Внеклассное занятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Данное внеклассное занятие поможет учителям при проведении недели русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика и графика 1 2 3 4 5 6 Лексика 7 8 9 10 11 12 Морфемика и словообразова-ние 13 14 15 16 17 18 Морфология 19 20 21 22 23 24 Орфография 25 26 27 28 29 30

Слайд 2

Какой фонетический процесс происходит в словах: Гардеро б Пово з ка Перехо д Моро з Парохо д С берего в Переска з ответ оглушение

Слайд 3

- Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино. В одном из них семь одинаковых гласных, а в другом сорок. О мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных ! О КАКИХ СЛОВАХ ИДЁТ У НИХ РЕЧЬ? Сток, стог, стон, стол ответ 2 Семья, сорока

Слайд 4

Сосчитайте количество букв и звуков в словах Предъюбилейная Языкознание Разъединять 11 букв 10 звуков 11 букв 13 звуков 14 букв 15 звуков ответ 2

Слайд 5

Найти лишнее слово Съёмка Подъезд Вьюнок Полью Заяц Поём Плюшка Юла Вьюга Пьеса ответ ПЛЮШКА

Слайд 6

Аллитерация - звукоподражание Посредством каких звуков автор создаёт звуковой фон в стихотворении? Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К. Бальмонт Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. Тютчев ответ 2 [ сш ] ответ [ рлмн ]

Слайд 7

Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы пишут так и сейчас. Китайцы пишут свои иероглифы вертикальными колонками сверху вниз , начиная с правой стороны листа. Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чте- ния вы изберёте? о и е м е а м п и и т р ь а н н и б с н а в т о ответ 2

Слайд 8

2 Обратите внимание на письмо

Слайд 9

К какой группе лексики относятся слова: ЗОДЧИЙ БРАНЬ ВНИМАТЬ ЛЕКАРЬ БЛАГОУХАНИЕ Подберите синонимы к ним из современного русского языка ответ Устаревшие слова Строитель битва слушать врач аромат

Слайд 10

Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло? Подберите синоним к этому слову ответ 2 Удивить От слова «шлем»

Слайд 11

Дремлет старушка в кресле. Дремлет чуткий камыш В каком значении употреблено слово дремлет? Укажите художественное средство(троп) в литературе , основанное на разных значениях одного слова ответ 1- прямое значение 2 –переносное МЕТАФОРА

Слайд 12

Как называются слова, которые являются отгадкой в следующем четверостишии: Со мной ходи стрелять учиться И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А часто попадаю в щи. Лук ответ

Слайд 13

Объясните значение и происхождение фразеологизма «Не солоно хлебавши» 2 ответ Разочароваться в приёме

Слайд 14

Объясните значение фразеологизмов после того, как дадите определение фразеологизмов: ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ КОНЦЫ В ВОДУ ЛЯСЫ ТОЧИТЬ ответ МЕДЛЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ СКРЫТЬ, УТАИТЬ БОЛТАТЬ

Слайд 15

Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому из них Хотя бы по одному родственному слову ВВОДНЫЙ – ВОДНЫЙ; ВИННЫЙ – ОБВИНИТЕЛЬ; ВРЕДОНОСНЫЙ – ДЛИННОНОСЫЙ; НОЖНИЦЫ – ТРЕНОЖНИК; МОЩНЫЙ – МОЩЁНЫЙ; РОСПИСЬ – ЗАРОСЛЬ; ГОДОВАЛЫЙ - ВЫГОДНЫЙ 2 ответ Вводить – вода- вино –вина – носить- нос-ножи- нога- мощь – мостить – писать- росли- год- выгода

Слайд 16

Отыщите приставки: Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подойти, подовый, подоходный, подозрение,пододеяльник 2 В словах подорожник, подоить, подоходный –приставка по-. Подосиновик, подоконник , пододеяльник – под, подождать , подошва , подозрение – подо, в слове подовый по – часть корня ответ

Слайд 17

ответ 2 Назовите суффиксы в следующих словах Притворяться Настроение Ребёнок Карандашик Вагончик Ключик Мячик Стульчик Платочек Кусочек Грузчик Разносчик - я- ,ся-,-, -ени- ,- ёнок- ,- ик -,-чик- -ик-, -чик-,чик -ек-, -ек-, -чик-,--чик- 2

Слайд 18

Определите, в каких словах имеется приставка на-, приставка над-, надо- и где приставки нет НАДОИТЬ НАДОЕСТЬ НАДОКОННЫЙ НАДОУМИТЬ НАДОБНОСТЬ НАДОРВАТЬСЯ НАДОЛГО ответ 2 Надоить, надолго – приставка на-, надоконный – над, надоесть, надоумить, надорваться - надо-. В слове надобность приставки нет

Слайд 19

Определите, в каких словах есть приставка по-, под- и подо- и какие вовсе не имеют приставки Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подогреть, подо- вый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник ответ 2 По- подорожник, подоить, подоходный, подо- подошва, подождать, подогреть ,подозрение, под - подосиновик , подоконник. Подовый – нет приставки

Слайд 20

Какие из данных слов являются сложными ? Сверхъестественный, трёхъярусный, контратака, нижеупомянутый, субтропический, предоктябрьский, 2 Трёхъярусный, нижеупомянутый ответ

Слайд 21

Поставьте данные слова во множественное число Человек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева), зуб (волка), зуб (пилы) ,зелень, порт, фронт, якорь, слесарь 2 Люди, суда ,куры , листы, листья, зубы, зубья, зеленя, порты, фронты, якоря, слесари ответ

Слайд 22

КАКИЕ ИЗ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ? Сирота, Дюма, какаду, кофе, авеню, ябеда, ножницы, Джейн Остин, мука, стремя, тире, поле, плакса, Фенимор Купер, Швацнейгер 2 Дюма, какаду, кофе, авеню, Джейн Остин, тире ответ

Слайд 23

Какой частью речи являются выделенные слова? На тротуаре много прохожих. На обед подали жаркое. Слепой палкой нащупывал дорогу. Стану я слушать всякого встречного - поперечного! В посёлке открыли новую чайную. Дверь эта вела в прихожую. Чужих у нас не любят. 2 ответ Прилагательные, перешедшие в существительные (субстантивированные прилагательные)

Слайд 24

Какие четыре моря носят название цвета? 2 ответ Чёрное, Жёлтое, Белое, Красное

Слайд 25

2 Грач, врач ответ

Слайд 26

У каких глаголов на конце животное с ветвистыми рогами? 2 Все глаголы прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, оканчивающиеся на -лось ответ

Слайд 27

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО Приготовить Прискакать Придумать прилететь Пример Придел Приём ответ 2 пример

Слайд 28

Сформулируйте правило орфографии, основываясь на примерах : Предыдущий Безызвестный Подытожить Сверхинтерес-ный Разыскать Подыграть ответ 2 После приставок на согласный (кроме приставки сверх) в корне пишется не и, а ы-

Слайд 29

Найдите ошибки в тексте стихотворения С. Маршака Дама здавала в багаш Диван, Чимодан, сакваяш, Картину, Карзину Картонку И маленькую собачёнку ответ 2 С давала, бага ж , ч е модан , сакв о - я ж , к о рзину, собач о нку

Слайд 30

Объясните разницу в написании корней в словах: Коснуться Косить Прикасаться Мириться Примерять платье Примириться с неизбежностью Умирать от восторга Гора Гореть ответ 2 Перед нами слова с корнями – омонимами. Их надо писать, применяя разные правила: Нет суффикса а косы Есть суффикс а мир мерять мир мир горы Гор – безударный корень

Слайд 31

На каком правиле русского языка основано написание окончаний слов : К площад и У рощ и От акаци и В арми и Около рек и В ущель е В лектори и ответ 2 Окончание существительных зависит от падежа и склонения. 1 – 3 скл.,Д.п; 2 -1-Р.п; 3, 4сущ. на –ия, 5-1 –Р.п., 6- 2скл. П.п., 7 – П.п., на - ий

Слайд 32

Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам Из мрачных свинцовых туч падала изморось. Почему пишутся по – разному одинаково звучащие слова? ответ 2 Эти слова обозначают разные понятия Изморозь – рыхлые снегообразные кристаллы льда Изморось – мелкий дождик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку «Знатоки русского языка»

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся.Задачи:1.      Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.2....

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся. Задачи:Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.Развивать речь, мышление учащихс...