вопросы по содержанию.

1) К какому жанру живописи можно отнести это полотно? (На картине изображен зимний деревенский пейзаж.)

2) Почему художник написал людей и лошадей в тёмных тонах? (Художник использовал контраст цветов. На холсте, небогатом  по палитре, все слилось бы в акварельных тонах, не  было бы " опоры" для взгляда.)

3) Какие детали "подсвечивают" полотно? (Желтоватые березы, гнедой жеребёнок, внешний вид изб .)

4) Как художник передаёт ощущение простора? (Облака касаются верхушек берез, много снега. Возникает впечатление широкого простора.)

5) Сколько у картины планов? (Планов три. На первом (по центру) люди и лошади. Снег. На втором плане избы и высокие деревья. Это березы и, очевидно, дубы, которые характерны для средней полосы России. На третьем плане - небо.)

6) Какая зима изображена на картине? (Настоящая русская зима. Снежная и морозная.)

7) Какой день запечатлел художник? (Солнечный, свежий, но ещё очень холодно.)

8) Какова палитра этого полотна? (Не богатая, но использовал оттенки цветов, акварельная зарисовка.)

4. Выполнение заданий.

- Закончить предложения подходящими по смыслу словами.

1) Небо на заднем плане холста...

2) Любуясь картиной К.Ф. Юона "Мартовское солнце" ...

3) Высокие деревья составляют средний план холста...

4) Зима идёт к концу...

5) Умело художник передал...

6) В картине главное не цветовая гамма...

7) Художник предлагает нам испытать ощущения...

8) Хочется подумать о прошлом нашей родины...

- Из простых предложений сделайте сложные.

1) Природа спит. Во всем чувствуется приближение весны.

2) На картине запечатлен скромный уголок. Он все равно милый.

3) Над деревьями нависает небо. Оно цвета снега.

4) Художник писал рельефными мазками. Он очень умело передавал неоднородность снега.

5) Воздух прозрачный. Вокруг далеко видно.

6) Мартовское солнце освещает окрестности. Зима отвьюжила.

- Прочитайте сложный план к сочинению по картине К.Ф. Юона "Мартовское солнце", дополнительные его, сделайте его информационно полным.

I. Вступление.

1. Что изображено на картине.

2. Ваше первое впечатление.

II. Основная часть.

Передний план:

1. Люди и лошади.

2. Снег.

Средний план:

1. Избы.

2. Деревья.

Задний план:

Небо.

III.Заключение. Особенности картины.

- Вставьте пропущенные буквы.

Работа выполняется по группам.

                                                 

                                                           I группа

Тиш..., рису..шь, береч.., думаеш.., не..ный, п..чальный, ра..матривали, ..динокий, соб..рать, г..ниальный, добросове..ный, ж..вопись, увл..кательный, выр..зительный, пр..красный, чуде..ный, чу..ствительный, жизнерадос..ный, к..лорит, р..продукция, акв..рель.

                                                           II группа

П..литра, к..ртина, г..лерея, ш..девр, п..йзаж, граф..ка,  к..мпозиция, м..льберт, иску..тво, прелес..ный, п..эзия, пл..нил, настр..ение, л..ющийся, с..ребристый, т..желый, пр..поднятый, ..браз, с..стояние, дв..жение, трепе..ный, инт..ресный, п..лотно, бе..покойная.

                                                          III группа

Увл..кательный, н..блюдения, к..лорит, жизн..утверждающий, пр..сутствие, грус..ные, прел..сть, ру..ская, п..сать, н..строение, н..блюдать, ра..мышления, в..личавый, пр..красный, торжестве..ый, грус..ный, см..треть, весе..ый, ж..вописный, пр..смотревшись.

                                                           VI группа

Чу..ства, н..блюдения, пр..слушивался, м..лчание, бе..ошибочно, осл..пительно, пор..жает, март..вского, св..ркающий, предвес..ник, скв..речниками, перел..тные, зал..тит, ж..лтая, деревя..ого, п..следний, в..шний, осв..щенный.

- Выберите несколько подходящих определений к понятиям: зима, небо, лошадь.

Слова для справок: крепкая, каменная, тихая, снежная, молодая, вьюжная, лютая, сытая, тёплая, длинная, старая, долгая, голубая, ясная, старинная, спокойная, чернеющая, небогатые, ясная, ухоженная, рыхлый, крепкий, ноздреватый, серый.

- Выберите отрывки из стихотворений, которые могли бы стать эпиграфом к сочинению по картине.

                                                         

                                                           I вариант

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

                                      И. Бунин

                                                             II вариант

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

                                   А.С. Пушкин

                                                             III вариант

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет,

И пуще лишь шумит...

                                Ф.И. Тютчев

                                                            IV вариант

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон - даль голубая видна...

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

                                    А.Н. Майков

                                                            V вариант

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

                                   Ф.И. Тютчев

VII. Работа над формулировкой темы сочинения.

Описания пейзажа по картине К.Ф. Юона "Мартовское солнце". Учащиеся предлагают свои варианты тем, аргументируя их.

VIII. Написание сочинениях описания.

- Друзья мои! Мы подошли с вами к самому прекрасному моменту нашего урока, так как именно сейчас мы начнём творить с вами свои живописные полотна, но использовать в своём творчестве будем только чудные россыпи русского языка.

Во время работы идёт музыкальный фон - запись из цикла " Времена года" П.И. Чайковского.

IX. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...

Описание эскиза узора Интегрированный урок развития речи и ИЗО (для учащихся 5-го класса)

Интегрированный урок  развития речи (сочинение-описание) и ИЗО в 5-м классе.Цель: создать целостное представление об орнаменте русского национального костюма; формировать навыки составления...

Конспект интегрированного урока развития речи в 5 классе по тексту И.Шмелева "На святой"

Изложение по тексту Шмелева интересно по своей тематике , проводится в канун святого праздника Пасхи , формирует не только речевые навыки , но и воздействует на духовно-нравственные аспекты личности р...