разработка урока по русскому языку ФГОС "Определение" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:  познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс  5

Дата    28.06.16

Учителя: Фроленко С.С..

УМК:  УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение 2014

Тема: Определение.

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:        познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.        

                       Образовательная (Предметная)

Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

Развивающая (Коммуникативная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная (Личностная)

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения народных праздников.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

•находить главные и второстепенные члены предложения,

• определять способы их выражения,

•различать самостоятельные и служебные части речи,

•производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

Фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Воспитание патриотизма

Оборудование:   мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

        

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока, исходя из того, что с одним из второстепенных членов  предложения  мы уже знакомы. Используйте опорные слова:

  • узнать
  • повторить
  • расширить

совершенствовать

Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу

Сегодня мы продолжим путешествие  в мир огромный и удивительный второстепенных членов предложения

-С каким второстепенным членом предложения мы знакомы?

- Каково его общее значение?

-Зачем нужно уметь находить второстепенные члены  в предложении?

Настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Фронтальная

1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование

презентации слайд 1)   Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается

- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы  все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.
3-й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания.  На доске

http://festival.1september.ru/articles/526852/img.gif

- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.

- Что вы знаете о дополнении?

Фронтальный опрос по вопросам таблицы

Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют

грамматическую

основу

С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)

 

Учащиеся дают характеристику предложения

Показывают знания предыдущей темы

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентно-ориентированное задание

Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)

I вариант.

II вариант.

Мы идем в лес.

На опушке стоит избушка.

Встает солнце.

Здесь живет охотник.

Кружатся листья.

Он покажет лес.

- Прочитайте сочинение ученика.

-Оно вам понравилось?

-Чего не хватает?

-Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.

Показ презентации (Приложение)

(см. Приложение. Слайд 1)

- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

(см. Приложение. Слайд 2)

– Поучимся у мастеров художественного слова выразительности речи.

(см. Приложение. Слайд 3)

Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.

- Как описывает С.Есенин зимнюю березу?

(см. Приложение. Слайд 4)

- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)

(см. Приложение. Слайд 5)

- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?

 А передают ли они красоту природы, чувства?

(см. Приложение. Слайд 6)

- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

(см. Приложение. Слайд 7)

- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.

Филин: работает,  учится, думает!

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

От существительного

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

Какой?
Чей?

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

Прилагательным

 

(см. Приложение. Слайд 8)

Рассуждения и ответы учащихся

Работа с учебником – чтение определения

Заполнение таблицы, сравнение с учебником

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Работа по теме урока

-Давайте потренируемся. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов.  (см. Приложение. Слайд 9-13)

(см. Приложение. Слайд 14)

- Теперь попробуем украсить определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.

(см. Приложение. Слайд 15)

- Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.

На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. 

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

IV.  Физминутка

Холодная зима. Дует сильный ветер. Холодно. Ночь. Я возвращаюсь домой. Летят красивые снежинки. Они падают мне на ладошки. Каждая снежинка особенная. Они не тают. Я любуюсь ими. Настроение улучшается. Но вот мой дом. Прощаюсь с снежинками и захожу в теплый подъезд.

Если в предложении нет второстепенных членов предложения-сидим. Есть второстепенный член предложения-дополнение-встаем. Есть определение-хлопаем.

Учащиеся выполняют физминутку

Личностные

Коммуникативные

Закрепление знаний

Проектная работа

Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).

- Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)

Вывод о важности    использования в речи   определения

Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируют работы одноклассников. Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Самостоятельная работа в парах

Работа в паре. Грамматико-орфографическая работа.

Изображение мальчика и девочки: работа в парах.

1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).

Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,
Всегда т...нистой и сырой
В крутом овраг... под г...рой
Б...ет из к...мней родник студеный.
И. Бунин

- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

-  Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?

   Впечатления, навеянные осенью,  великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.

Выполняют задания предложенного материала.

Словесное рисование картины по прослушанной музыке.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

V. Подведение итогов,

 Рефлексия

Что узнали на уроке?

От какого слова зависит определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Какой частью речи выражено определение?

Оценивание своей

работы, возвращение к эпиграфу и

толкование.

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить на последующих уроках

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

VI. Домашнее задание

Предлагает проверить полученные знания

Упр. 186 или 187 (по выбору)

Личностные

9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать 

определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь

находить определения в предложениях;  верно обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,

использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

10. Межпредметные связи: литература, музыка

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием

Приложения:

задания в «сюрпризах»

1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы

Грамматическая основа предложения – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-Что такое дополнение?

2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:

Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….

……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.

Слова для справки:

родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,

3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)

Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..

……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.

4 группа: продолжают начатый рассказ

Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.

Сегодня…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...