урок русского языка в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме: "Падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

На уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида  большое внимание уделяется формированию у обучающихся  коммуникативной и социальной компетенций. построение урока на основе метапредметного подхода позволяет учителю переносить учебный материал в конкретную жизненную ситуацию, способствуя тем самым расширению речевого опыта учеников. Представленный урок- урок обобщения. В качестве сопутствующей темы выбрана "Экскурсия в аптеку". На уроке обучающиеся не только закрепляют изученные правила написания, но и получают сведения о деятельности аптеки, учатся бережному отношению к собственному здоровью. На уроке использованы приёмы технологии встречных усилий: "Лови ошибку", "Кластер", "Театрализация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_ekskursiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка 1 категории МОУ С(К)ОШИ VIII вида. С. Н. Патрушева

Урок  русского языка в 5 классе

Тема: Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 – го склонения 

            Экскурсия в аптеку.

Тип урока:  урок обобщения  и систематизации знаний.

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели урока:

1.  образовательные: 

  • создать условия для закрепления знаний учащихся о типах склонения имён существительных и их падежных окончаниях; способствовать формированию умения определять склонение и падеж существительных ед. числа;
  1. коррекционно-развивающие 
  • способствовать формированию коммуникативной компетентности через  составление высказываний с помощью опорных слов,  схем, комментированное письмо, работу с диалогом в парах и театрализацию; формированию социальной компетентности  в процессе заочной экскурсии в аптеку;
  • корригировать пространственную ориентировку через восстановление схемы, работу с деформированным текстом;
  • корригировать мыслительные операции;  произвольное внимание;
  • способствовать расширению кругозора учащихся.
  1. воспитательные
  • способствовать воспитанию позитивного отношения учащихся к урокам русского языка, умения сотрудничать и слушать других, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:  средства мультимедиа, авторский проект - презентация, динамическая схема «Типы склонения существительных», карточки для комментированного письма,  конверты с разрезанным на реплики диалогом для работы в паре, баночка с витаминами для проведения физкультминутки.

Ход урока

I.  Организационный момент.

1. Игра «Мозговой штурм»

Учитель: Сядет тот, кто по вопросу узнает и правильно назовёт падеж:

От чего?, с кем?, к чему?,  о ком?, за что?, на чём?, за кем?, для кого, в кого?

2.  Настрой на работу.

Учитель: Прежде  чем мы начнём работать, поставьте на полях отметку, которую вы бы хотели получить на уроке.

II. Актуализация знаний.

1. Определение  темы и целей урока. Слайд 2

Учитель: Прочитайте тему урока на экране. (появляется по щелчку мыши)

Учитель: Опираясь на название темы, скажите, чему мы будем учиться на уроке? (По щелчку открываются опорные слова, учащиеся формулируют цель урока: «Будем учиться правильно писать падежные окончания имён существительных 1, 2, 3, склонения»)

Учитель: А что для этого надо знать? (Падежные вопросы, типы  склонения имён существительных)

Учитель: Что надо уметь? (Определять падеж и склонение имён существительных)

Учитель: Как определить склонение существительного? (Ответы детей)

Учитель: Как определить падеж существительного? (Ответы детей)

2. «Зарядка для ума» и  орфографическая минутка. Слайд 3 

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся на экскурсию. А  вот куда? Об этом вы узнаете, решив задачу:    

ЗДАОРПТОВЕЬЕКА    

Учитель: Прочитайте 2 зашифрованных слова: 1-е обозначает состояние человека, 2 - е – медицинский  пункт. ( После ответов детей по щелчку мыши появляются слова ЗДОРОВЬЕ – АПТЕКА)

Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную.

Учитель: Можно ли проверить написание безударных гласных?

Учитель: Как связаны эти  слова? (Высказывания детей)

Учитель: Как говорится в стихотворении С. Михалкова «Чудесные таблетки»:                          Для больного человека

    Нужен врач, нужна аптека.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аптеку. Слайд 4

3. Работа со схемой (кластером)

Учитель: Итак, мы подходим к аптеке, а на дверях вместо расписания работы  схема, которую надо восстановить. Слайд 5

( На магнитной доске хаотично расположены карточки:  1скл.; 2скл.;  3скл.; жен.р.; муж.р.; ср.р.; -а,-я; -о,-е; на конце Ь; с нулевым окончанием.)  

Трое учащихся работают у доски. По щелчку мыши на слайде появляется восстановленная схема. Учащиеся у доски озвучивают её.)

Учитель: Итак,  входим в аптеку. И что же мы видим? Слайд 6

Входишь – чисто и светло.                                  Капли, мази, порошки –

Всюду мрамор и стекло.                                      От коклюша, от ангины,

За стеклом стоят в порядке                                 От веснушек на лице,

Склянки, банки и горшки,                                   И, конечно, витамины –

В  них пилюльки и облатки,                                Витамины: «А», «В», «С»!

( На слайде в режиме слайд – шоу представлены фото аптеки изнутри)

4. Речевая ситуация Слайд 7

Учитель: Представьте, что вы пришли в аптеку. Попробуйте обратиться к аптекарю с просьбой или вопросом,  используя опорные слова: помогите, подскажите, извините,  пожалуйста,  скажите. (Слова появляются по щелчку, учащиеся составляют устные высказывания на заданную тему)

5. Цифровой диктант. Слайд 8

Учитель:  Ещё раз назовите те средства, которые  можно купить в аптеке.

Учитель: Определите, к какому склонению  или же множественному числу относятся имена существительные и запишите цифрами.  (По щелчку мыши на слайде появляется цифровой шифр для диктанта)

- Капли, микстура, мазь, вата, бинт, таблетки, пластырь, смесь, витамины.(По щелчку на слайде меняются фото медицинских  средств, учитель называет их, дети записывают в соответствии с цифровым шифром)

Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверьте запись с помощью ключа. Поставьте на полях цифру, соответствующую количеству допущенных ошибок.

Ключ: 4 1 3 1 2 4 2 3 4  (Ключ появляется на сладе по щелчку мыши, учащиеся осуществляют взаимопроверку)

Слайд 9

Учитель: Да, в аптеке  можно купить средства почти от всех болезней.

Клейкий пластырь от мозолей                        Есть микстура от мигрени!

И настойки на траве                                         Но нельзя сказать  врачу:

От ломоты и от болей                                     - Дайте средство мне от лени!

В животе  и в голове.                                       От «могу, но не хочу»!

 ( По щелчку открывается название лекарства «Отленин»)

Хорошо бы это средство

 Побыстрей изобрели.

Чтобы все лентяи с детства

Принимать его могли.

6.  Работа с поговоркой

Учитель: Пока такого средства нет, будем сами бороться с ленью. Прочитайте на слайде народную мудрость: «Болезнь хуже лени». (По щелчку)  Найдите ошибку. (Ответы учащихся)

Учитель: Действительно, правильно говорить: «Лень хуже болезни» (По щелчку)  Запишите это предложение в тетрадь.

7. Динамическая  физкультминутка:  «Витамины»

Учитель выполняет манипуляции баночкой с витаминами, дети имитируют их движения. (Вращения корпуса, прыжки на месте)

III. Основной материал.

Учитель: Большинство лекарств отпускается только по рецепту врача. Слайд  10. У нас тоже есть рецепт, только в нём не названия  лекарственных препаратов, а правила  правописания. (По щелчку открываются схемы)

1. Работа со схемами.

Учитель: Прочитайте первую схему. (Существительные 1 склонения в дательном  и предложном падежах и существительные 2 склонения  в предложном падеже имеют окончание Е.)

Учитель: Ко второй схеме поставьте вопросы, начиная со слов: какое?,      в каких?  (Какое окончание имеют существительные 3 склонения в Р., Д., П. падежах? В каких падежах существительные 3 склонения имеют окончание И?)

Учитель: Объясните написание окончаний существительных в записанном ранее предложении, опираясь на схему (Ответы детей)

2. Работа по карточкам. 

Учитель: Составьте словосочетания, поставив существительные из скобок в нужном падеже. Обозначьте склонение и падеж. Проверьте окончания по схеме. (Задание выполняется учащимися с комментированием)

Приложить к (рана), развести в (вода), действие (мазь),  к (боль) в (грудь), принимать при (кашель), по чайной (ложка), забыть о (лекарство).

Учитель: Прочитайте записанные словосочетания. Где можно встретить эти выражения? (В рекомендациях по применению лекарственных препаратов)

3. Физкультминутка для глаз. Слайд 11

Офтальмотренажёр «Божья коровка» (Включается при нажатии на управляющую кнопку «Домой», далее по щелчку.)

4.  Беседа.

Учитель: Эта божья коровка прилетела к нам не случайно. Она принесла нам вести из «Зелёной аптеки». А что называют «зелёной аптекой»? (Это лекарственные растения) Слайд 12

Учитель: Где они растут? (В лесу, в поле, на лугах и пустырях. Фото по щелчку)

Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Учитель: Посмотрите на эти растения, прочитайте названия. Слайд 13. Что вы знаете об их лечебных свойствах? (Ответы детей)

5. Работа с диалогом. Слайд 14

Учитель:  Вот и упрямый Фома из стихотворения С. Михалкова очень удивился, когда увидел эти растения. Не  поверив в их лекарственные свойства, он решил расспросить о них аптекаря.

Учитель: Составьте диалог Фомы и аптекаря. (Работа в парах с разрезанным на реплики диалогом)

 Учитель: Проверьте, правильно ли вы составили диалог. Слайд 15

- Уважаемый аптекарь, здесь явно ошибка!  Это же сорняк! – воскликнул Фома.

-  Этот сорняк – пастушья сумка. В её семенах  лекарство, которое останавливает кровь.

- А белена? Она же ядовитая!

- Да, но из её листьев готовят средство от боли.

- Ну, а ландыш?

- Из цветов ландыша делают капли. Они помогают при болезни сердца – объяснил аптекарь.  

6. Театрализация диалога (двое учащихся у доски)

Учитель: Что нового вы узнали о лекарственных растениях? (Ответы)

7. Физкультминутка для снятия мышечного напряжения. Слайд 16

8. Домашнее задание: Записать диалог  без слов автора, (по карточкам с готовым диалогом) найти существительные, определить их склонение и падеж.

  1. Применение знаний.

1. Работа с деформированным текстом. Слайд 17

Учитель: А сейчас мы познакомимся с народным рецептом. Прочитайте предложения и узнайте, из какого растения можно приготовить лекарство от кашля. (Учащиеся читают предложения на слайде про себя)

  Срезать у неё в.рхушку с хвостик….

  Получится неглубокий горшочек.

  Чёрную редьку хор.шенько промыть.

  Удалить часть мякот..

  Накрыть в.рхушкой – крышк…

  В него положить две ложк.. мёд..

  Принимать по столовой ложк.. перед едой.

  Подождать, когда ре.ька пустит сок и смешается с мёд…

Учитель: Из чего же можно приготовить лекарство от кашля?  (Ответы)

Учитель: Что нужно сделать, чтобы получился текст.?

Учитель: Расставьте предложения в том порядке, в каком записаны глаголы: (Глаголы записаны на доске в столбик) Промыть, срезать, удалить, получится, положить, накрыть, подождать, принимать.

Учитель: Какое предложение будет первым? Вторым? ( По щелчку)

Учитель:  Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные окончания существительных.

2. Самостоятельная работа.

3. Самопроверка по учебнику. Слайд 18     

 Стр. 224, №357

V. Итог урока. Слайд 19

Учитель: Продолжите предложения:

Мне удалось …

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за…

VI. Рефлексия

Учитель: На полях поставьте ту отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили на уроке.

Учитель: У кого отметка совпала?. У кого она выше?

Учитель: Я тоже хочу поставить вам оценки за хорошую работу на уроке и угостить вас витаминами. Спасибо за работу на уроке!

Использованы материалы

1. Н.Г. Галунчикова, Э.В.  Якубовская

«Русский язык» - учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII  вида ,    Москва  « Просвещение »  2006 г.

2. С. Михалков Сборник стихов «Мы едем. едем. едем…», РИО «Самовар»1997г.

3. Интернет – ресурсы ( фото растений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...