Коррекционно-развивающие упражнения по русскомe языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Через коррекционно-развивающие упражнения развиваются личностные качества ребёнка, а, следовательно, это способствует его социальной адаптации.
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку

Коррекционно-развивающие упражнения на развития внимания.

Цели:

 ·        Воспитывать целенаправленность внимания.

·        Развивать быструю переключаемость внимания.

·        Развивать умение распределять внимание.

·        Развивать концентрацию внимания.

·        Увеличивать объём внимания.

·        Формировать навык самоконтроля.

 Коррекционно-развивающие упражнения на развития памяти.

Цели: 

·        Работать над усвоением ЗУН при помощи произвольного сознательного запоминания.

·        Совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения.

·        Работать над формированием личностных мотивов запоминания, умением учащихся создать установку на длительное и прочное запоминание.

·        Развивать точность, прочность, скорость запоминания.

·        Развивать словесно-логическую память.

·        Тренировать образную память.

·        Работать над увеличением объема памяти.

·       Развивать зрительную память.

Коррекционно-развивающие упражнения на развития мышления.

Цели:

 ·        Развивать умение делать словесно-логические обобщения.

·        Учить выделять главное, существенное.

·        Развивать умение группировать предметы.

·        Учить применять правила при выполнении упражнений.

·        Развивать умение сравнивать, анализировать.

·        Учить делать выводы.

·        Работать над пониманием смысла нового правила или понятия.

·        Учить выделять сходства и различия понятий.

·        Развивать целенаправленность в работе.

  

Коррекционно-развивающие упражнения на развития ощущений, восприятий, представлений, воображения.

 Цели:

1.     Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.

2.     Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материалов, качество объекта.

3.     Дифференцировать восприятие предмета по цвету, форме, величине, материалу, качеству.

4.     Развивать динамичность восприятия, увеличивать объём зрительных, слуховых, моторных восприятий.

5.     Работать над развитием и совершенствованием кинестетических восприятий.

6.     Работать над увеличением поля зрения, скорости обозрения.

7.     Расширить зону ясного восприятия.

8.     Учить устанавливать связи между видимыми и соседними объектами.

9.     Развивать глазомер.

10.Совершенствовать точность восприятия.

11.Формировать активность восприятия.

12.Учить сравнивать объекты (устанавливать черты сходства и различия, выделение существенных признаков предмета).

13.Корригировать искажение представления о жизни, природе, обществе.

 

 Пословицы и поговорки.

Пословица – это краткое поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социальный опыт поколений, используемое для яркой и углублённой характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего его мира.

Поговорка является кратким образным изречением или сравнением, для которого характерна незавершенность умозаключения.

«Поговорка по народному определению – цветочек, а пословица – ягодка»(В.И.Даль)

Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности.

«Правописание жи – ши, ча – ща, чу - щу»

1.     Давши слово держись, а не давши крепись.

2.     Жизнь прожить – не поле перейти.

3.     Шило в мешке не утаишь.

4.     Не торопись отвечать, торопись слушать.

5.     Грибы ищут – по лесу рыщут.

6.     Чужим богат не будешь.

7.     Век живи, век учись.

8.     Яйца курицу не учат.

9.     Шила в мешке не утаишь.

10.В чужие сани не садись.

«Безударная гласная в корне слова»

1.     Тот герой, кто за Родину стоит горой.

2.     Смелость города берёт.

1.     Большой говорун – плохой работник.

2.     Тогда пляши, когда играют.

3.     Утро вечера мудренее.

4.     Беда ум родит.

5.     У страха глаза велики.

6.     Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

7.     О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам.

8.      По платью встречают, по уму провожают.

«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»

1.     За большим подъёмом и спуск большой.

2.     Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.

 

«Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова»

1.     Зимою шубка не шутка.

2.     Кошке игрушки, а мышке слёзки.

3.     В зимний холод всякий молод.

4.     Мёд есть – в улей лезть.

5.     Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

6.     Хвост голове не указка.

7.     Хлеб – всему голова.

8.     Хрен редьки не слаще.

9.     Мал золотник, да дорог.

10. Снег глубок – год хорош.

«Правописание имени существительного с шипящими на конце»

1.     На помощь надейся, а сам не плошай.

2.     Спящий кот мышь не поймает.

3.     Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

4.     Хорошую речь хорошо и слушать.

«Правописание разделительного мягкого знака»

1.     Где хотенье, там и уменье.

2.     Терпенье и труд всё перетрут.

3.     Всяк кузнец своего счастья.

4.     Повторенье – мать ученья.

 

ЗАГАДКИ

При разгадывании загадок:

1.     формируется любовь народному творчеству, родному языку;

2.     ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

3.     мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;

4.     развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакций;

5.     расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь;

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

СОЧЕТАНИЯ ЖИ – ШИ

Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут. ( Мыши )

 

Ползун ползёт,

Иголочки везёт. ( Ёжик )

 

 

 

Два берёзовых коня

 

По снегам везут меня.

Кони эти рыжие,

А зовут их … (Лыжи )

 

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые … (Снежинки)

 

 

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (Жираф )

 

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. ( Кувшинки )

 

 

 

 

Травка не растёт на склонах

И на холмиках зелёных.

Запах крепок и душист,

А её зелёный лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай!   (Душица )

 

  

 

 

На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем как надевать

Стали обувь надувать. (Шины)

 

 

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит. (Шиповник )

 

 

 

Если дождик, мы не тужим

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять. ( Калоши )

СОЧЕТАНИЯ ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ

  

Ночь. Но если я захочу,

Щёлкну раз – и день включу.   (Выключатель )

 

Пять амбарушек –

Одни ворота.    ( Перчатки )

 

 

 

Идут, идут,

А всё тут, да тут.    ( Часы )

 

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.   ( Туча )

 

 

 

 

Чёрненько,

Горяченько,

А все любят.   ( Чай )

 

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает.   ( Щука)

 

 

 

 

Горит столб,

А дыму нет.   ( Свеча )

 

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.   ( Чайник)

 

 

 

 

Стоит Антошка

На деревянной ножке,

Руки из палки,

В руках мочалки. ( Огородное чучело)

СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЧ

 

 

 Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу ? (Очки)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.   ( Бабочка)

 

 

 

А ну-ка ребята,

Кто отгадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. ( Рукавички )

Стальной конёк по белому

Полю бегает,

За собой чёрные следы

Оставляет. (Ручка)

 

 

Спят мирно дочки

 

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь. (Спички)

 

 

Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в воде. ( Удочка)

 

 

Рос шар бел,

Ветер дунул –

Шар улетел. (Одуванчик)

 

Золотое решето

Черных домиков полно;

Сколько чёрненьких домков,

Столько беленьких жильцов.   ( Подсолнечник)

 

 

 

В лесу вырезана,

Гладко вытесана.

Поёт – заливается.

Как называется? (Дудочка)

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас –

Закончила рассказ. (Точка)

 

 

УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ

 

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

 

  

По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нём,

А над крышей дома вожжи,

Дом без них ходить не может.   (Троллейбус)

 

Плещет тёплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате? ( Ванна)

 

 

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет,

Самый точный ваш портрет. ( Фотоаппарат)

 

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

 

 

 

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. ( Солнце)

 

Крутая гора,

Что ни шаг, то дыра.  ( Лестница)

 

 

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Маленькие лапки,

А в лапках царапки. ( Кошка)

 

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)
 

Красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

 

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

 

Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

 

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.   (Гриб)


На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)

 

Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет. (Гвоздь)

 

Сидит Игнатка на грядке

Весь в заплатках.

Кто его потрогает,

Тот и заплачет.   (Лук)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

 

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везёт, а не лошадь.   (Самолёт)

 

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова)

 

Два Егорки

Живут возле горки,

Живут дружно,

А друг друга не видят. (Глаза)

 

 

Скоро ест, Мелко жуёт,

Сама не ест,

Другим не даёт. (Пила)

 

 

Растёт на траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (Земляника)

 

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Рябина)


 Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (Лиса)

 

Кто ходит ночь

И ходит день,

Не зная, что такое лень? (Часы)

Хороводами и вряд

В шпаках молодцы стоят. (Грибы)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

 

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт.    (Волна)


 Мы варенья наварили,

Никому не говорили.

Чудеса! Чудеса!

Как проведала …(Оса)

 

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округе полила.   (Гроза)


 Делиться со всеми –

Привычка моя!

Вам яду не надо? –

Спросила …(змея)

 

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

С пухом. Ане птица,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.   (Коза)

 

Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

 

Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

 

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь)

Хвост на дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернёт,

Тот и в дом войдёт. (Ключ)

 

Махнула птица крылом

И покрыла свет одним пером. (Ночь)

 

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя, чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

 

В поле тычинка –

Золотая вершинка.   (Рожь)

 

Зимой нет теплей,

Летом нет холодней.  (Печь)

 

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.   (Мяч)


Ь,Ъ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

 

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

 

Спинка в веснушках.

Ах как неловко!

И покраснела … (Божья коровка).

 

Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.   (Вьюга)


Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

 

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет –

Из лесного сора

Строит себе город.   (Муравьи)


Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут – положу,

Человеку я служу. (Подъёмный кран)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негат...

реализация коррекционно-развивающей направленности в обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников

Статья содержит описание типологических и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих школьникоа. Вней показана особая роль уроков русского языка и литературы в развитии личности слепого и слабо...

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

     В данной статье представлены возможности использования  коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...

Коррекционно-развивающие занятия " Упражнения для развития мыслительных операций"

Комплекс упражнений для развития мыслительных операций у детей с УО (ИН)...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...