Конспект урока русского яыка для 5 класса Бременские музыканты повторяют глагол
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Папчихина Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Усолье муниципального района Шигонский Самарской области

Урок русского языка, основанный на реализации ФГОС основного общего образования на уроках русского языка

(Повторение изученного в начальных классах.)

    Данный урок входит в систему общеобразовательной программы по русскому языку, тема «Глагол».  Повторение изученного в начальной школе в 5 классе с новым  учителем - очень сложный процесс для пятиклассников. Данный урок  - игра помогает ребятам адаптироваться и  показать свои знания.   

Цели:
обучающая: усвоение всеми учащимися стандартного минимума по теме «Глагол», изученного  в начальной школе: определение глагола, его вопросы, изменение по временам, правописание личных окончаний глаголов, не с глаголами, правописание тся – ться,  мягкий знак в окончаниях 2 лица единственного числа.
развивающая:
- совершенствование таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии;
- развитие способностей к  выдвижению гипотез;
- уметь находить глаголы в тексте; определять спряжение глаголов; правильно употреблять их, соблюдая видовую принадлежность; объяснять выбор правописания глаголов.
- развитие произвольного внимания, коммуникативных умений, воображения, навыков монологической речи.
воспитывающая:
- предоставление ученику права выбора в процессе выполнения учебных задач, на выбор способа понимания информации;
- реальная возможность стать соавтором развивающегося сценария урока;
- формирование навыков взаимовыручки.


Оригинальное дидактическое оформление,  красочная брошюра, подготовленная учителем, – учебник для каждого учащегося,  вызывает интерес учащихся, способствует серьезной и вдумчивой работе на уроке. 

Результат данного урока – выявление активности учащихся, их уровня обученности  по теме, лингвистической компетенции по теме «Глагол», а главное игровая форма урока 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Папчихина Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Усолье муниципального района Шигонский Самарской области

Урок русского языка, основанный на реализации ФГОС основного общего образования на уроках русского языка

 (Повторение изученного в начальных классах.)

    Данный урок входит в систему общеобразовательной программы по русскому языку, тема «Глагол».  Повторение изученного в начальной школе в 5 классе с новым  учителем - очень сложный процесс для пятиклассников. Данный урок  - игра помогает ребятам адаптироваться и  показать свои знания.    

Цели:

обучающая: усвоение всеми учащимися стандартного минимума по теме «Глагол», изученного  в начальной школе: определение глагола, его вопросы, изменение по временам, правописание личных окончаний глаголов, не с глаголами, правописание тся – ться,  мягкий знак в окончаниях 2 лица единственного числа.

развивающая:

- совершенствование таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии;

- развитие способностей к  выдвижению гипотез;

- уметь находить глаголы в тексте; определять спряжение глаголов; правильно употреблять их, соблюдая видовую принадлежность; объяснять выбор правописания глаголов.

- развитие произвольного внимания, коммуникативных умений, воображения, навыков монологической речи.

воспитывающая:

- предоставление ученику права выбора в процессе выполнения учебных задач, на выбор способа понимания информации;

- реальная возможность стать соавтором развивающегося сценария урока;

- формирование навыков взаимовыручки.

Оригинальное дидактическое оформление,  красочная брошюра, подготовленная учителем, – учебник для каждого учащегося,  вызывает интерес учащихся, способствует серьезной и вдумчивой работе на уроке.  

Результат данного урока – выявление активности учащихся, их уровня обученности  по теме, лингвистической компетенции по теме «Глагол», а главное игровая форма урока  

Оформление и оборудование.

  1. Брошюра с текстовыми заданиями  «Бременские музыканты повторяют глагол» (один экземпляр на каждую парту).
  2. Книга В.Ливанов, Ю.Энтин  «Бременские музыканты». Москва «РИО Самовар». 1997 год.
  3. Книга «Сказки» братьев Гримм. Москва, «Художественная литература». 1992 год или другое издание.
  4. Таблица.

  1. Поставь глагол в неопределенную форму:  что  (с)делать?
  2. Выбери нужную графу.

  1.                                                              2.                                                           3.               4.

БРИТЬ

СТЕЛИТЬ

Исключения:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ;

ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, СМОТРЕТЬ

На -ИТЬ

Другие.

1 спряж.

2 спряж.

2 спряж.

1 спряж.

-ешь, -ет

-ем, -ете

УТ(ЮТ)

-ишь           -ит

-им              -ите

-АТ (-ЯТ)

-ешь, -ет

-ем, -ете

УТ(ЮТ)

  1. Музыкальные записи к мультфильму «Бременские музыканты».
  2. Учебник русского языка.


Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий:

Универсальные учебные действия

деятельность учителя

деятельность учащихся

Орг.момент

Педагогические приемы: блиц-опрос  

—Я хочу узнать, что вы чувствуйте, когда приходите в школу?  

(Ответы уч-ся)

Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности.

Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД  -  умение слушать и вступать в диалог;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД  - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные действия - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Подготовка к восприятию урока-игры

--Давайте прослушаем песню Бременских музыкантов и подпоем им.

--Почему начали урок с этой песни?

Слово учителя.

      Сегодня на урок к нам приехали бродячие артисты из  города Бремена. Их придумали великие сказочники братья Гримм. (Знакомство с книгой  сказок. Чтение содержания. Выяснение читательского кругозора учащихся)

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги!

Мы свое призванье не забудем –

Смех и радость мы приносим людям,

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы!

Наш ковер – цветочная поляна,

Наши стены – сосны-великаны,

Наша крыша - небо голубое!

Наше счастье  - жить такой судьбою!

Удивление ребят (пение на уроке русского языка) настраивает их на  желание работать.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД  оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Актуализация изученного материала, постановка проблемы

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, полученные в начальной школе; подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

--Чем занимались Бременские музыканты?

--Определите тему урока.

--А теперь вспомним мультфильм, созданный по этой книге. (Знакомство с книгой Ливанова и Энтина.)

Слово учителя. Бременские музыканты  помогут нам повторить глаголы. Вспомним все, что вы узнали об этой части речи в  младших классах.

--Дайте определение глагола.

Примерные ответы: путешествовали, пели, ездили, влюблялся, спасали…

Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу

Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные УУД  - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Работа по  брошюре с текстовыми заданиями

Страница 1. 

«Открытие» темы.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока.

Педагогические приемы: создание проблемной ситуации

Записать тему урока: Бременские музыканты повторяют глагол.

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельное формулирование правила о глаголе, умение делать общие выводы

Познавательные УУД  -  поиск и выделение необходимой информации;   выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные УУД  - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?  и уметь на него отвечать.

Наблюдение над фактами

Страница 2.

Давным-давно на белом свете жили Глупые Короли, Прекрасные Принцессы, Страшные Лесные Разбойники и Веселые Трубадуры.

      Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил.

       Однажды на дороге появился ОСЕЛ, он вез яркую повозку. Там сидел Веселый ТРУБАДУР.  Вместе с ним ехали ПЕС, КОТ и ПЕТУХ.  Они пели свою любимую дорожную песню           

     

                                                                                                           

НАЙДИ  В  ПЕСНЕ ГЛАГОЛЫ.

-- А посмотрите, как об этом сказано на страницах  нашего учебника?

--Заметили, что-нибудь новое? Что мы еще не   знаем?

--Выявление места и причины затруднения.

Д.---Вид,  время, род, число.

Уч.—Вот, ребята, чем предстоит нам заниматься на следующих уроках

  1. Прочитать начало сказки.
  2. Лексическая работа со словами (по орфографическому словарю).

Король – титул правителя государства.

Принцесса – дочь короля.

Трубадур - средневековый певец-поэт во Франции.

Просмотр правила на стр. 230, §106

Познавательные УУД -  структурирование знаний;  выбор   эффективных способов решения задач; смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Регулятивные УУД  - внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;  выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и преодолению препятствий.

Страница 3. 

Рассмотреть иллюстрацию.

Совместное составление связного текста (6 – 7 предложений).

Ожидаемый результат: умение слушать друг друга, уметь продолжить начатый текст.

Развитие творческих способностей учащихся.

Страница 4.

Распредели глаголы по временам. Заполни таблицу. Объясни орфограммы. Задай вопросы к глаголам.     

   Осел пош…л вскачь, и повозка в…ехала в ворота королевского замка. Скоро отовсюду будет сбегаться народ. На балконе появ…тся Король и Принцесса. И представление начнется.

Вот Пес взбира…тся на голову Ослу, Кот вскакива…т на голову Псу, а юноша подпрыгива…т и оказыва…тся на голове

Кота, да еще кверху ногами. И вот лицо юноши  напротив лица Принцессы.  Глаза их встретились, и они сразу же влюбляются друг в друга.

Учитель направляет на правильные высказывания и помогает тактично вести спор.

В помощь школьникам учитель знакомит с таблицей «Правописание окончаний глаголов», учит понимать язык символов, графики.

Сначала вспоминают о временах глагола, исправляют ошибки

Свои знания учащиеся проверяют по правилу из учебника: § 15 (страница 29).

Устно ставить вопросы к глаголам. Главное – соблюдать видовую принадлежность  (что делать? что сделать?)

В тетрадях учащихся получится такая запись.

Время глагола

настоящее

прошедшее

будущее

взбирается

пошЁл

будет сбегаться

вскакивает

вЪехала

появЯтся

подпрыгиваЕт

оказалось

начнется

влюбляются

встретились

Коммуникативные УУД  - умение  участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД  -  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   поиск и выделение необходимой информации;  осознанное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач;  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов.

Регулятивные УУД  - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Страница 5.

Какое правило спрятано в этом разговоре? Расскажи о нем.

-Ох! – вздохнул Трубадур.

- Что вздыхаеш…? – спросили друзья.

- Есть хочеш…? – посочувствовал Осел.

- Замерзаеш…? – поинтересовался Пес.

- Желаеш… спать? – поинтересовался Кот.                                                                      Трубадур признается:

- Как прекрасна эта ноч…, но доч…Короля прекраснее! Не могу я забыть прекрасную принцессу.

   Он накинул плащ… и стал думать о любимой.      

Учитель после высказываний учащихся предлагает проверить себя по правилу из учебника: § 15 (страница 30).

  1. Ребята вспоминают правило: правописание Ь в глаголах 2 лица единственного числа и Ь после шипящих в именах существительных.  
  2. Устное объяснение предложенных орфограмм в тексте.

Познавательные УУД  - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Страница 6.

Расскажи о правописании частицы НЕ с глаголами.

     Друзья (не)думали о еде, а мечтали о ночлеге. Они (не)заметили, как оказались в чаще темного леса. Луна еще (не) вышла. (Не)блестели звезды. (Не)пели птицы. Вдруг они увидели освещенное окошко в маленькой избушке. Кому это (не)спится так поздно. Друзья (не)доумевали, кто это может быть. Они надеялись, что хозяева (не)откажут им в ночлеге.

Заглядывая вперед программы, предупредить ребят и о слитном написании некоторых глаголов.

Прочитать правило из учебника § 107 (страница 231).

  1. Учащиеся вспоминают правило правописания не с глаголами.
  2. В тетрадях получится такая запись:

     Не думали,  не заметили, не вышла, не блестели, не пели, не спится, НЕДОУМЕВАЛИ, не откажут.

Познавательные УУД  - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;  доказательство.

Регулятивные УУД - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;  осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Коммуникативные  УУД - сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Страница 7.

Какое правило спрятано в этом тексте? Расскажите его.

 Друзья решили присмотрет…ся к обитателям избушки.

     Это  были разбойники. Они веселят…ся, наедают…ся досыта. Трубадур сумел сразу догадат…ся, что разбойники собирают…ся напасть на короля и ограбить его. У него в голове появляет…ся хитрый план.

 Выписать слова с пропущенными орфограммами вместе с определяемыми словами.

Подсказка учителя: прочитать правило из учебника § 16 (страница 32).

  1. Учащиеся вспоминают правило выбора написания тся – ться в глаголах.
  2. В тетрадях получится такая запись:

    Решили (что сделать?) присмотреться,  они (что делают?) веселятся и наедаются, сумел (что сделать?) догадаться, разбойники (что делают?)  собираются, план (что делает?)  появляется, начал (что делать?) шептаться.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению;  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.

Познавательные УУД  -  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных заданий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; адекватная оценка языка художественного текста; выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;  доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Применение понятий на новом материале

Цели: 

1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2. организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;

3. по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.

Страница 8.

Проверь  диктант у своего одноклассника.

   Давно смолкла музыка во дворце. Погасили свет, а юноша так и не вспомнил своих  друзей. Они ждали его всю ночь. Утром друзья  заторопились  в путь. Грустно звучала их дорожная песня.

   Но вдруг раздается радостный голос.  Это Трубадур и Принцесса выбежали из замка и догнали повозку. Друзья снова были вместе.

Учитель диктует заключительную часть текста.

Взаимопроверка по тексту на 8 странице. (Нормы оценок за тренировочный диктант уменьшаются на одну ошибку.)

Выставление оценок за тренировочный диктант по желанию учащихся.

Познавательные УУД  -  структурирование знаний;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при написании диктанта;  построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД  -  составление плана и последовательности действий;

контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, внесение изменений в результат своей деятельности, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Вывод урока.

       Итак, вместе с нашими сказочными помощниками мы сегодня убедились, что глагол – очень важная и необходимая часть речи в русском языке. Надо относиться к ней с уважением и умением. И тогда речь наша будет правильной и красивой, а правописание грамотным.

Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.

Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.

Педагогические приемы: заполнение таблицы

УРОК БЫЛ:

интересный

неинтересный

полезный

легкий

трудный

другой (написать внизу)

_________

_________

Коммуникативные УУД -  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии коммуникации; владение монологической речью.

Познавательные УУД -  осознанное  построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепочки рассуждений,  доказательство.

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Выставление оценок за работу на уроке.

Цели: 

1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2.оценить собственную деятельность на уроке;

3.оценить учебную деятельность класса;

4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Личностные УУД:

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации из пройденного урока.

Домашнее задание

§ 15, 16, 107, упражнение № 82.

Цель: 

1.организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2.организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»);

3. создать условия для  внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

--Чем интересны предложения из упражнения?

--В чем особенность пословиц?

Это пословицы.

Они чему-то учат.

Домашнее задание не только настраивает на грамотное списывание упражнения, но и заставляет задуматься над смыслом жизни, выбрать правильные ориентиры.

Происходит   мотивация к  дальнейшей  учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»

Цель урока:   повторение,  закрепление  и  систематизация  знаний  по орфографии,  фонетике, морфологии.Задачи урока:•...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"

Реализуемый УМК - УМК под ред. О.А. Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды глаголов"

Урок изучения нового материала, направленный на организацию деятельности учащихся по овладению сполсобами распознания видов глаголов....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Вид глагола"

Конспект урока "Вид глагола". Без использования ИКТ и без технологической карты. Можно использовать для рабочего урока.На сайте не отражаются схемы, но в скачанном документе они должны быть ...

План - конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Глагол".

Закрепление понятия о глаголе как о части речи: что обозначает глагол, на какой вопрос отвечает? Практическое ос­мысление роли глагола в речи.Обогащение словаря учащихся глагольной лексикой.Коррек...