Главные вкладки

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Попова Ольга Викторовна

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_i_sistematizatsiya_znaniy_po_teme_soyuz.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение и систематизация знаний по теме:

     «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.

    Поповой Ольги Викторовны,

    учителя русского языка и литературы,

    МАОУ СОШ № 36 г.Тюмень.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний

    (по классификации факультета повышения квалификации Московского государственного педагогического университета).

    Цель урока: развитие коммуникативной, языковедческой и культурологической компетенций на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы».

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Образовательная: систематизация знаний о сочинительных и подчинительных союзах; формирование умения находить в тексте союзы и определять их разряды по значению; определять роль союзов в данном тексте; развивать умения работать с текстом (языковедческая компетенция).

     

    2. Воспитательная: осознание русского языка как формы выражения национальной культуры; понимание взаимосвязи языка и литературы; способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (культуроведческая компетенция).

    3. Развивающая: овладение базовыми умениями и навыками; использование языка в различных ситуациях общения; оценка  речевой ситуации; выделение главного (коммуникативная компетенция).

    Оборудование урока:

    1. Технологическая карта ученика.
    2. Карточка с заданием для проверочной работы.
    3. «Словарь иностранных слов»  И.В.Лёхина.
    4. Мультимедийное оборудование.
    5. На рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Этап всесторонней проверки знаний.
    3. Лингвистический эксперимент.
    4. Закрепление изученного материала.
    5. Подведение итогов урока.
    6. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

    Ход урока:

    «Союзы не что иное…как средства,

    которыми идеи соединяются,…

    подобны они гвоздям и клею…»

    М.В.Ломоносов

    1.Организационный этап.

    - Здравствуйте, всех рада видеть, начнем урок.

    2. Этап всесторонней проверки знаний.

    - Прочитайте эпиграф к нашему уроку. О какой части речи мы вспомним на уроке?

    - А что такое союз?

    - Давайте попробуем дать характеристику части речи СОЮЗ.

    СОЮЗ – ЭТО…

    1. служебная часть речи;
    2. не является членом предложения;
    3. соединяет однородные члены предложения;
    4. соединяет простые предложения в сложные;
    5. по значению делится на две группы: сочинительные и подчинительные.

    - Запишем тему нашего урока: «Сочинительные и подчинительные союзы».

    - Исходя из темы урока, предположите, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

    (уметь находить союзы в тексте, определять значение союзов, какую роль играют союзы в предложении).

    - Обратимся к высказыванию М.В.Ломоносова. Какова роль союза? (Соединительная).

    - Перед вами карта страны «Союз». Обратите внимание на то, что на ней обозначены две области.

    - Как вы думаете,   как они называются?

    (Область Подчинительная и область Сочинительная).

    - Почему группы союзов по значению получили такие названия?

    - В каких предложениях встречаются данные группы союзов? (В сложных).

    - Какие виды СП вы знаете? (ССП и СПП).

    - Употребляются ли подчинительные союзы в ПП? (Нет).

    - А сочинительные? (Да, при однородных членах предложения, противительные союзы – а, но).

    - Мы продолжаем работать с картой страны «Союз».

    - Вам необходимо подписать на карте районы этих областей (это разряды союзов по значению) и дать название районному городу (это пример к разряду союзов по значению). Для выполнения данной работы можете воспользоваться таблицей учебника на стр. 177-178.

    Взаимопроверка. Выставление оценок в картах.  

    3.Лингвистический эксперимент.

    - Прочитайте текст про себя. Из какого произведения взят отрывок, и кто его автор?

    «С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец; весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.

    Когда подле матушки заменила её гувернантка, она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были бельё и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать».

    - Верно, Л.Н.Толстой повесть «Детство». С этим произведением вы познакомились на уроке литературы.

    - Давайте выразительно прочитаем данный отрывок.

    - Найдите и выделите все союзы.

    - Какие союзы встретились в данном отрывке? (И, когда, который).

    - Составим схему выделенного предложения.

    - Посмотрим, какую роль играет союз И в данных предложениях?

    (И – связывает однородные члены предложения, ССП). Приведите примеры из текста.  Следовательно, И – соединительный союз.

    Название СОЮЗ появилось в 17 веке. По количеству - союзов около 250.  Чаще всего употребляются союзы И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили, что союз И – один из самых древних союзов русского языка, за тысячелетия не изменил своего звучания и значения, был и остаётся часто употребляемым.

    - Какие подчинительные союзы встретились в данном отрывке? Определите их разряд. (Когда – обстоятельственный союз времени; который – определительный союз).

    - Обратите внимание на слово гувернантка, в ваших текстах оно выделено курсивом.

    - Из какого языка пришло к нам это слово? (Из французского).

    - Как называются слова, вошедшие из других языков в наш язык? (Заимствованные).

    - Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.

    - Как вы понимаете значение слова гувернантка?

    - Давайте послушаем, как объясняется значение данного слова в «словаре иностранных слов».

    Гувернантка – (с фр.) – наёмная домашняя воспитательница детей дворянской или буржуазной семьи.

    - Можно ли толкование данного слова считать точным в наше время? Действительно ли гувернантка – это воспитательница детей дворянской или буржуазной семьи?

    - Во времена Толстого это определение было точным, а в наше время данное определение требует дополнений.

    Работа по вариантам.

    1 вариант.

    Составьте и запишите ССП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

    2 вариант.

    Составьте и запишите СПП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

    - Проверяем, что у нас получилось?

    1. Закрепление изученного материала.

    - Обратимся к следующему отрывку из повести «Детство» Л.Н.Толстого.

    послушайте текст и выделите в нем союзы.

    «Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.

    - Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? – сказал Карл Иваныч, входя в комнату.

    - Слышал.

    Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай!» - и вслед за этим затворил дверь…

    - Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней , не смыкая глаз, сидел у его постели ».

    - Какие союзы вы выделили?

    - Давайте их запишем и определим разряд:

    что – изъяснительный;

    потому что – обстоятельственный, причины;

    что – изъяснительный;

    когда – обстоятельственный, времени;

    как – обстоятельственный, сравнения;

    И – соединительный.

    - Мы с вами повторили материал о сочинительных и подчинительных союзах, вспомнили разряды союзов по значению.

    - А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. Я вам предлагаю тему: «Мои любимые книги», так как 2010-2011 учебный год объявлен Годом чтения в Тюмени.

    - Составьте и запишите предложения по данным схемам:

    1. [ ], (где…)

    2. [ ], (потому что…)

    3.  [ ], (куда…)

    4.  [ ], (чтобы…)

    5. Добавьте предложение с сочинительным союзом и напишите его схему.

    1. Подведение итогов урока. рефлексия.

    - Продолжите высказывания:

    1. Я выполнял задания ……

    2. У меня получилось …..

    3. Я понял, что теперь я могу …..

    - Достигли ли мы цели нашего урока? (Слайд с целями).

    1. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
    1. Выполнить упражнение 388 из учебника.
    2. Выписать из повести «Детство» Л.Н.Толстого по 3 предложения с сочинительными и подчинительными союзами. Определить разряд союзов.
    3. Написать сочинение – миниатюру «Памятный день моего детства», используя сочинительные и подчинительные союзы.

    Фамилия, имя, вариант ______________________________________________

    «Союзы не что иное…как средства,

    которыми идеи соединяются,…

    подобны они гвоздям и клею…»

    М.В.Ломоносов

                          ________________________________________________

    1. Прочитайте текст про себя. Из какого произведения взят отрывок, и кто его автор?

    «С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец; весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.

    Когда подле матушки заменила её гувернантка, она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были бельё и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать».

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.Работа по вариантам.

    1 вариант.

    Составьте и запишите ССП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

    2 вариант.

    Составьте и запишите СПП, употребив слово ГУВЕРНАНТКА.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.Обратимся к следующему отрывку из повести «Детство» Л.Н.Толстого.

    Послушайте текст и выделите в нем союзы.

    «Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.

    - Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? – сказал Карл Иваныч, входя в комнату.

    - Слышал.

    Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай!» - и вслед за этим затворил дверь…

    - Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней , не смыкая глаз, сидел у его постели ».

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4.Самостоятельная работа.

    Составьте и запишите по данным схемам предложения на тему «Мои любимые книги».

    5. Добавьте предложение с сочинительным союзом и напишите его схему.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Продолжите высказывания:

    1. Я выполнял задания ……

    2. У меня получилось …..

    3. Я понял, что теперь я могу …..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.

    Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии.  Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

    Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

    ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «Сила. Решение задач».7 класс.

    Цель урока: систематизировать и закрепить полученные знания по теме «Сила», совершенствовать умения решать задачи....

    Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

    Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

    Презентация к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное в 6 классе»

    Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное»2 урока по данной теме  в 6 классе.Данная презентация поможет педагогу в интересной игровой форме провести обобщение и сис...

    Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

    Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...

    Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)

    Обобщение и систематизация знаний по теме:«Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)...