Урок – путешествие по теме «Алфавит»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т. Ладыженской; словари – орфографический, толковый,

                           этимологический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_alfavit_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь»

Урок – путешествие по теме «Алфавит»

Урок проведен учителем

русского языка и литературы

 в 5 «а»классе

Пахомкиной Натальей Юрьевной

Тема: Урок – путешествие по теме «Алфавит».

Цель: - повторить, обобщить, углубить сведения о буквах русского языка, их  

             роли  букв в языке.

           - способствовать развитию умения учащихся свободно пользоваться

             русским алфавитом.

           - воспитывать уважение к историческому прошлому России и родному

             языку.

Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А.

                           Ладыженской; словари – орфографический, толковый,

                           этимологический.

ТСО                   видеомагнитофон, видеокассета «Из истории русской

                           письменности», телевизор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение учителя

Открываем тетради, записываем дату

Двенадцатое декабря.

Классная работа.

не забываем в тетрадях работать чисто, правильно, аккуратно.

На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в город, которого вы не найдете на обычной географической карте, но с которым, как мне думается, уже хорошо знакомы.

Запишем в тетрадь значение слова город:

Город – большой населенный пункт.

Подобрать однокоренные слова

Город, городок, городище, городской, горожанин.

- разобрать по составу (произвести морфемный разбор).

- какое слово «лишнее»?

  1. Основная часть

Итак, в путь! На доске маршрут нашего путешествия.

проспект Словарей

улица Историческая

площадь Букв

переулок Улыбки

В нашем городе отсутствует название, и я надеюсь, вы догадаетесь как называется наш город.

  1. Я приглашаю вас посетить (запись в тетрадь) проспект Словарей.

Перед вами один из представителей – орфографический словарь. А какие ещё словари вы знаете? (толковый, этимологический, словарь иностранных слов).  Давайте поближе познакомимся с жителями этого проспекта.

  • Кто эти жители? (слова)
  • Из чего слова состоят? (из букв)
  • Как расположены слова? (по алфавиту)

Вывод: умение располагать слова по алфавиту, то есть по порядку очень

              важное, и в первую очередь оно требуется, когда мы работаем со  

              словарями.

Задание: выписать из орфографического словаря три существительных в

                алфавитном порядке на букву « », три прилагательных, три глагола.

                А что же такое буква? (уч. Польз. «Толковым словарем»)

Буква – 1. прямое: Графический знак, входящий в азбуку.

              2. переносное: Прямой и строгий смысл чего-нибудь.

  1.  А задумывались ли вы когда-нибудь почему именно так пишутся буквы? Всегда ли они были такими? Для ответа на этот вопрос я предлагаю посетить улицу Историческую, где мы посетим кинотеатр.

Обратите внимания: на парте у каждого из вас старинное название букв, обратите внимание на подчеркнутые буквы.

Показ видеофильма (5 мин.)

Работа с упражнением №292.

Прочитайте и перескажите текст.

Догадались, как называется наш город?

Алфавитск

Физминутка.

Элементы букв.   А- подняться потянуться.

                              Б- согнуться разогнуться.

                              В- в ладони три хлопка.

                              Г- головою два кивка

                      а на Д- руки шире

                              Е- руками помахать и назад за парты сесть.

  1. Следующий маршрут – площадь Букв.

Открываем учебники на стр. 119

  • Когда вы впервые познакомились с алфавитом?
  • Кто помнит алфавит наизусть? Давайте проверим. При этом важно знать не только порядок букв, но и произношение.
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Сколько согласных букв?
  • А какие буквы особые?

Алфавит

                           21 согл.              10 гл.                     знаки

А теперь запишем в тетрадь:

У лип                Лёша               нашёл                      пилу

- обозначьте буквы – орфограммы

- выполните синтаксический разбор ( повеств, невоскл, прост, распр)

- назвать согласные буквы, назвать гласные буквы.

  1. Последний маршрут: переулок Улыбки.

Я предлагаю вам повернуться друг к другу улыбнуться и выполнить следующее задание. Улыбка – главное условие в этом задании.

Запишите буквы в словах в алфавитном порядке:

Например: ш ё р – ёрш

                  н о т н – ноты

                  х о у л п – лопух

Самостоятельно: о т е н – енот

                             т о с м ы – мосты

                             ш у т ь – тушь

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы совершили путешествие в г. Алфавитск. Чем мы занимались и что вам понравилось на уроке?

За урок я выставляю оценки следующим ученикам: … .

  1. Домашнее задание: Упражнение №289 (объяснение).

для тех, кто хочет получить хорошую оценку – сочинить и записать сказку о согласных буквах или гласных буквах, или знаках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме "Времена года"

Ф.И.О. участника:     Филиппова Лилия Николаевна...

Урок-путешествие на тему "Повторение темы "Наречие".

Систематизация и обобщение знаний о наречии. Формирование навыков правильного написания наречий. Обогащение словарного запаса учащихся....

6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского....

Урок-путешествие по теме: «Голосеменные». (урок с использованием информационно-компьютерных технологий)

Цели:  1. Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения             голосеменных как высших семенных растений; по...

Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»

Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....