Урок - лабораторная работа в 10 классе "Правописание приставок"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Редчук Ольга Алексеевна

Лабораторная работа по русскому языку - вид самостоятельной работы учащихся по изучению учебного материала и проверке качества его усвоения - удобный способ организации занятия по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. В ходе работы обучающиеся изучают правописание приставок на гласные, в том числе на ПРЕ / ПРИ, на согласные, выписывают исключения; тест позволяет проверить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Авнюгская средняя общеобразовательная школа»

Верхнетоемского  района Архангельской  области

Лабораторная работа №2

по русскому языку в 10 классе

 «Правописание гласных и согласных в приставках»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Редчук Ольга Алексеевна

п.Авнюгский

 2013г.

Цели урока:

образовательные:

повторение и закрепление знаний по теме «Правописание приставок», умения опознавать по изученным признакам орфограммы;

развивающие:

развивать самостоятельность мышления в работе с учебным материалом,

совершенствовать способы умственной деятельности ( анализ языковых явлений, сравнение и сопоставление, опознавание орфограммы по изученным признакам, поиск примера, соответствующего условию); совершенствование орфографических умений учащихся;

воспитательные:

воспитание самостоятельности в процессе получения знаний, культуры поведения, рационального расходования рабочего времени.

Оборудование:

  1. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений \ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.;
  2. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка \ Б.Т.Панов, А.В. Текучёв.- М.: «Просвещение», 1987.- 288 с.;
  3. рабочие тетради;

        4) раздаточный материал (технологическая карта - инструкция) по количеству учащихся,

        5) матрица  проверки оформления результатов лабораторной работы.

Этапы работы

  1. Организационный.

Приветствие учителя. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация.

  1. Проверка домашнего задания (Упр. 125).

Словарный диктант.

Искусный,  искусственный,  колоссальный, колосистый, абонемент, абонент, эффектный, эффективный, неизмеримый, несоизмеримый, эмигрант, иммигрант, иллюзия,  аллюзия, гамма, драма, пьеса, программный,  иллюстрация, интеллигенция, интеллект, режиссёр, продюсер, яства, явственно, считать, рассчитывать,  шествие, шефствовать, галерея, гостиница.

  1. Вызов.

В 5-6 классах и на занятиях элективного курса в 9 классе мы знакомились с орфограммами «Правописание приставок». Какие правила написания вы помните? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы вновь возвращаемся к этим орфограммам.

Традиционный принцип русской орфографии гласит: «Приставки З - в русском языке нет.» Обратимся к историческому комментарию (см. стр. 87 учебника).

В ходе лабораторной работы  вы вспомните условия выбора гласных / согласных в приставках, узнаете новые виды написаний с подобными орфограммами. Так же, как в предыдущем задании, будете выделять слова с интересующей нас орфограммой, объяснять её.

  1. Реализация.

Распоряжения учителя, организующие работу класса.

Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).

Инструкция.

  1. Изучите учебный материал §26 стр. 87.

Начните заполнять  таблицу правописания приставок примерами, объясняющими орфограмму, в нижнюю строку запиши исключения или слова, которые нужно запомнить.

Согласные и гласные не изменяются

Приставка С -

Приставки

на    З – и С -

Раз -/ рас-

Роз -/ рос-

Про- /  

          пра-

При- /  

      пре -

На согласные

На З -

Раз -/ рас-

На гласные

На С -

Роз -/ рос-

прискорбный

Далее работа выполняется по вариантам I, II.

  1.  Выполните упражнение  № 139, графически объяснив орфограмму(I вариант – 1 строка, II вариант – 2 строка).
  2. Выполните упражнения № 140 :

                                 I вариант  – 1, 2 строчки; I I вариант – 3,4 строчки.

  1. Из упражнения № 141 выпишите слова с приставками на З -/ С-, объяснив орфограмму:           I вариант  - стр. 88;    I I вариант - стр. 89.

(В случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём).

  1. Изучите учебный материал §27 стр. 89-90. Занесите в таблицу сведения.
  2. Вставьте пропущенные буквы в слова, объяснив орфограмму.

Пр_увеличить (           ), пр_небрегать (              ), пр_зирать трусость (           ), пр_зирать сирот (              ), пр_шедший (           ), пр_данья старины (            ), пр_сяга (           ), пр_двинуть (           ), пр_ручить (          ), пр_ступник (         ), непр_одолимое (         ) пр_пятствие (           ), пр_звание (               ).

5. Рефлексия.

Выполнение тестового задания в формате ЕГЭ.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Пр_родители, пр_медление, ра_слать
  2. И_чезнуть, во_горание, не_гораемый
  3. Об_ём, ад_ютант, кон_ячный
  4. Пр_морский, пр_украсить, пр_лагательное

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Пр_вычный, пр_успеть, пр_вет
  2. Во_стание, ра_сказчик, по_говорчивее
  3. Об_рачиваться, прип_дниматься, нез_медлительно
  4. Из_сканно, раз_грывать, сверх_ндустриальный

  1. Укажите слово (слова) с приставкой С-. Выберите правильный ответ.

А) _бить          Б) _дача        В) _дешний            Г) _дание

1) А, Б     2) А,Б,В     3) В, Г,       4) Б, В

      4. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.

         1) пр_скорбный       2) пр_словутый        3) пр_зидент            4) Пр_морье

  1. В каком слове (словах) пропущена буква Т?

А) о_дать       Б) по_твердить         В) на_пись        Г) о_гадывать

           1) А, Б        2) Б,В        3) В, Г     4) А,Г

Самопроверка по ключу.

Ответы: 1) 4;      2) 2;         3) 1;       4) 2;       5) 4

  1. Итог урока.    Домашнее задание:    §28 конспект, упр. 148.

Приложение 1.

                             Лабораторная работа № 2. Вариант __.

Учени__  10 класса ___________________________________________

Инструкция.

  1. Изучите учебный материал §26 стр. 87.

Начните заполнять  таблицу правописания приставок примерами, объясняющими орфограмму, в нижнюю строку запиши исключения или слова, которые нужно запомнить.

Согласные и гласные не изменяются

Приставка С -

Приставки

на    З – и С -

Раз -/ рас-

Роз -/ рос-

Про- /  

          пра-

При- /  

      пре -

На согласные

На З -

Раз -/ рас-

На гласные

На С -

Роз -/ рос-

прискорбный

Далее работа выполняется по вариантам I, II.

  1.  Выполните упражнение  № 139, графически объяснив орфограмму(I вариант – 1 строка, II вариант – 2 строка).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выполните упражнения № 140 :

                                 I вариант  – 1, 2 строчки; I I вариант – 3,4 строчки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из упражнения № 141 выпишите слова с приставками на З -/ С-, объяснив орфограмму:           I  вариант  - стр. 88;    I I вариант - стр. 89.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изучите учебный материал §27 стр. 89-90. Занесите в таблицу сведения.

Вставьте пропущенные буквы в слова, объяснив орфограмму. (В случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём).

Пр_увеличить (           ), пр_небрегать (              ), пр_зирать трусость (           ), пр_зирать сирот (              ), пр_шедший (           ), пр_данья старины (            ), пр_сяга (           ), пр_двинуть (           ), пр_ручить (          ), пр_ступник (         ), непр_одолимое (         )  пр_пятствие      (           ), пр_звание (               ).

  1. Контрольный тест
  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Пр_родители, пр_медление, ра_слать
  2. И_чезнуть, во_горание, не_гораемый
  3. Об_ём, ад_ютант, кон_ячный
  4. Пр_морский, пр_украсить, пр_лагательное

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Пр_вычный, пр_успеть, пр_вет
  2. Во_стание, ра_сказчик, по_говорчивее
  3. Об_рачиваться, прип_дниматься, нез_медлительно
  4. Из_сканно, раз_грывать, сверх_ндустриальный

  1. Укажите слово (слова) с приставкой С-. Выберите правильный ответ.

А) _бить          Б) _дача        В) _дешний            Г) _дание

1) А, Б     2) А, Б, В     3) В, Г,       4) Б, В

      4. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.

         1) пр_скорбный       2) пр_словутый        3) пр_зидент            4) Пр_морье

5.  В каком слове (словах) пропущена буква Т?

А) о_дать       Б) по_твердить         В) на_пись        Г) о_гадывать

         

             1) А, Б        2) Б, В        3) В, Г     4) А, Г

Приложение 2. Матрица для проверки лабораторной работы.

  1. Упр. 139

I вар.:  рАссказать –рОсказни, рАзыграть – рОзыгрыш, рАзвалить – рОзвальни.

II вар.:  рАссыпать – рОссыпь, рАсписать – рОспись, рАспустить – рОспуск.

  1. Упр. 140.

I вар.:  прАвнук, прАславянский, прОмочить, прОкатить, прОехать, прАпрАдед, прОписка, прОём, прАродина, прОзвище, прОкол.

II вар.: прАродитель, прАистория, прОобраз, прОрыв, прАотцовский, прОзелень, прОлёт, прОлог, прОседь, прАязык.

  1. Упр.141.

I вар.:  раСставание, раСставили, раСсадили, раСклеили, раСпаяли, раЗвели, раСпяв.

II вар.:  раСсо/рили, раСсори/ли, раСслоили, раСселили, раСстроили, раСсовали, раЗбили.

  1. ПрЕувеличить (=очень ), пр_небрегать (= пере-), прЕзирать трусость ( запомн.),     прИзирать сирот ( в интер.), прИшедший (приближ.), прЕданья старины ( = пере-), прИсяга ( запомн.), прИдвинуть ( приближ.), прИручить ( присоед.),          прЕступник ( = пере-), непрЕодолимое ( = пере-)  прЕпятствие  (запомн.),            прИзвание ( присоед.).

Используемая литература

  1. Гольцова  Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (изд. 9-е) - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.
  2. Гольцова  Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя (изд.5-е).- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.- 304 с.
  3. Пучкова  Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания – М.:»Экзамен», 2010. – 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"

урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"...

Словарная работа для 5 класса "Правописание приставок"

Небольшая проверочная работа, выполняемая на интерактивной доске. Цель  данной работы: проверить знания по теме "Приставки на з- и с-,приставки пре- и при-"...

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок лабораторная работа 9 класс по теме "холодная война"

Разработка к уроку, документы для изучения обучающимися, презентация....

Разработка урока, лабораторной работы, 8 класс

Делюсь опытом проведения лабораторной работы на основе закона отражения света с интересными залданиями с описанием  корректирующей раьоты учителя и перечислением УУд используемых на уроке....

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

Урок русского языка 6 класс "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Разработка урока русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" в форме игры, раскрытие тайн написания приставок....