Устный журнал. О словарях.
методическая разработка на тему

Семёнова Ольга Вячеславовна

Сценарий внекласснрго мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal._o_slovaryah.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Цели:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • прививать живой интерес к русскому языку;
  • способствовать проявлению творческих способностей учащихся.

Мероприятие начинается песней о Родине.   Слайды №

1-й ведущий: Уважаемые педагоги, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем Неделю гуманитарных наук!

Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия — это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал.

 «Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык».

2-й ведущий: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом. Это язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака. Язык национальной гордости и достоинства!

1-я страница «Словари»

1-й ведущий: Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из какого языка оно пришло к нам, заменить его близким  по смыслу.

2-й ведущий: Сколько же слов в русском языке?

1-й ведущий: Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили лексикон русского языка, их окажется около миллиона. Это большое богатство, но мы сохранили его не полностью, потому что поздно стали записывать слова, составлять словари, первоначально старались записывать странные слова.

2-й ведущий: В первом печатном словаре, появившемся в 1596 году, было всего 1061 слово – это очень много по тем временам. В конце 18 века составлен «Словарь Академии Российской» - в нем 42 257 слов.

1-й ведущий: Лишь в 1863 году, спустя 267 лет, вышел в свет « Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля  в 4 – х томах, который насчитывал 200 000 слов.

 2-й ведущий: 53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Это необыкновенный словарь! Его можно читать, как книгу!

1-й ведущий: «Словарь живого великорусского языка» берут в руки не для того лишь, чтобы отыскать нужное слово. Его открывают как величайшую сокровищницу языка, как богатейшее собрание пословиц – хранилище народной мудрости. Его читают как повесть, его изучают как энциклопедию жизни русского народа!

 2-й ведущий: На выставке мы представили словари, которые помогут нам овладеть нормами русского языка. Не забывайте о них, чаще обращайтесь к ним, ребята!

Ученик читает стихотворение С.Я.Маршака «Словарь».

2-я страница «Буквы русского алфавита»

1-й ведущий: Мы расскажем о самых интересных буквах русского алфавита! В начале русских слов самой редкой является буква… А.

 2-й ведущий: Да, русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на а.  Ананас – индейское; Абажур – французское.

1-й ведущий: Буква А почти не встречается в начале исконно русских слов, но в середине, в конце слова – сколько угодно!

2-й ведущий: Вот еще молодая буква! Буква Э! Она в азбуке появилась в 1735 году.

1-й ведущий: Встретили ее неприветливо! Ломоносов считал, что без нее вполне можно обойтись!

2-й ведущий: Вместе с Э в азбуку официально была введена и буква Й.

1-й ведущий: Эту букву начали употреблять еще в 16-17 веках, составлена она была из буквы И, над которой писался значок, называемый «кратка» – «и с краткой».

2-й ведущий: А есть буква алфавита, которой в русских словах нет вообще! Это буква Ф.

1-й ведущий: Если вы заглянете в словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф пришло к нам из другого языка: фонарь – слово из греческого языка, кофе – из арабского.

 2-й ведущий: Смотри-ка, здесь написано, что «Королева Виктория зачислена в штат посольства в должности секретаря». Сегодня что, 1 апреля?

1-й ведущий: Нет

2-й ведущий: Королева не может быть секретарем!!!

1-й ведущий: Королева…не может, конечно. Всё дело в букве Ё.

2-й ведущий: Не «королева», а «королёва»?

1-й ведущий: Да, Королёва Виктория.

2-й ведущий: Жаль, что в книгах букву Ё не печатают. А она обязательна для всех граждан России в возрасте до 13 лет. По «Правилам русской орфографии и пунктуации» букву Ё  обязательно нужно ставить в детских книгах и учебниках для младших классов.

 1-й ведущий: Вот отсюда и ошибки! Королева вместо Королёвой Виктории…

2-й ведущий: Удивительная буква Ё …

1-й ведущий: Ты знаешь, что в Ульяновске в сквере Карамзина памятник установили букве Ё. Единственный памятник букве Ё.

2-й ведущий: И как он выглядит?

1-й ведущий: Это прямоугольная плита из черного мрамора, на которой выбита «ё».

2-й ведущий: В ноябре в Санкт–Петербурге в Петропавловской крепости отмечают день рождения букве Ё.

1-й ведущий: Почему именно в Санкт–Петербурге?!

2-й ведущий: Она там родилась. Однажды  Екатерина Дашкова поинтересовалась, правильно ли изображать один звук двумя буквами и привела в качестве примера слово «ёлка». Раньше в слове «ёлка» писали 5 букв, вместо Ё было 2 буквы. В этот же день было принято решение ввести новую букву русского алфавита – «ё», а Дашкова стала «мамой» новой буквы.

1-й ведущий: Так у буквы Ё есть и папа?

2-й ведущий: Есть. Николай Карамзин!

1-й ведущий: Значит, инициатором появления «Ё» в русском языке является княгиня Дашкова, а воплотителем этой инициативы –Карамзин.

2-й ведущий: Какое место в алфавите занимает буква Ё?

1-й ведущий: Ё – седьмая буква алфавита!!!

2-й ведущий: В 1875 году в «Новой азбуке» Льва Толстого буква Ё стояла на

31 месте. Формально буква «Ё» вошла в алфавит только в 1942 году! За букву боролись, а сейчас многие забыли о ней.

1-й ведущий: Есть памятник букве! А памятник слову тоже есть?

2-й ведущий: Есть! Первый в мировой истории памятник, посвященный русскому слову, установили  в Белгороде.

1-й ведущий: А как он выглядит?

2-й ведущий: Представь себе четырехметровый монумент в виде бронзовой книги Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран русский текст Священного Писания.

3-я страница «Иноязычные слова»

1-й ведущий: Иностранное происхождение имеют многие популярные у нас собачьи клички. Дело в том, что крестьяне в российских деревнях не часто могли позволить себе содержать собаку. Помещики же, напротив, часто держали десятки и даже сотни охотничьих собак в своих загородных имениях

2-й ведущий: Точно, они даже взятки брали «борзыми щенками»

1-й ведущий: Поскольку французским и английским языками российские дворяне владели в совершенстве, клички своим собакам они давали иностранные. Некоторые из них широко распространялись в народной среде.

2-й ведущий: Ты утверждаешь, что Шарик иностранного происхождения?

1-й ведущий: Да! Шарик – в переводе на русский – «милашка».

2-й ведущий – А Барбос? Жучка…

1-й ведущий – Бобик и Тобик – варианты русской адаптации английского имени Бобби. Жучка от Джулли.

2-й ведущий: А что же великий и могучий русский язык?

1-й ведущий: Во многие языки мира вошли русские слова МУЖИК, БАБУШКА, БЛИНЫ… Слово ПОШЛОСТЬ попало в словарь английского языка потому, что писавший на этом языке В.Набоков, отчаявшись найти его полноценный аналог, в одном из своих романов решил оставить его без перевода.

1-й ведущий: Появлению слов КИСЛОТА и РАВНОВЕСИЕ мы обязаны Ломоносову. Н.М. Карамзин обогатил наш язык словами ПРОМЫШЛЕННОСТЬ и ОБЩЕСТВЕННЫЙ.

2-й ведущий:  Радищев – автор «Путешествия из Петербурга в Москву» - ввел в русский язык слово ГРАЖДАНИН в современном его значении.

4-я страница

 «За чистоту устной речи, за правильность и красоту слова»

1-й ведущий: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Русский мыслитель, ученый, гражданин, жизнь которого стала подвигом за духовность нашего народа, за все доброе и прекрасное.

2-й ведущий: Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных  выражений и ругани лежит слабость. По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

1-й ведущий: К.Г.Паустовский писал о языке: « Главный и неиссякаемый источник языка – язык народа, язык  людей, у которых что ни слово - то золото».

2-й ведущий:  Рассказывают, что к коменданту оккупированного города Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

   И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не  понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднималась голова.

1-й ведущий: Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность и силу. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял… Первое, что видел каждый вошедший, были слова:

    «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

2-й ведущий: И.С.Тургенев призывал и своих современников, и будущие поколения, то есть нас с вами: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

1-й ведущий:  Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. 

2-й ведущий. Надеемся, что сегодняшняя встреча с «великим и могучим» русским языком подтолкнёт нас к серьёзному изучению родного языка, чтобы в наших «умелых руках» он был в «состоянии совершать чудеса».

1-й ведущий. Будем беречь и любить наше русское слово.

2-й ведущий. Ведь с него начинается наш родной язык.

1-й ведущий. Наша Родина. 

2-й ведущий: Спасибо за внимание! 

1-й ведущий: До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....

Устный журнал "Ты и твое здоровье"

Устный журнал расскажет о том, какие факторы (положительные и отрицательные) влияют на здоровье человека и как сохранить и укрепить свое здоровье....

Устный журнал "Формула здоровья"

Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

Устный журнал "Школьное обозрение" с презентацией

1. День Наума Грамотника. 2. Каникулы. 3. Тетрадкознание. 4. Доскоизучение. 5. Блицтурнир. Источник: Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. Издательство "Учитель", Волгоград, 2007....

Устный журнал

Как подойти к выбору профессии...

Устный журнал "Словарь-это просто и удобно".

Материал предназначен для проведения Дня словаря в школе, содержит краткие сведения из истории словарей, а также о многообразии словарей ....