Конспект урока по теме "Деепричастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Неверова Любовь Николаевна

Данный урок является первым при изучении темы "Деепричастие", где используются СОТ и ИКТ с применением слайдовой презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русского языка в 7 классе.

Тема: Деепричастие.

Цель урока: создание условий для формирования умения  применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать  новые, сотрудничать в группе.

Задачи:

-сформировать представление о деепричастии как части речи;

-формировать умения усваивать учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.

-формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.

Планируемый результат:

-  учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи;

- научиться сотрудничать  при обсуждении учебного материала на уроке;

- уметь слушать одноклассников;

-  вносить коррективы в услышанное,  обосновывать свои ответы.

Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок при изучении темы «Деепричастие»)

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: учебник, слайдовая презентация, доска, тетради-копилки, компьютер, словарь фразеологизмов (для самостоятельной работы)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II.

Определение и формулирование темы урока.

- Ребята, перед вами необычное стихотворение английского поэта 

РобертаСаути  «Лодорский водопад».    ( 2 слайд)

 Кипя,

 Шипя,

 Журча,

 Ворча,

 Струясь,

 Крутясь,

 Сливаясь,

 Вздымаясь,

 Вздуваясь,

 Мелькая, шурша,

 Резвясь и спеша,

 Скользя, обнимаясь,

 Делясь и встречаясь,

 Ласкаясь, бунтуя, летя,

 Играя, дробясь, шелестя,

 Блистая, взлетая, шатаясь,

 Сплетаясь, звеня, клокоча,

 Взвиваясь, вертясь, грохоча,

 Морщинясь, волнуясь, катаясь,

 Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

 Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

 Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

 Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

 Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

 Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

 - Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия)

 - Попробуйте определить тему нашего урока.

(Деепричастие)

- Запишите тему в тетрадь.

(3 слайд)

Познавательные УУД

1. Анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Выявлять закономерности на основе наблюдений.

Коммуникативные УУД

1. Владеть различными видами монолога и диалога.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

III.Постановка целей урока.

  • О чём мы сегодня должны узнать на уроке согласно теме?
  • Молодцы! Действительно, сегодня на уроке мы узнаем, что же это за часть речи?

(4 слайд)

  • Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и  очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.
  • Итак, приступим к исследованию темы « Деепричастие». Самостоятельная это часть речи или форма глагола. (5 слайд)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

VI. Исследователь

ская работа. Изучение нового материала.

Перед вами  картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? (6 слайд)

Давайте проведём  анализ  морфологических признаков глагола и наречия с помощью приёма ФИШБОУ (слайд 7).

(Ответы учащихся)

А теперь послушайте  сказку « Отцы и дети». (слайд8)

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия
(как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
  Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

 - На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.

2) Самостоятельная работа по учебнику.

 -Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.

 Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и с помощью приёма ФИШБОУ составьте рассказ об этой части речи.  (Кто не уверен, может поработать карандашом)

Проверьте себя.(слайд 9)

3) Беседа с классом.

- Итак, что же  обозначает деепричастие?

- Каковы постоянные признаки деепричастия?

-  Как изменяется деепричастие?

- Каким членом предложения является деепричастие?

- На какие вопросы отвечает эта часть речи?

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного).

2.Выделять главное.

Владеть технологией продуктивного чтения.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (приём «Фишбоу»), соотносить информацию, представленную в разных формах.

V. Закрепление нового материала

Работа в тетради.

Упражнение из учебника 181 с взаимопроверкой.

Познавательные УУД

1. Составлять алгоритм действий.

2. Анализировать, сравнивать.

VI. Углубление изученного.

1)  Работа в группах (задания на карточках).

Для 1 группы

Прочитайте предложение.

Сверкая, падает хлопьями белый снег.

  •  Докажите, что словосверкая – деепричастие.

  • Слово сверкая- это деепричастие. Докажем это.
  • Во-первых, оно… .
  • Во-вторых,… .
  • В-третьих,… .
  • В-четвёртых, как и наречие,… .
  • В-пятых, в предложении является…
  • Таким образом, мы доказали, что слово сверкая - деепричастие .

Для 2 группы

Прочитайте предложение

Испугавшись, лосёнок бросился бежать.

  • Докажите, что словоиспугавшись – деепричастие.

  • Слово испугавшись- это деепричастие. Докажем это.
  • Во-первых, оно… .
  • Во-вторых,… .
  • В-третьих,… .
  • В-четвёртых, как и наречие,… .
  • В-пятых, в предложении является…
  • Таким образом, мы доказали, что слово испугавшись - деепричастие .

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.

2. Выступать с небольшими сообщениями в учебно-научном стиле.

3. Работать в группе.

VII. Рефлексия.

- Какой же вывод мы сделаем: деепричастие – форма глагола или самостоятельная частьречи?

Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

  1. Повторить правило из тетради-копилки.
  2. Выписать три фразеологизма с деепричастиями из Фразеологического словаря.
  3. Задание повышенной трудности упр. 183(устно)*(слайд 10)

*- задание по выбору учащихся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятое ноября. Классная работа.

Слайд 2

Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре . Роберт Саути Как падают воды в Лодоре

Слайд 3

Деепричастие

Слайд 4

Деепричастие Что такое деепричастие? Что обозначает деепричастие? На какие вопросы отвечает деепричастие? Чем является деепричастие в предложении?

Слайд 5

Исследовательская работа Деепричастие- самостоятельная часть речи или форма глагола? 5

Слайд 6

Наречие Глагол Деепричастие

Слайд 7

ФИШБОУ

Слайд 8

Наречие Глагол Деепричастие Морфологическая сказка о деепричастии

Слайд 9

Деепричастие

Слайд 10

Домашнее задание: 1) Повторить правило из тетради-копилки. 2) Из фразеологического словаря выписать три фразеологизма с деепричастиями. 3) упр. 183(по желанию) 01.12.2010 Харламова И.С. 10 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...