Глагол как часть речи (методическая разработка)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Методическая разработка позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся о глаголе как части речи, проверить понимание темы через тестовые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27» г Перми

Глагол (методическая разработка)

6 класс

Косовских Яна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Пермь, 2016

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

Инфинитив – неопределенная, неизменяемая  форма глагола (что делать? что сделать?).

Показатели инфинитива: бежать (ть), нести (ти), беречь

Запоминаем гласный перед ТЬ: лаять, веять, сеять, таять, каяться, кашлять, клеить, зиждеться, зависеть, ненавидеть, маяться

Наклонения глагола:

В изъявительном наклонении глаголы обозначают действие, которые происходили, происходят или будут происходить (определяется время глагола).

В условном наклонении глаголы обозначают действие, которое может произойти только при определенном условии (частицы: бы, б; время глагола не определяется).

В повелительном наклонении глаголы обозначают действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника (что делай? что сделай? что делайте? что сделайте?  время глагола не определяется).

Постоянные признаки глагола:

  1. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?)
  2. Возвратность: постфикс СЯ, СЬ – возвратный, нет постфиксов – невозвратный.
  3. Переходность: переходный – можно задать вопросы вин.п. кого? что?; непереходный – нельзя задать вопросы вин. п.
  4. Спряжение:

II – глаголы на ИТЬ, искл.: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть

I – остальные глаголы, искл.: брить, стелить

Хотеть, бежать – разноспрягаемые глаголы

Непостоянные признаки глагола:

Наклонение, число, время (в изъявительном наклонении), лицо или род

Изъявительное

наклонение

Условное

Наклонение (бы, б)

Повелительное

Наклонение

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

------

------

род

лицо

лицо

род

2 лицо

Повелительное наклонение:

  1. Суффикс И: беги, бегите
  2.  Частицы: пусть, пуская, да, давай, давайте пусть скажет
  3. Инфинитив: Встать

Правописание глаголов:

  1. Не с глаголами: не говорил (гл.), негодует (не употребляется)
  2. Гласный в глаголе прош вр., условном наклонении: проверяем по инф.

строИл (строИть), сеЯл бы (сеЯТЬ)

  1. Гласный в окончаниях глаголов наст и буд. времени: проверяем по инф. и спр.

I спр.  - гласный Е,У,Ю

II спр. – гласный И, А, Я

строИт (строить, II спр.), сеЕт (сеять, I)

  1. Суффиксы ОВА, ЕВА, ИВА, ЫВА

Поставить ударение:

Ударение падает на ВА

Ударение падает не на ВА

Проверяем инфинитивом

Проверяем 1 л, ед. ч.:

ова, ева выпадают

ива, ыва сохраняются

Запеваем (петь)

Заведовать (заведую)

Записывать (записываю)

Безличные глаголы обозначают действия, которые совершаются без действующего лица:

Наст., буд. время 3 л. ед. ч.: светает, знобит

Прош. вр. ср. р. ед.ч.: светало, знобило

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Глагол

Причастие

Деепричастие

Грамматическое значение

действие

Признак предмета по действию

Глагол + прилагательное

Добавочное действие к основному

Глагол + наречие

Вопросы

Что делать? что сделать?

Что делающий? Что сделавший? Какой?

Что делая? Что сделав?

Начальная форма

Инфинитив

Бежать, нести, беречь

ВеЯть, сеЯть, лаЯть, кашлЯть, надеЯться, лелеЯть, блеЯть, зиждЕться, ненавидЕть, зависЕть, клеИть,

Решающий (м.р., им. п.)

Нет, так как неизменяемое

слово

Морфемный разбор

Смотреть, неси, несите, читал

действительные

страдательные

Наст.вр.

Ущ, ющ, ащ, ящ

Ом, ем, им

Пр. вр.

Вш, ш

Енн, нн, т

Записанный, увиденный, заброшенный

Несов. вид

а, я

Совер. вид

в, вши, ши

Играя, прочитав

Постоянный морфологические признаки

Вид

Возвратность

Переходность

Спряжение:

II –ить, искл.(гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть)

I – остальные глаголы +брить, стелить

Хотеть, бежать - разноспрягаемые

Вид

Возвратность

Переходность

Время (нет будущего)

Полная – краткая форма

Действительное – страдательное (по суф.)

Вид

Возвратность

Переходность

Непостоянный морфологические признаки

Число

Наклонение

Время ( в изъявительном наклонении)

Род или лицо

Число

Род (в ед. ч.)

Падеж (кроме краткой формы)

Не изменяется = наречию

Изъявительное

наклонение

Условное

наклон.

(бы, б)

Повелительное

наклонение

что делай?

что сделай?

что делайте?

что сделайте?

П.в

Н.в

Б.в

-

-

род

лицо

род

2 лицо

Контрольный тест по теме «Глагол»

1.Найдите глагол совершенного вида

А) занимается Б) решаю В) спроси Г) работает

2. Найдите глагол несовершенного вида

А) записываю Б) купить В) уговорил Г) направишь

3. Найдите возвратный глагол

А) изменяются Б) уложила В) выброси Г) поезжай

4. Найдите глагол 1 спряжения

А) выбросим Б) держать В) угоните Г) застелить

5.Найдите глагол 2 спряжения

А) улетаешь Б) возненавидим В) записать Г) наколоть

6. Найдите непереходный глагол

А) купаю Б) записываем В) заниматься Г) строили

7. Найдите глагол в изъявительном наклонении

А) уходи Б) сделали В) уговорил бы Г) закончи

8. Найдите глагол в условном наклонении

А) сказал бы Б) сломай В) нарисуете Г) изучаешь

9. Найдите глагол в повелительном наклонении

А) расставил Б) опоздаешь В) укрепила бы Г) занимайся

10. Найдите глагол с нулевым окончанием

А) заходили Б) занесите В) накорми Г) записываешь

11. Найдите глагол, у которого можно определить род

А) украсил Б) запоминаешь В) унеси Г) закроем

12. Найдите глагол, у которого можно определить лицо

А) запорошило Б) моем В) запомнил бы В) повесила

13. Какой глагол является разноспрягаемым?

А) удобряешь Б) красили В) бежали В) набрось

14. У какого глагола нельзя определить время

А) понялись бы Б) забросил В) заполняешь Г) устроим

15. У какого глагола нельзя определить время

А) ходила Б) выпишите В) читает Г) потемнеет

16. Найдите безличный глагол

А) забрезжит Б) зеленеет В) помоешь Г) выпей

17. В каком глаголе пишется буква И?

А) кле..ть Б) ве..ть В) се..ть Г) та..ть

18. В каком глаголе пишется ТЬСЯ?

А) мальчик умывает..ся Б) ребенок занимает..ся В) студенты интересуют..ся Г) надо развиват..ся

19. В каком слове после шипящей не пишется Ь?

А) прогоняеш.. Б) стереч.. В) отреж..те Г) могуч..

20) В каком слове не пишется Ь

А) отправ..те Б) споем..те В) намаж..те Г) постав..те

21) В каком слове перед Л пишется Е

А) ка..лся Б) ма..лся В) леле..ла Г) завис..ла

22) В каком слове пишется Е?

А) напил..те Б) застел..м В) задерж..шь Г) угон..т

23) В каком слове пишется У?

А) хлопоч..т Б) ненавид..т В) настро..т Г) завис..т

24 В каком слове пишется И?

А) когда запиш..те слово Б) выпиш..те слова В) пове..т прохладой

 Г) побре..те лицо

25. Найдите слова, в котором пишется ИВА, ЫВА

А) отклад..вать Б) потреб..вать В) завид..вать ) рад..вать

26. Найдите слово, в котором пишется ОВА, ЕВА

А) отбел..вать Б) завяз..ваю В) наста..ваю Г) раз..ваю

27. Определите способ словообразования

А) огранивать  Б) рисоваться

В) перепаять     Г) обездолить

 Ответы:

  1. В
  2. А
  3. А
  4. Г
  5. Б
  6. В
  7. Б
  8. А
  9. Г
  10.  В
  11.  А
  12.  Б
  13.  В
  14.  А
  15.  Б
  16.  А
  17.  А
  18.  Г
  19.  Г
  20.  Б
  21.  Г
  22.  Б
  23.  А
  24.  Б
  25.  А
  26.  Г
  27.  А) суффиксальный Б) суффиксальный В) приставочный

Г) приставочно-суффиксальный

Проверочная работа

Зре..т

Расстел..т

Суш..т

Бесед..вать

Наст..ивать

Раз..вать

Пове..л

Накле..л

Слыш..мый

Клокоч..щий

Стро..щийся

Обвес..вший

Законч..нный

Вылет..т

Движ..мый

Скач..щий

Вылож..те вещи

Грян..т

Постел..тся

Разнос..т

Гор..вать

Учит..вать

Продл..вать

Засе..л

Ненавид..л

Рису..мый

Ла..щий

Пряч..щийся

Заброш..нный

Оконч..вший

Высп..тся

Движ..мый

Засе..нный

Высып..те крупу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....

Существительное как часть речи (методическая разработка)

Данная методическая разработка поможет учителю организовать изучение существительного как части речи или повторение данной темы после изучения.Разработка включает в себя определение, морфологические п...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи"( технологическая карта).

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи" сопровождается презентацией . Технологическая карта урока разработана в соответствии с требования...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".

Методическая разработка урока русского языка  по теме "Глагол как часть речи" разработана для учащихся 5 класса. Цель урока: Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функци...

Методическая разработка по русскому языку для 5 класса Глагол как часть речи

Объяснение нового материала по теме :Глагол как часть речи...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс

Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...