Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Надина Валентина Григорьевна

Урок русского языка "Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_glasnyh_v.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание гласных в  падежных окончаниях

имён прилагательных.   5 класс

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи

Планируемые результаты:

предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний  имён  прилагательных; закрепление навыка  применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД:, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

                                               Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.

2. Орфографическая минутка

Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., писать в тетрад.., писать в тетрадк..

Оцените свою работы по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»

3. Синтаксическая пятиминутка.

- Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, запишите его, выполните синтаксический разбор и дайте его характеристику.

 Улыбкой яс…ною природа

Сквозь сон встр…чает утро года

 (А.С.Пушкин)

        

        Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Найдите ХИС (эпитет –ясная улыбка; олицетворение - природа встречает утро года, встречает сквозь сон;  утро года - перифраз).

Запишите прилагательное « ясною» в начальной форме. (ясный)

Запишите два синонима (солнечный погожий)

Запишите два антонима(пасмурный, ненастный)

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

3. Актуализация знаний.

-О какой части речи эта загадка?

       Определяю я предметы,

       Они со мной весьма приметны.

      Я украшаю вашу речь,

      Меня вам надо знать, беречь.  

      Со мною ваша речь красива и точна,

      Когда же нет меня – она, увы, бедна.

      Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

      Соцветьем дивных слов легко определю я!

Что же такое имя прилагательное? Для чего оно нужно в нашей речи?

Текст 1

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Текст 2

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

Беседа по прочитанным текстам.

- О чем был первый текст?

- О чем был второй текст? (тоже о весне)

 -Можно ли считать эти тексты

  одинаковыми?

Докажите.

 -Чем же отличается первый текст от второго?

Учащиеся  называют отличия в текстах и делают вывод о том, что различие текстов зависит от наличия в них прилагательных и делают вывод, что с прилагательными  текст  становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания

Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)

                          Если б все на свете было

                          Одинакового  цвета,

                          Вас бы это рассердило

                          Или радовало это? (ответы учеников)

                           Видеть мир привыкли

                           Белым, желтым, синим, красным…

                           Пусть же все на свете будет

                           Удивительным и разным!

4. Формулирование темы урока.

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе,  весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

 Назовите ключевые слова темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)

6.  Постановка проблемы.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы.

7. Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

Итак:

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос  от существительного к прилагательному.
  3. Выделить       в слове-вопросе.
  4. Написать соответствующее      в слове прилагательном.

По небу                       Под снегом                    В листву

(какому?)                        (каким?)                       (какую?)

  синему                          свежим                         зелёную

звёздному                    пушистым                      весеннюю  

 - Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными?           ( В роде, числе и падеже).

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных?                  (По вопросу).

8. Закрепление изученного материала

Работа в парах.

На свеж..м воздухе, о ранн..  тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк.., солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»

9. Физминутка

Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – присесть.

Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.

Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

Имя прилагательное обозначает действие предмета.

Имя прилагательное – неизменяемая часть речи.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая?, Какое?

10.   Работа с текстом .

  Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.

        Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему текста, стиль речи (художеств),  и тип речи (повествование с элементами описания).  Как можно озаглавить текст? Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Зачитайте эти прилагательные.

11.   Итог урока.

Давайте подведём итог урока

- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Итогом   всей темы станет небольшой тест.

                             Тест для учащихся (печать)

    1.Как изменяется имя прилагательное?

     а) по родам и падежам

     б) по падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

    3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

б) близк… другом

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости,  домашнее задание,  ласкового солнца.

б) Летнем утром,  в зимним пальто,  осеннем днем.

в) Ранней весною,  у лесного озера,  домашние животные

5. Укажи предложение, в котором выделенное  имя  прилагательное употребляются в форме   ж. р  ед. ч. Д.п.

а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

    б) Девочка с большой радостью согласилась.

    в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.

12. Рефлексия

Лист самооценки. Поставить + или –      

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка "Правописание НЕ с именами прилагательными"

В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и нау...

Открытый урок по теме :"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Открытый урок по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"....

Открытый урок русского языка по теме "Разряды имен прилагательных"

Цель урока: расширить представления учащихся  о разрядах имен прилагательных по значению,  отрабатывать умение распознавать разряды прилагательных, совершенствовать орфографические  и п...

Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....

Конспект урока русского языка по теме "Окончания имён прилагательных среднего рода"

Цель: познакомить с окончаниями имён прилагательных среднего рода.Задачи:- Формировать умение  находить в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;  задавать...