Правописание ТСЯ-и ТЬСЯ- в глаголах
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Клименко Любовь Васильевна

Урок русского языка в 5 классе по программе Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. с использованием ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Цель урока:

Образовательная - обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

Развивающая- развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать,  делать выводы;  развивать творческие способности.

Воспитательная - создавать условия для воспитания интереса к русскому языку, формировать нравственные качества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор

Клименко Любовь Васильевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ  Крыловской оош Тацинского района Ростовской области

Класс

5 класс

УМК

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык».-М.»Просвещение»,2013.

Тема

 Правописание –тся и –ться в глаголах

Цель

Образовательная - обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

Развивающая- развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать,  делать выводы;  развивать творческие способности.

Воспитательная - создавать условия для воспитания интереса к русскому языку, формировать нравственные качества.

Планируемый результат

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

Познавательные

Регулятивные

-познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах;
- отработать способ действия при выборе написания -ться и –тся;
- вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

учиться применять полученные знания и навыки к решению новых проблем;Давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать  границы собственного знания и «незнания», стремление к их преодолению.

- развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
- поиск и выделение необходимой
информации,
- осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
- умение
делать обобщения и выводы,доказывать свою точку зрения.

- умения в сфере целеполагания, - планированиясвоих действий в соответствии с поставленной задачей,

- рефлексии,

саморегуляции, самопроверки,
- планирование учебного сотрудничества с
учителем и  сверстниками,

-адекватное восприятие оценки учителя.

Тип урока

урок изучения нового материала, осмысления его

Основные термины, понятия

Притча, морфология, орфография, глагол, инфинитив

Материально-техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры с выходом в интернет, толковый словарь Ушаков,.

Ресурсы

Учебник «Русский язык»;

 Презентация  " -тся и -ться";

 Правописание -тся и -ться в глаголах http://learningapps.org/1702446

Информационно-образовательный ресурс  http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html;

 Игра «Скачки» http://LearningApps.org/display?v=p7ggvmmr316

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивация познавательной деятельности.

Самоопределе-ние к деятель-ности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

определить содержательные рамки урока

Слайд 1

Слайд 2

Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

Мы примем во внимание все советы  мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.

-Напомню, что мы продолжаем изучать большой раздел русского языка «Морфология», а в нем тему «Глагол». И прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что же мы уже знаем об этой части речи. Перед вами листы с заданиями, прочтите их и укажите верные утверждения…

Организует фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

3. Глаголы изменяются по временам.

4. Все глаголы изменяются по падежам.

5. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. 

6. Не с глаголами всегда пишется слитно.

7. Если глагол без НЕ не употребляется, то он пишется с Не слитно.

8. Неопределенная форма глагола не показывает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.

Хорошо! Проверим себя и ОЦЕНИМ. За правильный выбор – 1 балл

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Подготовка класса к работе:

Слушают притчу, анализируют ее содержание

1

2

3

4

5

6

7

8

0

+

+

0

+

0

+

+

Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения

         

  Критерии оценивания

8 правильных ответов – «5»

   6-7 правильных ответов – «4»

   4-5  правильных ответов – «3»

   менее 4 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!

Личностные УУД:

  • самоопределение

Регулятивные УУД:

  • целеполагание
  • контроль
  • коррекция
  • оценка

Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

Актуализация знаний.   

Работа с утверждениями. (3слайд презентации)
 

Сегодня на уроке мы с вами поработаем над правописанием глаголов. Предлагаю проанализировать предложения. Отметьте информацию знаками (! или ?), а затем результаты обсудите с соседом по парте.

1.     Чтобы определить форму глагола необходимо задать вопрос.

2.     Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? Что сделать?

3.     Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ТЬ, -ТИ.

4.     Есть глаголы, в окончании которых слышится [ца], однако, в написании есть различия: радоват[ца] весне, не стоит волноват[ца].

Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

Дети выполняют задание  в парах

 Отвечают на вопросы учителя

Примерные ответы:

Поставил восклицательный знак возле цифры 3, потому что немного затрудняюсь при выделении этих суффиксов в глаголах.

Я поставил восклицательный знак возле цифры 4. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.

А я поставил возле четверки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.

Познавательные:

понимание, осознание, умение выделить главное, логически мыслить

Коммуникативные:

общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи

Определение темы и цели урока.

Постановка учебной задачи.

Итак, вы верно догадались, тема нашего урока «Правописание –тся и –ться в глаголах». Запишите ее в тетрадь.

Прочитайте предложения и выделите глаголы,

 которые написаны без ошибок: http://learningapps.org/1702446

 - На какое правило  выделенные вами  глаголы? Как вы определили, что эти глаголы написаны правильно?

 -От чего зависят написания таких глаголов? 

Итак, вы верно догадались, тема нашего урока «Правописание –тся и –ться в глаголах». Запишите ее в тетрадь.

- Сформулируйте цели сегодняшнего урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

Мы познакомимся с глаголами, оканчивающимися на –тся и -ться. Какие задачи поставим перед собой на уроке?

 

  

Записывают тему урока в тетрадь.

Читают предложения и выделяют глаголы, написанные без ошибок.

Ответы на вопрос учителя.

– Научиться писать глаголы, оканчивающиеся на –тся и -ться

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать эти глаголы

Регулятивные:

Вырабатывать общее решение в совместной деятельности

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формулировать цели урока.

Организация познавательной  деятельности

 Работа  с  пословицами, с текстом «Интервью буквы».

Чтение правила сучебника

 и рифмованное правило

(слайд 4)

Вы верно рассуждаете, а теперь давайте посмотрим на следующий слайд. Записаны пословицы:

Не стыдно (не)знать, стыдно (не)учит…ся.

Всякий человек в деле познаёт…ся.

 Что же нужно сделать, чтобы  не ошибиться в написании глаголов?  Я предлагаю послушать отрывок из интервью, которое дала одна из букв русского алфавита.

"Перед нами пригожая, миловидная буква, а говорят вы очень капризная…
-Я в речи две функции выполняю, можно и покапризничать…
- Расскажите о своей работе. Наверное,  часто стоите в начале слова. Ведь это очень важно, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...
-В начале слова не работаю.
-А тогда вот: между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...
-Простите, в таких местах не бываю.
-Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?
-Какие это буквы, будьте добры?..
-Первая - Н, а за ней -Ч.
-Нет, туда принципиально не пойду.
-А после Ч?
-Если в глаголе - тогда с удовольствием, я люблю эту часть речи. Но я разборчива, и после Т вы меня не всегда встретите. И вовсе это не капризы, а правила, которые я желаю выполнять всем!

-Как вы думаете,какая буква давала интервью?

-Согласны ли, что она капризная?

-Как история соотносится с темой урока?

-Вернемся к пословицам, в каких глаголах напишем мягкий знак, а в каких нет?

-Как же проверить правильность наших выводов?

 -Конечно, заглянуть в научную литературу. Откроем учебник и познакомимся с правилом.

Прочитайте правило написания –тся и –ться в глаголах.

 А теперь прочитайте правило написания -тся и -ться в стихах:

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

 

Читают пословицы.

 Слушают «Интервью буквы»

Отвечают на вопросы.

Читают определение учебника

и стихотворные строчки о правописании

–тся и –ться в глаголах

Предметные:  уметь правильно писать изучаемую орфограмму,  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы. 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска; умение структурировать знания;  

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные:

целеполагание и планирование учебных действий

Личностные: осознание себя как личности в коллективе, группе

 Осмысление материала.

Тренировочные упражнения

  1. Попробуйте составить «шпаргалку»-запоминалку и расскажите правило.    

 

  1. А теперь  выполним практические задания http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

Работают над составлением алгоритма определения написания –тся- ться 

  1. Задаю вопрос к глаголу.
  2.  Если глагол отвечает на вопрос:

 Что делает?

Что сделает?

 Пишу – тся

  1. Если глагол отвечает на вопрос

Что делать?

Что сделать?

Пишу –ться.











Личностные:

осознание себя как личности в коллективе, группе

Регулятивные:

целеполагание и планирование учебных действий

Познавательные:

понимание, осознание, умение выделить главное, искать пути решения учебной задачи, логически мыслить

Коммуникативные:

общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи

 

Физминутка.

Давайте немного отдохнем. Для этого поднимемся с мест. Если я назову глагол на -ться – приседают мальчики, на

значение слова, форму глагола, чтобы правильно написать: заботится о сестре и стремится тся – приседают девочки.

Улыбаться, умывается, вертится, смеяться, волнуется, восхищаться, переберется, расставаться, заботиться.

 Молодцы! Присаживайтесь. Почему, когда я произнесла глагол заботиться, присели и мальчики, и девочки?

(Нужно знать, с каким словом сочетается этот глагол. Например. Он (что делает?) заботится. Не забывайте  (что делать?) заботиться о братьях наших меньших.)

Организация работы на закрепление полученных знаний

 Слайд 5

1. Работа с учебником упр.639. Выполните по вариантам: 1 вар. выписывает 2 подлежащих с глаголами – сказуемыми на -тся, 2 вар. 2 словосочетания с глаголами на -ться:

Трус боится, руки не отнимутся, работа спорится, человек узнается, дело ставится и славится;

Волков бояться, приподняться лень.

 2.Обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку.

3. Игра «Скачки»

http://LearningApps.org/display?v=p7ggvmmr316

Самостоятельно выполняют упражнение, распределяя глаголы по группам- тся и ться.

Обмениваются тетрадями и  проверяют работу соседа по парте.

 Выполняют задания, объясняют написание слов с пропусками.

Познавательные: понимание текстов, извлечение необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения; планирование учебного сотрудничества

Подведение итогов

Итоги урока

Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить полученные сегодня знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось, а что нет?

-К огда же пишется  -тся, а когда –ться в глаголе ?
 Домашнее задание: выучить  правило, орфограмма 23, упр. 642. Прочитайте  задание. Какие вопросы у вас возникли? Задание на «5»- подобрать и записать 3 пословицы , в которых есть орфограмма 23.

Отвечают на вопросы учителя

Читают задание к упр., задают вопросы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия

Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока.

 С каким настроением работали? Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели? Продолжите предложения:

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

 

Отвечают на вопросы.

Продолжают начатые предложения.

Личностные:  мение давать

самооценку на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: извлечение необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

планирование учебного сотрудничества;

Оценки за урок.

Выставляет и комментирует оценки.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самодиагностика знаний Задание: укажите верные утверждения 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета. 2. Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 3. Глаголы изменяются по временам. 4. Все глаголы изменяются по падежам. 5. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. 6. Не с глаголами всегда пишется слитно. 7. Если глагол без НЕ не употребляется, то он пишется с Не слитно. 8. Неопределенная форма глагола не показывает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.

Слайд 2

Ключ : 1 2 3 4 5 6 7 8 0 + + 0 + 0 + + Критерии оценивания 8 правильных ответов – «5» 6-7 правильных ответов – «4» 4-5 правильных ответов – «3» менее 4 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!

Слайд 3

1. Чтобы определить форму глагола необходимо задать вопрос. 2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? Что сделать? 3. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ТЬ, -ТИ. 4. Есть глаголы, в окончании которых слышится [ ца ], однако, в написании есть различия: радоват [ ца ] весне, не стоит волноват [ ца ]. Задание: Проанализируйте предложения. Отметьте информацию знаками (! или ?), а затем результаты обсудите с соседом по парте.

Слайд 4

Запомни: Чтоб не думать, не гадать, Нужно ль мягкий знак писать, Надо помнить, что к глаголу Должен ты вопрос задать. Мягкий знак в вопросе есть, То хвала ему и честь – Нужен тоже он в глаголе . Так всегда учили в школе

Слайд 5

Лингвистическая задача Задание: Запишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Не стыдно (не)знать, стыдно (не)учит… ся . Всякий человек в деле познаёт… ся .

Слайд 6

Алгоритм правописания – тся и – ться . Неопределенная форма (что делать?) Учиться хочу Трудиться могу Форма 3-го лица единственного числа (что делает?) Учится мальчик Трудится папа

Слайд 8

Выполните проверку 1 вариант Трус боится, руки не отнимутся, работа спорится, человек узнается, дело ставится и славится . 2 вариант Волков бояться, приподняться лень

Слайд 9

Как определить - тся или – ться следует писать? ?

Слайд 10

Домашнее задание выучить правило, орфограмма 23, упр . 642. Задание на «5»- подобрать и записать 3 пословицы , в которых есть орфограмма 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

Правописание -тся и -ться в глаголах

Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....