Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, под редакцией А.И.Власенкова
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации МО «Холмский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

 

Рассмотрено на

ШМО  учителей русского языка и литературы

Руководитель ____________  

   03 сентября 2015 г.

 Рекомендована                    экспертным советом  

Протокол №_______

 от 04.09.2015г                                                              

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о.директора МБОУ СОШ № 8

_______________/Л.А.Карпова/

04 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»

11 класс

среднее общее образование

2015 – 2016 учебный год

Составлена на основе программы для средней (полной) школы (профильный уровень)

«Русский (родной) язык. 10-11 классы. Профильный уровень», М.: «Просвещение», 2011

Подготовлена А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М.: «Просвещение», 2008

Учитель русского языка и литературы

    Кожухова Галина Николаевна

г. Холмск

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа составлена на основе программы для средней (полной) школы (профильный уровень) «Русский (родной) язык. 10-11 классы. Профильный уровень», М.: «Просвещение», 2011, подготовленной А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М.: «Просвещение», 2008.

Цели и задачи изучения предмета

    Изучение русского языка на профильном уровне в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

• овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, метапредметный , деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

• овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

• освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

         

Общая характеристика и концептуальные основы учебного предмета.    

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Метапредметная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, патриотизма, толерантности.

Деятельностный  подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

Авторская программа А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования в объёме 105 часов в 11 классе. С учётом учебных дней (тематическое и календарно-тематическое планирование составлено на 99 часов: 1 час из Федерального плана, 1 час из регионального компонента, 1 час школьного компонента - 3 урока в неделю, 33 учебных недели).

Авторская программа А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой предлагает на повторение и углубление изученного в основной школе по теме «Язык как общественное явление» 12 часов, данная программа – 10 часов; для повторения темы «Языковая система. Уровневая организация языка» отводится 14 часов вместо 18.

Место предмета в учебном плане.

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Количество часов в год: 99.

Срок реализации программы – 1 год.

Ведущими технологиями, методами и формами работы в 11 классе являются: индивидуальный и дифференцированный подходы, педагогика сотрудничества, КСО (коллективный способ обучения), работа в микрогруппах, проектная и исследовательская деятельность, нетрадиционные уроки  (дискуссия, семинарское занятие, лекция, игра, практикум и др.).

Данная рабочая учебная программа предполагает следующие формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

- устный опрос,

- диктант (словарный, контрольный, с грамматическим заданием, с творческим заданием),

- сочинения разных жанров (эссе, рассуждение, повествование, миниатюра, репортаж и др.),

- изложения (подробное, сжатое, с творческим заданием, с продолжением),

- контрольная работа (в т.ч. в формате ЕГЭ),

- проверочная работа,

- тестовый контроль,

- комплексный анализ текста.


Учебно-методический комплект

Обоснование выбора программы по русскому языку к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» для реализации учебной программы.

  1. Программа для средней (полной) школы (профильный уровень) «Русский (родной) язык. 10-11 классы. Профильный уровень», М.: «Просвещение», 2011, подготовлена А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой.
  2. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М, М.: Просвещение, 2008.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна

подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы

направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса

формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями.

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Язык как общественное явление.

10

2.

Языковая система. Уровневая организация языка.

14

3.

Синтаксис. Словосочетание.

10

4.

Синтаксис. Простое предложение.

13

5.

Синтаксис. Сложное предложение.

12

6.

Пунктуация.

22

7.

Речевое общение. Культура речи. Функциональная стилистика.

18

Итого

99


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Язык как общественное явление (10 час.)

Русский язык как объект научного изучения. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы.

Язык и его основные функции: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая.

Языки естественные и искусственные.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.

Сходство и различия в фонетической, лексической и грамматической системах русского и изучаемого иностранного языка.

Культура речи как раздел лингвистики. Литературный язык и его признаки. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Речевая культура в бытовом, учебном и научном общении. Речевой этикет как правила речевого общения.

Основные критерии хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач.

Языковая система. Уровневая организация языка (14 час.)

Языковая норма, её основные признаки и функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка. Варианты норм.

Орфоэпические нормы. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Выбор из синонимического ряда нужного  слова с учётом его значения и стилистических свойств. Иноязычные слова в современной речи.

Грамматические нормы. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Трудные случаи орфографии.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Трудные случаи пунктуации. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Проблемы экологии русского языка. Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения.

Синтаксис. Словосочетание. (10 час.)

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Синтаксис. Простое предложение. (13 час.)

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнён-ной и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Синтаксис. Сложное предложение. (12 час.)

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Пунктуация. (22 час.)

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Речевое общение. Культура речи. Функциональная стилистика (18 час.)

Понятие о функциональных стилях. Различные трактовки понятия «стиль» и вопрос о функционально-стилистической дифференциации языка в современной русистике. Функциональные разновидности русского языка: функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль речи: сферы использования. Основные признаки научного стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

Учебно-научный, научно-популярный стили.

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация и др.

Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).

Официально-деловой стиль речи, сферы его использования. Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление и др. Форма делового документа.

Публицистический стиль речи, сферы его использования. Основные признаки публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк.

Культура публичной речи. Публичное выступление.

Разговорная речь, сферы её использования. Основные признаки разговорной речи. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи.


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ,  ТВОРЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

№№ п\п

Вид работы, тема

Дата

плановая

Дата  проведения

1.

 Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

14.09        

2.

Контрольная работа № 1 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Повторение в начале года».

24.09

3.

 Контрольная работа в формате ЕГЭ №1.

12.10

4.

 Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

26.10

5.

Контрольное сочинение № 1.

9.11

6.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

21.12

7.

Контрольная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Простое предложение».

14.01

8.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

22.02

9.

Контрольная работа № 3 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Пунктуация».

17.03

10.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

4.04

11.

Контрольное сочинение № 2.

28.04

12.

Контрольная работа в формате ЕГЭ № 2

16.05


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.

В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

 2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности к определении понятий или формулировке правил;

 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90 — 100 слов, для VI класса — 100—1 10, для VII класса — 1 10—120, для VIII класса — 120—150, для X - XI класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса — 25*^30, для VIII класса — 30—35, для X -XI класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в X - XI  классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в IX-XI  классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

в переносе слов;

на правила, которые не включены в школьную программу;

на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не

проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапо-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

в исключениях из правил;

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в  случаях слитного  и  раздельного  написания  приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

в написании ы и и после приставок;

в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,  никто не мог дать ему

ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

в собственных именах нерусского происхождения;

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен  другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом, слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку.

Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка  сочинений и изложений.

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов,  в VI  классе — 150—200,  в VII классе -200—250,   в   VIII   классе — 250—350,   в  X - XI   классе — 350 — 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII        и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе -- 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0—3,0, в X -XI классе — 3,0 —4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить

из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 — 3—2, 2—2 — 3; «3» ставился при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых работ.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся  X-XI  классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством  образования  и  науки  РФ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык. ЕГЭ -2013.Типовые тестовые задания, Изд-во «Экзамен», М., 2013г.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн.для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Русский язык. 10-11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.М., «Просвещение», 2009г.
  4. Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум.ЕГЭ-2013. «Экзамен»., М., 2013г.
  5. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 класс: Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – (В помощь школьному учителю).
  6. Казбек-Казиева М.М.. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку. Рабочая тетрадь.10-11 кл.М., «Вако», 2013г.
  7. Интернет-ресурсы.

Мультимедийные пособия:

  1. Компьютерный тренажёр по русскому языку.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Репетитор. Тесты по пунктуации.
  4. Репетитор. Тесты по орфографии.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

 плановая

Дата

 фактическая

Тема

1

3.09

Язык как общественное явление

2

7.09

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

3

7.09

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

4

10.09

Русский язык в контексте русской культуры.

5

14.09

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

6

14.09

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

7

17.09

Русистика как наука о русском языке, её основные разделы. Этимология как раздел лингвистики.

8

21.09

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.

9

21.09

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

10

24.09

Контрольная работа № 1 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Повторение в начале года».

11

28.09

Языковая система.

Понятие о системе и структуре языка.

Уровневая организация языка.

12

28.09

Основные единицы разных уровней языка.

13

1.10

Основные единицы разных уровней языка.

14

5.10

Основные единицы разных уровней языка.

15

5.10

Системные отношения между языковыми  единицами.

16

8.10

Языковая норма и её динамика.

Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

17

12.10

РР. Контрольное изложение №1 .

18

12.10

РР. Контрольное изложение №1 .

19

15.10

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.

20

19.10

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.

21

19.10

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

22

22.10

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

23

26.10

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

24

26.10

РР. Анализ письменных работ.

25

29.10

Синтаксис.

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

26

9.11

РР. Контрольное сочинение № 1.

27

9.11

РР. Контрольное сочинение № 1.

28

12.11

Вопрос о словосочетании

29

16.11

Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

30

16.11

Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

31

19.11

Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

32

23.11

Сильное и слабое управление.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

33

23.11

Синонимия словосочетаний.

34

26.11

Проверочная работа (тест).

35

30.11

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения.

36

30.11

Порядок слов в простом  предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

37

3.12

Предикативная (грамматическая) основа предложения.

38

7.12

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

39

7.12

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

40

10.12

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

41

14.12

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

42

14.12

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

43

17.12

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

44

21.12

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

45

21.12

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

46

24.12

Типы простых предложений.

47

28.12

Типы простых предложений.

48

28.12

Типы сложных предложений.

49

14.01

Контрольная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Простое предложение».

50

17.01

Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений.

Основные группы сложноподчинённых предложений.

Правильное построение предложений с придаточными частями.

51

52

17.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

53

21.01

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

54

24.01

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

55

24.01

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

56

28.01

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

57

1.02

Синонимия синтаксических конструкций.

Синонимия  простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными.

58

1.02

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения.

59

4.02

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

60

8.02

Пунктуация.

Пунктуационные нормы. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

61

8.02

Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

62

11.02

Тире между подлежащим и сказуемым.

63

15.02

Однородные члены предложения  и пунктуация при них.

64

15.02

Знаки препинания при однородных членах.

65

18.02

Знаки препинания при однородных членах.

66

22.02

Однородные и неоднородные определения.

67

22.02

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

68

25.02

Обособление определений.

69

29.02

Обособление определений.

70

29.02

Обособление одиночных и распространённых приложений. Дефис в приложениях.

71

3.03

Обособление обстоятельств.

72

7.03

Обособление дополнений. Уточняющие члены

73

7.03

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

74

10.03

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.

75

14.03

Знаки препинания между частями  сложного предложения. Пунктуация в сложносочинённом предложении.

76

14.03

Знаки препинания при передаче чужой речи. Предложения с прямой речью. Цитаты.

77

17.03

Контрольная работа № 3 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Пунктуация».

78

21.03

Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

79

21.03

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и сложноподчинённых предложениях с придаточным сравнительным.

80

4.04

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

81

4.04

РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

82

7.04

Речевое общение. Культура речи.

Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

83

11.04

Система функциональных разновидностей современного русского языка. Культура речи.

Официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль.

84

11.04

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

85

14.04

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

86

18.04

Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов.

87

18.04

Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.

88

21.04

Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта).

89

25.04

Язык художественной литературы.

Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи.

90

25.04

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г. Белинский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).

91

28.04

РР. Контрольное сочинение № 2.

92

5.05

РР. Контрольное сочинение № 2.

93

9.05

Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

Синонимия как источник средств художественной выразительности.

94

9.05

Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

95

12.05

Контрольная работа в формате ЕГЭ № 2

96

16.05

Контрольная работа в формате ЕГЭ № 2

97

16.05

Контрольная работа в формате ЕГЭ № 2

98

19.05

Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

99

23.05

Заключительный урок. Подведение итогов.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах под редакцией Власенкова А.И.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому языку в 10 - 11 классах (базовый уровень). Создана на основе программы Власенкова А.И....

Рабочая программа по русскому языку 11 класс по программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова.

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так ка является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой саморе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (10 класс) с опорой на авторскую программу к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой 10-11 класс

Программа содержит:1.титульный лист;2. пояснительную записку, включающую в себя перечень нормативно-правовых документов, описание места предмета в учебном плане, описание учебно-методического комплекс...