Лингвокраеведческая работа на уроках русского языка и во внеурочное время
статья по теме

Шебалова Ольга Витальевна

Статья знакомит с организацией лингвокраеведческого исследования на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шебалова Ольга Витальевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МБОУ «Чернухинская СШ»

Арзамасского района

 

Лингвокраеведческая работа на уроках.

Формирование духовных приоритетов во внутреннем мире современного школьника, воспитание эстетических идеалов в его душе, любви к родному языку, отечественной литературе и культуре – вечная и как никогда актуальная задача педагогической науки и практики.

Как помочь ребенку увидеть и осознать важность того бесценного наследия истории и культуры, что оставили нам наши предки, что сделать, чтобы он почувствовал красоту русского слова, мелодичность русской песни, самобытную прелесть русских имен и названий, вечную глубину образов русской литературы? Иными словами, что делать, чтобы нынешний школьник полюбил читать и искренне заинтересовался историей отечественной культуры?

Эффективным способом комплексной работы по развитию интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, а также по формированию истинных патриотических качеств: любви к своей семье, родному дому, месту, где родился и вырос, своей стране являются лингвокраеведческие исследования.

Каково же значение понятия – лингвокраеведение? Что оно подразумевает?

Это  изучение лингвистических явлений на территории малой родины, родного края. В свою очередь, лингвистические явления – это отражение всего, что может быть выражено в слове, т.е. вся наша жизнь. Таким образом, привлекая учащихся к языковым исследованиям родного края, педагог решает несколько задач: во-первых, собирает уникальный местный языковой материал (местные названия предметов, явлений, людей, животных, географических объектов, звездного неба и т.д.). Во-вторых, реализует в педагогической деятельности «ситуацию успеха», когда каждый из исследователей чувствует необходимость своего участия в общем деле. Ученик, в силу своих возрастных особенностей, мыслит конкретно. Ему пока чужды общие фразы о патриотизме и любви к отечественной культуре. Он еще до конца не осознает глобальность идеи возрождения духовности.  Но, участвуя в лингвокраеведческой работе, выполняя посильную для него задачу, учащийся видит конкретный результат своей деятельности.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона  России.

Нижегородская область, а именно Арзамасский район, имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение может стать мощным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Приобщение школьников к лингвокраеведческой работе способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.

Объектами лингвистического краеведения могут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как развитых в прежнее время, так и существующих теперь.

Особый интерес у меня и моих учеников вызвала топонимика, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.

Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника к изучению "прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности,  историей, языком народа и отражением их в географических названиях". Кроме того в топонимии родного села мы найдем "историю его заселения и освоения, характеристику природы. В топонимах нашей области обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы других народов, живших или кочевавших на ее территории» [Михайлов 1995:253].

Как собираются микротопонимы?

Учеников интересует, почему некоторые улицы нашего села имеют странные названия: Шигалев, Яришки, Воробьиха, Пригон? Официально эти улицы называются Московская, Свердлова, Гоголя. Откуда же появились такие названия? Этим вопросом задались ребята, стали искать объяснение этим названиям.

Топонимическое изучение родных мест мы начали со сбора известных названий улиц, переулков нашего села, узнали, как называются речушки и ручьи, озера и болота, леса и овраги, имеющиеся в нашей местности. Все собранные  топонимы записали, и на следующем этапе работы стали искать объяснение: почему эта улица называется Гагариха, а это болото – Калякино.

За объяснением обратились к людям старшего поколения, дедушкам, бабушкам, а также многие объяснения нашли в книге К. Климахина «История села Чернуха». Использовался ещё один метод – метод наблюдения за функционированием микротопонимов в речи жителей села. Учащиеся следили за своей речью, за речью родителей, за речью бабушек и фиксировали частотность употребления тех или иных топонимов. Собирая лингвокраеведческий материал, дети учатся общаться, задавать вопросы, внимательно слушать ответы, чувствовать собеседника, обращаться к нему, даже расположить его к беседе. Это подразумевает развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие устной диалогической речи, что, безусловно, способствует формированию чуткого и бережного отношения к родному русскому слову, а значит, в конечном итоге, любви к языку и национальной культуре русского народа.

По итогам работы учащиеся выполняли творческие задания исследовательского характера – писали мини-сочинения «Моя улица», « И в честь героев названы улицы», «Улицы расскажут вам…».

Следующим этапом явилась классификация материала. При этом микротопонимы анализировались с разных сторон. Для того чтобы грамотно классифицировать собранный материал, потребовалось изучить и проанализировать литературу по диалектологии. Прочитали такие книги, как А.В.Суперанская «Что такое топонимика», Бондалетов В. Д. «Русская ономастика», Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах», а также работы Л.А. Климковой.

Самый сложный этап – это классификация материала. Классифицировали материал по следующим параметрам:

а) по характеру называемого объекта

б) по принципам номинации

в) по структуре

г) по словообразованию

д) по языковой принадлежности

Проведённое нами исследование позволило составить «Словарь микротопонимов села Чернуха», содержащий 40 словарных статей, в словарик были занесены наиболее употребляемые топонимы. Словарная статья состоит из заголовочного слова-микротопонима, его толкования и контекста, записанного в транскрипции.

Собранный материал составил исследовательскую работу «Микротопонимическое пространство Села Чернуха Арзамасского района Нижегородской области». Автор этой работы Федотова Екатерина, в прошлом году ученица 11 класса. Эта работа была представлена на первых региональных юношеских чтениях им. В.И. Вернадского, получила диплом лауреата и была допущена ко 2-му туру, и автор приняла участие в XVII Всероссийских юношеских чтениях, которые проходили  в Москве.

Выбор темы Екатерина объясняет так:

«Эту работу я решила написать потому, что мне не безразлична судьба моего села. Время проходит, старшее поколение уходит и вместе с ними  исчезают, забываются местные названия. А мы должны хорошо знать, любить свою малую родину. Соответственно, хранить язык наших дедушек и бабушек. Диалектные названия необходимо исследовать, так как региональные микротопонимы – это широкое поле для исследовательской деятельности.»

Работу по изучению микротопонимов я буду продолжать уже с новыми учениками, в дальнейшем мы будем расширять круг исследуемых объектов и архивные поиски, для того чтобы документально подтвердить свои предположения и народные версии происхождения чернухинских топонимов, а также составим карту с нанесением на неё топонимов нашего села и его окрестностей.

Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками о родном селе. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Таким образом, мы, словесники, может внести свой вклад в школьную реформу, требующую расширить воспитательные возможности каждого предмета, воспитывать потребность самостоятельно добывать знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет.  Содержание Сведения об авторе опыта ...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В докладе содержатся  методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время....

Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».

Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....

Игра на уроках русского языка и во внеурочное время

Русский язык является одним из сложных и далеко не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо постоянно развивать у учащихся интерес к этому предмету, делать уроки как можно более увлекате...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Цель программы:Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет «Русский язык», создание условий для самореализации способностей обуча...