Возможности ИД на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Балюк Ирина Николаевна

выступление на конференции "Возможности ИД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_id.docx130.09 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности  интерактивной доски

на уроках русского языка для достижения метапредметных результатов.

 

МОУ «Мантуровская  СОШ»,

Мантуровский район

учитель русского языка и литературы

                                                                                 Балюк Ирина Николаевна

Мышление начинается с удивления.

Аристотель

     Одной из ключевых идей модернизации  образования в последние годы  стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении  учащихся интегрировать, переносить  и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные,  метапредметные  и предметные. Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Метапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». 

     Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требует от учителя другого подхода.

Мое выступление посвящено использованию интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК) на уроках русского языка для достижения метапредметнных результатов.

Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. К компьютеру и к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Интерактивная доска – это новые возможности.

Как обобщить и систематизировать объемный материал за один урок? Как привлечь и активизировать внимание и мышление на уроках повторения?

Один из способов решения этой проблемы – использование ИД, которая дает возможность мобильно и емко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала.

  • Широко использую электронное пособие "Фраза", основной частью которого являются электронные задания по русскому языку с 5 по 11 классы, представляющее собой справочник по теории языка и  задания.
  • По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес   тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу
  •  Для подготовки к ЕГЭ использую электронные пособия издательства "Дрофа". Особо хочется отметить важность использования лингвокультурологического учебного пособия по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии из этой же серии в курсе "Развитие речи".
  • В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.
  • Создаю собственные уроки с учётом специфики возраста учащихся, конкретных целей занятия. В частности, для учащихся среднего звена интерес представляют игровые моменты на уроках, яркие, красочные слайды, анимрованные картинки.
  • В старших классах предпочтительнее формы и методы работы, позволяющие максимально улучшить качество подготовки к итоговой аттестации по русскому языку. Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой презентационной формы подачи материала.

ИД помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного и индивидуального выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.

Как привлечь внимание и мобилизовать мышление и память, объясняя новый материал?

Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске. Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на проекторе - это не практическое занятие, ученики не могут, как на интерактивной доске, вносить изменения, поэтому могут и не следить за слайд-шоу.

Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

На уроке учащиеся могут услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще».

Ребенок при работе с ИД не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

ИД заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, повышается эффективность обучения.

ИД позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе текста на уроках литературы и русского языка.

С помощью ИД возможно опробовать заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик».

Интерактивная доска  прочно вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках в достаточной степени широк.

Это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.

        Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но очевидно, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально, эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.  

Мониторинг качества знаний учащихся по русскому языку при использовании технологии средств ИКТ в предметном обучении

\

     Улучшение качества знаний объясняется, безусловно, тем, что изменились личностные характеристики учащихся. В соответствии с исследованиями, проведёнными школьным психологом, повысились мотивационная, творческая и коммуникативная функции детей.

Мониторинг развития метапредметнных достижений учащихся при использовании интерактивных средств обучения (доски Interwrite)

\

1.Познавательные

2. Регулятивные

3. Коммуникативные

Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.

Интерактивные доски, широко использующиеся в современной школе, делают учебные занятия  полезными и увлекательными как для учеников, так и для учителей.

Лучше всего материал к уроку подготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия. Файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики других классов всегда имели к ним доступ.

Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся. Это особенно ценно на уроках подготовки к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающие возможности схем на урок русского языка

Сообщение из опыта работы по применению обущающих возможностей схем на уроках русского языка (по УМК Льмовой С. И.)...

Возможности ИКТ на уроках русского языка

Статья об использовании ИКТ на уроках русского языка. Преимущества данной технологии....

Здоровьесбережение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка .

В данной работе даны рекомендации по сохранению психического и физического здоровья учащихся на уроках ( из личного опыта). Учет темпераментов детей при определеннии места посадки в  в кла...

Применение обучающих возможностей схемы на уроках русского языка

В настоящее время необычайно возрос интерес учителя к использованию в процессе обучения разнообразных форм наглядности, которые предлагают всевозможные способы организации и предъявления теоретическог...

Презентация "Возможности ИД на уроках русского языка"

Презентация "Возможности ИД на уроках русского языка"...

Развитие творческих возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие  творческих  возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы....