Урок русского языка в 9 классе по программе Бунеева Р.Н.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Арефьева Ольга Николаевна

урок по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия и степени". Урок разработан с привлечением ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 9 кл23.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия и степени.

ФИО (полностью)

Арефьева Ольга Николаевна

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема и номер урока в теме

1-й урок

Базовый учебник

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

  1. Цель  урока: в результате изучения темы  учащиеся смогут находить отличительные признаки придаточных обстоятельственных образа действия и степени и пунктуационно  оформлять эти придаточные.

9. Задачи:

     - Создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения учащимися основных признаков придаточных образа действия и степени;

- Создать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся

умений анализировать текст;

      - Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку;

      - Продолжить работу по развитию творческого и логического мышления; обобщать и        делать выводы;

      - воспитывать любовь к близким.

  1. Тип урока: урок сообщения новых знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, этимологический словарь, учебник, тетрадь

  1. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

5

6

7

Мотивационно-ориентированный компонент

1

Организационный этап

Обеспечивает благоприятный настрой

Настраиваются на работу

1 мин

2

Этап мотивации (определение совместной цели деятельности)

Мы продолжаем вести разговор о сложноподчиненных предложениях. Для чего нам необходимо их изучать?

Без спп невозможно себе представить речь образованного человека. Тем более нельзя обойтись без них в письменных работах: сочинениях, докладах, рефератах.

1 мин

3

Повторение изученного о сложных предложениях

Для продолжения работы по изучению темы «СПП» необходимо вспомнить, что нам известно о сложном предложении. Предлагаю провести игру «крестики-нолики».

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу, поставьте себе оценку. Кто написал безошибочно? У кого возникли затруднения?

Записывают в тетради: Х О

Взаимопроверка

5 мин

4

Актуализация опорных знаний

ЭОР № 1

Прочитайте текст. Найдите в тексте обстоятельства, определите их вид.  

Обстоятельства какого вида не встретились в тексте?

Определяют.

Степени, условия, цели, уступки.

3 мин

5

Введение в тему

Как вы думаете, почему мы заговорили об обстоятельствах? Что будет в центре нашего внимания на уроке?

- сформулируйте тему

- запишите тему и оставьте строку.

В связи с изучением темы.

СПП с придаточными обстоятельственными.

Записывают.

1 мин

Операционно-исполнительный компонент

6

Изучение нового материала

ЭОР №2

(таблица «Придаточные обстоятельственные)

ЭОР №3

Рассмотрите таблицу. Какие виды придаточных обстоятельственных выделяют? Как можно определить вид обстоятельства и вид придаточного?

Какие видите различия между обстоятельством и придаточными обстоятельственными?

Откроем упр.110, запишем предложения.

- назовите главную и придаточную части. Как вы определяете главную и придаточную части?

- на какой вопрос отвечает придаточное?

- конкретизируем тему урока. О каком виде придаточных обстоятельственных пойдет речь? Запишите.

Отвечают по таблице.

По вопросу.

-Нет обстоятельств сравнения и следствия, но есть такие придаточные

Записывают.

Называют

Ставим ? от главной части к придаточной, находим слово, к которому относится придаточное, указываем средство связи – союз или с/с.

- в какой степени? Каким образом?

СПП с придаточной частью образа действия и степени. Записывают.

1 мин

3 мин

7

Первичное применение знаний

Работа с текстом

 

Откроем упр. 111. Запишите предложения: 1 ряд – 1-е предложение, 2-й ряд – 2-е предложение, 3 ряд – 3-е предложение. Докажите, что придаточные являются придаточными образа действия и степени.

3 человека у доски – начертить схемы предложений.

СПП помогают нам создавать письменные высказывания. Давайте обратимся к отрывку из рассказа современной писательницы В.Токаревой «Самый счастливый день» и посмотрим, какую роль играют СПП в раскрытии авторского замысла

Этапы.

  1. Чтение текста
  2. Беседа по прочитанному.

- чему посвящен текст?

- что такое счастье? Какова этимология этого слова?

- подберем однокоренные слова, запишем их (причастность – залог счастья. Причастность к миру, к родным, к дому, с которым ты в гармонии.  Хорошая часть жизни)

- как понимает счастье учительница?

- что называет счастьем героиня?

Выполняют задания

Доказывают

3 человека работают у доски.

Читают

Счастливому дню

Работа с этимологическим словарем

Записывают: Счастливый, осчастливить, счастливо

- приносить пользу людям.

- связь со своими родными, как одно целое, как дерево

3мин

10 мин

ЭОР №4

(музыка)

ЭОР №5

- что для вас значит счастье? Как вы его понимаете?

  3) Слово учителя. Да, действительно, порой мы не задумываемся о том, кому мы обязаны самым главным счастьем – жить. Иногда бываем невнимательны, даже жестоки  к своим родным людям. (О, как убийственно мы любим!) А нас прощают и любят такими, какие мы есть.

Что же требуется от нас? Мы должны питать дерево родства своим теплом, вниманием, заботой, светом глаз. И тогда каждый день для нас будет счастливым.

- вы согласны?

- давайте обратимся к 1-му предложению 3-го абзаца, чтобы понять особенности его построения.

- какова структура этого предложения?

Выделим главную и придаточные части, определим вид придаточных.

- какова роль СПП в тексте?

Задание.

- вам предлагается 2 вида заданий на выбор: 1. Дописать предложения, используя придаточные образа действия и степени. 2. Придумать небольшой текст, используя придаточные обстоятельственные.

Отвечают.

Записывают предложение

Сложное, СПП

Выделяют, определяют вид.

Передают настроение героини.

Выбирают задание, выполняют в тетради.

2 мин

5 мин

Темы: В походе.  Мой любимый школьный предмет. Дружба крепкая не кончается. Счастье – жить.

Рефлексивно-оценочный компонент

8

Контроль знаний

Предлагает проверить задание

Зачитывают предложения, тексты.

3 мин

9

Поведение итогов, рефлексия. Выставление оценок

- с какими синтаксическими конструкциями мы познакомились на уроке? На какие ? они отвечают? Какова их роль в тексте? (передают чувство, настроение героя.)

Отвечают на вопросы учителя.

1 мин

10

Подача домашнего задания

Написать сочинение-воспоминание о приятном для вас дне или придумать предложения с придаточными образа действия и степени (на выбор)

Записывают задания домашней работы

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...