Статья "Нетрадиционные формы работы на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме

Сенчило Лариса Дмитриевна

Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений, внутри- и межпредметные связи. Проникновение в глубь языкового явления позволяет учащимся видеть живые процессы в языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы  на уроках русского языка.

Уроки-семинары

        Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений, внутри- и межпредметные связи. Проникновение в глубь языкового явления позволяет учащимся видеть живые процессы в языке.

            На семинаре совершенствуется монологическая и диалогическая речь учащихся, углубляются их теоретические знания и практические умения.

       На уроке-семинаре учащиеся выступают сами и слушают одноклассников; учатся выделять главное, конспектировать, делать записи, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей, учатся работать со справочной литературой, пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее.

       Уроки –семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями.

       Традиционные уроки иногда создают у учащихся представление о русском языке как о чем-то бесспорном, бесперспективном для каких-либо открытий. Уроки-семинары являются в этом отношении переломным моментом, переходом от формального отношения к представлению о русском языке как о живом, истинно родном и близком.

        В системе вопросов к семинару важен какой-либо проблемный, даже провокационный вопрос, который сразу вызывает дискуссию, заставляет любознательных, лингвистически умных ребят пересмотреть, перечитать чуть ли не всю предложенную литературу.

        Например:

  1. Всегда ли важен порядок слов в предложении?
  2.  Можно ли отменить пунктуацию?
  3. Какой из главных членов предложения главнее?
  4. Можно ли по суффиксу определить часть речи?

        Чтобы двухчасовая работа не утомляла учащихся, необходимо, продумывая ход семинара сознательно планировать момент, снимающий напряжение, включая лингвистические фельетоны, шутки, инсценировки.

         Учитель на уроке-семинаре не только ведущий, дирижер, но и равный участник. На каком-то этапе урока он предлагает подобранный им материал, включая его в общее рассуждение по теме. Он должен познакомиться со всей рекомендуемой литературой и иметь в запасе какую-то интересную информацию или задачу, чтобы остаться для учеников интересной личностью. Он вместе с учащимися готовит выставку лингвистической литературы, подбирает интересные, эмоционально окрашенные тексты для практического задания. Новая, нестандартная форма урока-семинара включает много привычных традиционных приемов. Именно они становятся своеобразной базой в творческом поиске учителя. Внимание участников семинара стимулирует разнообразие заданий, включающих и синтаксический разбор, и разбор по составу, и этимологический разбор, и работу со словарями.

        На уроке-семинаре работа с текстом идет как лингвистический эксперимент. Учащиеся проводят наблюдение за живым русским языком – например, определяют роль причастия в речи, убеждаются, что это книжная форма. Сопоставляют конструкции предложений в устной речи и в письменной (в своих сочинениях), в художественной литературе и в статьях учебников, в научно-популярной и научной лингвистической литературе, к которой они обращались во время подготовки к семинару.

        Самостоятельной исследовательской работой учащихся является анализ выбранного текста под определенным углом зрения. Вся совокупность деятельности учащихся на уроке-семинаре способствует формированию речевой компетентности, овладению правилами сочетаемости единиц в тексте, правилами выбора языковых средств, построения текстов разных типов и стилей. Семинар совершенствует монологическую и диалогическую речь учащихся, готовит их к общению на разных уровнях жизни.

          Заканчивается семинар обычно вопросом, чье выступление особенно запомнилось и почему. Высказывая свое мнение, учащиеся должны суметь обосновать свою точку зрения, найти убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики.

          Работа учащихся на уроке-семинаре – это участие в общем процессе познания. Они выступают сами, слушают одноклассников ( в 5-6 классе это является серьезной проблемой: дети слушают и слышат себя, даже когда говорит другой). На таком уроке-семинаре уже в 5-6 классах школьники учатся выделять главное, конспектировать, делать записи в специальных семинарских тетрадях, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей. Готовясь к семинару и работая на самом уроке-семинаре, учащиеся делают краткие конспекты по выбранному вопросу, некоторые пишут рефераты.

      Большое значение для всей дальнейшей жизни детей имеет то, что они учатся работать с различной справочной литературой, учатся пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее товарищам.

      Внушительные списки рекомендуемой литературы не должны пугать участников семинара: они могут выбрать всего одну книгу для работы, а об остальных услышат от товарищей.

      Конечным результатом урока-семинара, как и традиционного урока, остается совершенствование теоретических знаний и практических умений школьников. Поэтому логичным после урока-семинара будет урок-зачет, урок-практикум, диктант.

      Таким образом, уроки-семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями, обратиться к проблемам функциональной грамотности учащихся, решать задачи использования языка, учитывая коммуникативный аспект обучения. Каждый учитель, согласившийся с идеей таких уроков, может вносить что-то свое в их понимание и исполнение применительно к классу и своему характеру.  Общее одно – работа с лингвистической литературой, сотворчество учителя и учащихся, возрастающий интерес к родному языку, систематизация знаний. Уроки-семинары – один из эффективных путей обучения, не сковывающий, а развивающий ученика, доставляющий много вдохновенных минут ученику и учителю.

     Учащиеся должны знать, что на семинаре один работает на всех, а все на одного, что результаты их труда обязательно будут оценены тремя оценками: за устное выступление на семинаре, за подготовленный материал в семинарской тетради и за практическое задание, выполненное нас уроке. Каждый должен знать, что конечный результат семинара – орфографическая и пунктуационная грамотность.

      Чтобы все вопросы семинара были освещены достаточно полно, можно предложить учащимся при подготовке к нему разделиться на группы и выбрать для основательного исследования один вопрос. Кому-то учитель может дать и индивидуальное задание.

      Для подготовки к семинару учитель предлагает вопросы за 7-10 дней. В течение 4-5 дней, подбирая литературу, учащиеся могут перейти из одной группы в другую. На стенде «Материалы к уроку» отмечается, какой вопрос выбрал каждый участник семинара.

     Важно, чтобы задание давалось дифференцированно, чтобы в работу были вовлечены все ученики, чтобы не уверенные в себе ребята получили поддержку и консультацию учителя, а сильные, филологически одаренные ребята – его одобрение.

       В течение всех дней подготовки учитель консультирует учащихся, помогает подбирать литературу, предоставляет учащимся литературу учебного комплекса и личную библиотеку, помогает продумать ответ на вопрос. Группы обсуждают форму своего выступления – они могут выделить одного выступающего, который обобщит подготовленный всеми материал, или может высказаться каждый участник семинара.

        Результатом семинара будет возросший интерес к родному языку, приобщение к научной, научно-популярной и занимательной литературе, развитие монологической речи учащихся, совершенствование навыков выразительной речи учащихся, пунктуационных и речевых.

        После семинара можно провести урок-зачет, урок-практикум, урок-тренировку или контрольную работу. Важна любая форма обратной связи, позволяющая проверить результативность урока-семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые формы на уроке русского языка в 7-ом классе

Для работы на уроках русского языка...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

Использование игровых форм на уроке русского языка.

Конспект урока по русскому языку. 7 класс....

Игровая форма на уроках русского языка

Как сделать русский язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Этот вопрос волнует каждого учителя и, конечно, всем известно, что без игровых заданий здесь не обойтись.Давайте пон...

Нестандартные формы на уроках русского языка

Нестандартные формы на уроках русского языка...

Из опыта работы. Игровые формы на уроках русского языка.

Материал может быть использован учителями на уроках как изучения нового материала, так и во внеурочной работе по предмету....