Правописание -тся и -ться в глаголах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание –тся, -ться в глаголах

Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:
обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Планируемые результаты: 
Личностные: формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации

Чтение стихотворения, создание психологического настроя

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.

- Так видит  весну Спиридон Дрожжин, один из самых известных поэтов - самоучек.

- Ребята, а какой вы видите весну? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы думаете, всё ли вы уже знаете о глаголе?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы.

(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение

II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:  создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия, формулировать тему урока.

- Ребята, посмотрите внимательно на слова, помещенные на слайде, составьте из этих слов пословицу (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда)

- Как понимаете значение пословицы?


- Какую орфографическую задачу мы должны решить?
 

- Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую?

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

- Итак, чему мы должны научиться, какую цель мы должны перед собой поставить?

Учащиеся составляют предложение

Грамоте учит..ся – всегда пригодит…ся.

Монологические ответы учащихся:

Проблема: где поставить Ь, а где нет.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

(Р) – выполнение учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

(К) –передача информации, постановка вопросов

III. Открытие  новых знаний

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения

- Понаблюдаем за словами и попробуем сформулировать 2 вывода из ваших наблюдений. 

броси
тся                                                броситься
нрави
тся                                                нравиться
удиви
тся                                                удивиться
верну
тся                                                 вернуться 

Найдите сходство и различие данных глаголов (произносятся одинаково, пишутся по-разному)

Вывод № 1 по вопросу.

Если в ________________, то у глагола пишется -ТЬСЯ,
если в __________________, то пишется -ТСЯ.

Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных глаголов в______________ пишется         -ТСЯ, у возвратных глаголов
в ____________пишется             -ТЬСЯ.

-От чего же зависит написание -тся, -ться? 

-Какие же буквы вставим в нашу пословицу? 

-Проговорите её и запишите по памяти.

Сверьтесь со слайдом

Что помогает в правильности написания глаголов на –тся и –ться по мнению  Э. Успенский, узнаем из стихотворения в упр. 631

 Работа в группах

Ответы лидеров групп

Составление алгоритма

Сравнение алгоритма с правилом учебника

ЭТАЛОН

Самопроверка

Выразительное чтение, осмысление

П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

 (К) – постановка вопросов

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование

Физкультминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

1.- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки? 
Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Запись в столбик на доске.
- Что заметили?

2. Поработаем в парах.
- Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа.
Проверка устно.

Какое правило мы должны помнить, чтобы не допустить ошибок?

3. Самостоятельная работа с самопроверкой.

В лесу начинает все пробуждаться с приходом весны. На пригорке ковром разрастаются подснежники.

4. Работа в паре. Творческое задание.

«Паровозик»

Запись на доске и в тетрадях с проговариванием. Запись в столбик на доске.
Ответы учащихся.

Все глаголы в неопределенной форме.

Работа в парах.

Работают в тетрадях.

Самостоятельная работа по уровню сложности

Самопроверка.

Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.

Если нет ошибок – смайлик молодец!

Если есть ошибки – старайся, будь внимательнее!

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

 (П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

(П) – выполнение действий по алгоритму

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – управление поведением партнёра

(К) – планирование учебного сотрудничества

(Р) – контроль, оценка, коррекция

(Р) – осознание качества и уровня усвоения

(Л) – осознание ответственности за общее дело

V.Итог урока

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли  я чего хотел?.. Получил необходимые знания?


Рефлексия по образцу:

 Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…
- Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
«Рука дружбы»

Домашнее задание:

- выучить материал

- упр. 632 или написать 5 предложений на тему «Прогулка по весеннему лесу, городу…», используя изученную орфограмму

Отвечают на вопросы учителя

(П) – рефлексия способов и условий действия

(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

Правописание -тся и -ться в глаголах

Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....