Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, под редакцией С.И.Львовой
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации МО «Холмский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

 

Рассмотрено на

ШМО  учителей русского языка и литературы

Руководитель ____________  

   03 сентября 2015 г.

 Рекомендована                    экспертным советом  

Протокол №_______

 от 04.09.2015г                                                              

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о.директора МБОУ СОШ № 8

_______________/Л.А.Карпова/

05 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»

10 класс

среднее общее образование

2015 – 2016 учебный год

Составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений

«Русский язык. 5-11 классы»

Автор-составитель С.И. Львова, М: «Мнемозина», 2006

Учитель русского языка и литературы

    Кожухова Галина Николаевна

г. Холмск

2015

Пояснительная записка

Общая характеристика и концептуальные основы учебного предмета.    

Данная учебная рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-11 классы» /автор-составитель С.И. Львова. М.: «Мнемозина», 2006/, которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку.

Основной целью данного курса является речевое и языковое развитие школьников с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных  речеведческих  знаний.

        Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

- дать понятие об особенностях сложного предложения; различать виды простых и сложных предложений; проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного  предложения; применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации;

- расширить знания по орфографии, синтаксису и пунктуации, по фонетике и орфоэпии, морфологии, словообразованию, лексикологии и фразеологии;

- формировать навыки речевой деятельности;

- способствовать формированию умения применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;

- обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств;

- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

- проводить подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ)

Общая характеристика и концептуальные основы учебного предмета.    

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности  русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Деятельно-системный  подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ  языкового

факта (с точки зрения его смысловой наполняемости,  формы  и  функционального назначения) пронизывает весь курс обучения родному языку.

Особенность курса русского языка по данной учебной программе  – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется, прежде всего,  в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности:

- умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать),

- умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать),

- развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

 Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Место предмета в учебном плане.

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Количество часов в год: 102.

Срок реализации программы – 1 год.

Ведущими технологиями, методами и формами работы в 11 классе являются: индивидуальный и дифференцированный подходы, педагогика сотрудничества, КСО (коллективный способ обучения), работа в микрогруппах, проектная и исследовательская деятельность, нетрадиционные уроки  (дискуссия, семинарское занятие, лекция, игра, практикум и др.).

Данная рабочая учебная программа предполагает следующие формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

- устный опрос,

- диктант (словарный, контрольный, с грамматическим заданием, с творческим заданием),

- сочинения разных жанров (эссе, рассуждение, повествование, миниатюра, репортаж и др.),

- изложения (подробное, сжатое, с творческим заданием, с продолжением),

- контрольная работа (в т.ч. в формате ЕГЭ),

- проверочная работа,

- тестовый контроль,

- комплексный анализ текста.


Учебно-методический комплект

  1. Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-11 классы»     Автор-составитель С.И. Львова, М: «Мнемозина», 2006.
  2. «Русский язык и литература. Русский язык. С.И. Львова, В.В. Львов.  Учебник 10 класс для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2014.

           Практически каждый урок по программе С. И. Львовой – это урок развития речи. Большое внимание в учебнике уделяется созданию собственных текстов.  

           Сочинения-миниатюры, в основном это сочинения-рассуждения, помогают учащимся формулировать и выражать собственную Я-позицию, задумываться о насущных вопросах жизни, делать выбор и осуществлять рефлексию.  

           В учебник под редакцией С.И. Львовой включены тексты для изложений, которые представляют собой отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, заключают воспитательные аспекты. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим пересказом.

           Обогащение словаря школьников является одним из направлений в развитии речи. Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, даёт возможность не только укрепить разнообразные речевые умения, но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой.

           Учебный материал даётся преимущественно в системно-блоковом виде, часто предлагаются «опорные схемы», оформленные в виде таблиц, чертежей. Подобные схемы помогают довести представление по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли и действия.

           Много внимания уделяется вопросам этимологии, широко представлены сведения по истории языка, информация о русских учёных- лингвистах.

           Реализации межпредметных связей в обучении способствует выполнение заданий типа «На уроке…», «Язык и литература». В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

           Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении дополнительного материала, который является необязательным для усвоения всеми учащимися, и в делении упражнений по уровням (красным цветом отмечаются упражнения повышенной сложности). Разнообразие учебных заданий, интересные тексты, деление упражнений по уровням позволяет не только дифференцировать обучение, но и применять групповые формы работ, что способствует формированию коммуникативной компетентности школьников.

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Язык как средство общения      

Русский язык как хранитель духовных ценностей  нации

16

4

2.

Речевое общение как социальное явление

4

3.

Устная и письменная речь  как формы речевого общения  

4

4.

Основные условия эффективного общения

4

5.

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

Виды речевой деятельности

55

4

6.

Чтение как вид  речевой деятельности

7

7.

Аудирование как вид  речевой деятельности

7

8

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

14

9

Говорение как вид  речевой деятельности

10

10

Письмо как вид  речевой деятельности

13

11

Повторение в конце учебного года

14

12

Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ  (в течение всего учебного года)

10

13

Резервные часы

7

Итого

102

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Язык как средство общения  (16 ч)  

   

Русский язык как хранитель духовных ценностей  нации (4ч)

Русский язык  как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык  русского народа, как государственный  язык Российской Федерации и как язык  межнационального общения.

Русский язык как один из европейских языков.  Русский язык в кругу других славянских языков. 3начение старославянского языка в истории русского литературного языка.

Отражение в    языке  исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.

Основные формы существования национального  языка:  литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.  Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).  

Основные признаки литературного языка:  обработанность, нормированность,    относительная устойчивость (стабильность),  обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.

Речевое общение как социальное явление (4ч)

Социальная роль языка в обществе.    

Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии.

 Общение как обмен информацией,  как передача и восприятие смысла высказывания.  

Активное использование   невербальных средств  общения (жесты, мимика, поза). Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие  речевого  общения.  Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие  речевое   высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).

Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении   (графических символов, логотипов и т.п.).

Монолог,  диалог  и полилог как основные  разновидности речи.

Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи)   и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).

Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

Виды диалога и полилога  в соответствии с  ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.

Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.

Устная и письменная речь  как формы речевого общения (4ч)

Основные особенности  устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию;  передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.  

Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов,   конструкций с именительным темы,   подхватов,  самоперебивов и др.  

Основные жанры устной речи:  устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.

Типичные недостатки устной речи:  интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность.  

Различные формы фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста,  использование современных звукозаписывающих технических средств).

Письменная форма речи как  речь, созданная с помощью   графических знаков на бумаге,   экране монитора, мобильного телефона и т.п.

Основные особенности  письменной речи:    подготовленность,   логичность, точность изложения; ориентированность  только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача   эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования;  необходимость  соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

Использование в письменной речи различных способов  графического выделения  важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).  

Основные жанры: пи´сьма,  записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.

Основные требования к письменному тексту:  1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану);  логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).  

Основные отличия  устного научного высказывания от письменного научного текста.

Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия, совмещающего черты устной и письменной речи.

Основные условия эффективного общения (4ч)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3)  этап исполнения, 4) этап контроля.  

Речь внешняя как речь, доступная   восприятию (слуху, зрению) других людей. Речь внутренняя как речь,  недоступная восприятию других людей. Особенности внутренней речи  (очень сокращена, свёрнута). Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.

Чтение как вид  речевой деятельности (7ч)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.  

Основные виды чтения:   поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее  (обобщение).

Основные этапы работы с текстом.

Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении  (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера;  использование специальных  знаков и др.).

Гипертекст и его особенности.  

Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2)  непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3)   наличие регрессий,    то есть  неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5)  низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7)  слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.  

Аудирование как вид  речевой деятельности (7ч)

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.    

Нерефлексивное (слушатель  не вмешивается в речь собеседника, не высказывает  своих замечаний и вопросов) и рефлексивное аудирование (слушатель  активно  вмешивается в речь собеседника). Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.  

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста:  выборочное,  ознакомительное,  детальное.

Правила эффективного  слушания: максимальная концентрация внимания  на   собеседнике; демонстрация с помощью  реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения  его речи; максимальная сдержанность в выражении  оценок,   советов.  

Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования,  2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации,  4)  перебивание собеседника во время его сообщения,  5) поспешные возражения собеседнику.

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (14 ч)

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы   сжатия исходного текста:  1) смысловое сжатие   текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение,  обобщение; 2)  языковое сжатие   текста (использование более компактных, простых языковых конструкций)  -  замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.  

Виды плана: назывной,  вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

Тезисы   как кратко сформулированные  основные положения исходного, первичного текста.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги)  с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Конспект как это краткое  связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

Реферат как письменный  доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Реферат как итог  проведённого мини-исследования или  проектной работы; как демонстрация  знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

Основные части реферата:  вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования;  основная часть, где должен  чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы;  список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.

Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Реферат как письменная форма   доклада или выступления по теме исследования.    Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как    синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).  

Рецензия  как анализ и оценка  научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.    

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.  

Говорение как вид  речевой деятельности (10ч)

Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.  

Основные качества образцовой речи:   правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.

Критерии оценивания   устного высказывания учащегося  (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия;    чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания;   смысловое и стилистическое единство, связность  и последовательность  изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов,  обосновывающих точку зрения учащегося;   соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации  (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения,  заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных  грамматических конструкций;  соответствие языковых средств  заданной  речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты   и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок;  наличие/отсутствие   грамматических ошибок;  наличие/отсутствие   речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании  выразительных языковых  средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств  привлечения и удерживания  внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств  общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения  устного высказывания  (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность  кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,  аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Публичное выступление (обобщение изученного).

Основные виды публичной речи:  социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно- пропагандистская и др.

Письмо как вид  речевой деятельности (13ч)

Письмо как вид  речевой деятельности, связанный с созданием    письменного высказывания.  Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

Письмо  как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных   речевых высказываний школьника.

Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство,  выразительность.

Критерии оценивания   письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).  

Из истории эпистолярного жанра.

Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Повторение в конце учебного года  (14 ч)

Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ (10 ч  – в течение всего учебного года)

Резервные часы  (7 ч)

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ,  ТВОРЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

№ п\п

Вид работы, тема

Дата

плановая

Дата  проведения

1.

Сочинение-рассуждение о русском языке.

9.09

2.

Диктант с грамматическим заданием.

23.09

3.

Контрольная работа (тестового характера)

9.10

4.

Контрольная работа (тестового характера)

18.11

5.

Комплексный анализ текста «Как и почему менялся русский язык».

2.12

6.

Диктант с грамматическим заданием.

18.12

7.

Комплексный анализ текста.

20.01

8.

Комплексная контрольная работа.

10.02

9.

Создание собственного речевого устного высказывания.

10.03

10.

Сочинение-рассуждение по заданному тексту.

21.04

11.

Итоговая контрольная работа.

14.05

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.

В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

 2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности к определении понятий или формулировке правил;

 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90 — 100 слов, для VI класса — 100—1 10, для VII класса — 1 10—120, для VIII класса — 120—150, для X - XI класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса — 25*^30, для VIII класса — 30—35, для X -XI класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в X - XI  классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в IX-XI  классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

в переносе слов;

на правила, которые не включены в школьную программу;

на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не

проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапо-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

в исключениях из правил;

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в  случаях слитного  и  раздельного  написания  приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

в написании ы и и после приставок;

в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,  никто не мог дать ему

ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

в собственных именах нерусского происхождения;

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен  другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом, слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку.

Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка  сочинений и изложений.

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов,  в VI  классе — 150—200,  в VII классе -200—250,   в   VIII   классе — 250—350,   в  X - XI   классе — 350 — 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII        и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе -- 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0—3,0, в X -XI классе — 3,0 —4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить

из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 — 3—2, 2—2 — 3; «3» ставился при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых работ.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся  X-XI  классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством  образования  и  науки  РФ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. С.И.Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.
  2. Львова С.И. Русский язык. 10 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.
  3. Львова С.И. Русский язык. 9 класс: справочные материалы: приложение к учебнику.  В 2 ч. Ч.1 / С.И.Львова, В.В.Львов.- 5-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2012.
  4. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – м,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).
  5. Васильевых И.П. Уроки русского языка 9 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 9 класс». – М.: Мнемозина, 2009.
  6. Ларионова Л.Г. Русский язык.9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват.  учреждений – М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом)
  7. Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата плановая

Дата фактическая

Тема

2.09

1

Русский язык  как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык  русского народа, как государственный  язык Российской Федерации и как язык  межнационального общения.

2.09

2

Основные формы существования национального  языка.  

4.09

3

Основные признаки литературного языка.

9.09

4

РР Сочинение-рассуждение о русском языке.

9.09

5

РР Сочинение-рассуждение о русском языке.

11.09

6

Речевое общение как социальное явление. Социальная роль языка в обществе.    

16.09

7

Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.

16.09

8

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

18.09

9

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

23.09

10

Диктант с грамматическим заданием.

23.09

11

Диктант с грамматическим заданием.

25.09

12

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

30.09

13

Устная и письменная речь  как формы речевого общения.  Основные жанры устной речи.

30/09

14

Различные формы фиксации устной речи.

2/10

15

Фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств.

7.10

16

РР Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для  письменной речи.

7.10

17

РР Изобразительные средства фонетики русского языка.

9.10

18

Контрольная работа (тестового характера)

14.10

19

Контрольная работа (тестового характера)

14.10

20

Основные условия эффективного общения.

16.10

21

Прецедентные тексты.

21.10

22

Виды вопросов  и цель их использования в процессе общения.

21.10

23

Практическая работа (фонетические, лексические средства выразительности речи).

23.10

24

Практическая работа (фонетические, лексические средства выразительности речи).

28.10

25

Виды речевой деятельности.

28.10

26

Этапы речевой деятельности.

30.10

27

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание» и др.)

11.11

28

РР Анализ письменного высказывания.

11.11

29

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

13.11

30

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

18.11

31

Контрольная работа (тестового характера)

18.11

32

Контрольная работа (тестового характера)

20.11

33

Основные виды чтения.

25.11

34

Гипертекст и его особенности.  

25.11

35

Работа с гипертекстом в условиях использования мультимедийных средств для получения информации.

27.11

36

Основные этапы работы с текстом.

2.12

37

Урок-практикум (орфография).

2.12

38

Комплексный анализ текста «Как и почему менялся русский язык».

4.12

39

Комплексный анализ текста «Как и почему менялся русский язык».

9.12

40

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.    

9.12

41

Нерефлексивное и рефлексивное аудирование.

11.12

42

Элементарный анализ накопленного   речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования.

16.12

43

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

16.12

44

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

18.12

45

Диктант с грамматическим заданием.

23.12

46

Диктант с грамматическим заданием.

23.12

47

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

25.12

48

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста.

30.12

49

Основные способы   сжатия исходного текста.

30.12

50

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.  

15.01

51

Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

20.01

52

Комплексный анализ текста.

20.01

53

Комплексный анализ текста.

22.01

54

Реферат как письменный  доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

27.01

55

Реферат как письменный  доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

27.01

56

Рецензия  как анализ и оценка  научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.    

29.01

57

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

3.02

58

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

3.02

59

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

5.02

60

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

10.02

61

Нормы русского литературного языка. Повторение орфографии.

10.02

62

Комплексная контрольная работа.

12.02

63

Комплексная контрольная работа.

17.02

64

Комплексная контрольная работа.

17.02

65

Говорение как вид  речевой деятельности.

19.02

66

Основные качества образцовой речи.

24.02

67

Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.

24.02

68

Наблюдение за  способами передачи эмфатического ударения в   художественном тексте и его ролью в описании душевного состояния персонажа.  

26.02

69

Критерии оценивания устного высказывания учащегося.

3.03

70

Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения

3.03

71

Моделирование речевых ситуаций участия в спорах, диспутах, дискуссиях.

5.03

72

Основные виды публичной речи.

10.03

73

РР Создание собственного речевого устного высказывания.

10.03

74

РР Создание собственного речевого устного высказывания.

12.03

75

Практическая работа по редактированию собственного текста. Повторение орфографии.

17.03

76

Практическая работа по редактированию собственного текста. Повторение орфографии.

17.03

77

Письмо как вид  речевой деятельности.

19.03

78

Основные требования в письменной речи.

24.03

79

Из истории эпистолярного жанра.

24.03

80

Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации.

2.04

81

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

7.04

82

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

7.04

83

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

9.04

84

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации.

14.04

85

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации.

14.04

86

Знаки препинания, их функции. Вариативность постановки знаков препинания.

16.04

87

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

21.04

88

РР Сочинение-рассуждение по заданному тексту.

21.04

89

РР Сочинение-рассуждение по заданному тексту.

23.04

90

Анализ сочинений.

28.04

91

Повторение синтаксиса. Словосочетание.

28.04

92

Повторение синтаксиса. Словосочетание.

30.04

93

Повторение синтаксиса простого предложения

5.05

94

Повторение синтаксиса простого предложения

5.05

95

Повторение синтаксиса простого предложения.

7.05

96

Повторение синтаксиса сложного предложения.

12.05

97

Повторение синтаксиса сложного предложения.

12.05

98

Повторение синтаксиса сложного предложения.

14.05

99

Итоговая контрольная работа.

19.05

100

Итоговая контрольная работа.

21.05

101

Итоговая контрольная работа.

26.05

102

Анализ итоговых работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией С.И.Львовой

Данной рабочей программой  по русскому языку может воспользоваться учитель, работающий в 9 классе по программе С.И.Львовой...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса под редакцией С.И.Львовой.

Рабочая программа содержит основные разделы, включая учено-тематическое планирование, а также тематический контроль....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...