Открытый урок в 5 классе по обобщению темы "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

На уроке используется объёмный материал по теме "Имя существительное" - урок-обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «КИЛЬДЮШЕВСКАЯ СОШ ЯЛЬЧИКСКОГО РАЙОНА ЧР»

Обобщающий урок в 5 классе по теме

                                                                                                                           

                                              Подготовила Николаева Г.И. –

                                                       учитель русского языка и литературы

2014

Обобщающий урок русского языка в 5 классе

по теме: "Имя существительное".

ЦЕЛИ:

  1. Дидактическая – способствовать усвоению общего понятия об имени существительном  как части речи.
  2. Развивающая – сформировать приемы мышления по определению имен существительных.
  3. Воспитательная – привить интерес к данной части речи; воспитание эстетических чувств.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ: мультимедийный экран, презентация к теме, проигрыватель Windows Media, цветные карточки, карточки с индивидуальными заданиями. Стихотворение А.Фета «Шёпот…». Высказывания великих людей об имени существительном: «Вчитайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует». (Т.Рик.) «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» - загадка.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные (наблюдения, компьютерные), практические (разнообразные упражнения).

Виды работы:                                                                                                                                   - теоретический ринг,                                                                                                                      - орфографический тренинг,                                                                                                           - творческая работа,                                                                                                                          - устная самостоятельная работа,                                                                                                                   - оценка своих знаний, рефлексия.

ТЕХНОЛОГИИ: компьютерная, развивающая.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент. 

Приветствие учителя со Знайкиными.                                                                                                                   Проверка готовности Знайкиных к уроку. – Все ли из вас Знайкины?

II. Повторение изученного ранее.

 - Ребята, с какими разделами нашего учебника вы уже ознакомились?

(Фонетика и графика, орфоэпия и орфография, состав слова и словообразование, синтаксис и пунктуация).

- Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. Надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Нам предстоит:

- Заглянуть в сундук с орфограммами. 

- Провести орфографическую разминку.

- Выполнить тест.

- Познакомиться с ГИА.

- Провести орфографическую разминку. 

- Обобщить знания по теме «Имя существительное ».

- Поставить себе оценку.

- Вспомнить сказки.

1. Итак, сундук с орфограммами. Расскажите орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием. В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А- .

- Назовите корни с чередованием Е-И.

Слайд 3.                                                                               Слайд 4-6 с проверкой и оценкой

-бер - бир-                                                                            Заб…рает, отд…рать,

 -пер - пир-                                                                          отт…реть, зам…рать,

 -дер - дир-                                                                           переж…гать, заст…лить,

 -тер - тир-                                                                         расст…лать, соб…рают,

 -мер - мир-                                                                         зап…реть, выж…гал, 

-стел - стил-                                                                      нат…рать, раст…реть,

-жег - жиг-                                                                         изб…ру, выб…раю, зам…реть 

Слайд 7.

 – Что такое ГИА?

Слайд 8 – 10.

1. В каком корне пишется -Е- ?                                                                   Баллы:                                                                                                            

а) отп_рать          в) зам_реть                                                       Нет ошибок – «5»,

б) заст_лать         г) заж_гать                                                       Одна ошибка – «4»,

2. В каком корне пишется -Е-?                                                   Две, три ошибки – «3»,

а) расст_латься      в) отм_рать                                                   Четыре и более – «2».

б) выд_ру               г) раст_рать

3. В каком корне пишется -И-?

а) забл_стеть          в) подп_рать

 б) (всё) зам_рло     г) подст_лить

Ответ: 1 –  в, 2 – б, 3 – в. Оценка: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Слайд 11. Поставь ударение в словах.

жалюзи                              ветеринария

ракушка                              кремень

недуг                                  агент

о  гербе                              период                

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 11. Образуй множественное число

Курица – кур…, морское судно – морск…  суд…, чудо – чуд…, небо – неб…, ребёнок – …, человек – …

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

  1. Слайд 15 – 16. Гимнастика для глаз из м/ф «Крошка Енот».
  2. Слайд 17. Определяем тему урока. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».
  3. Эпиграф к уроку: «Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский.
  4.    Что такое эпиграф? (Эпиграф – это изречение, характеризующее идею).

- Итак, мы вспомним о том, что узнали об этой части речи ранее, повторим основные орфограммы.                                                              

Слайд 18 – 19. Путешествие в страну «Морфология» за Знайкиным. Мы отправляемся в путешествие, в страну… (1 озвученный слайд), чтобы продолжить изучение русского языка. (2 озвученный слайд)

- Вы поняли, что такое морфология? (Наука о частях речи)

- Морфология (от греч. морфо – форма + логос – учение) – грамматическое учение о слове, а также учение о частях речи. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику.

Слайд 20 - 22.  Зали…, реч…, птиц…, прили…, ц…плёнок, экипа…, дров…сек, ш…рс…ка, ж…нглёр.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Учитель: 

Я назову слова. Если вы услышите существительное, обозначающее одушевленный предмет – наклон направо (к двери), неодушевленное существительное – налево (к окну), если собственное имя – вперед наклон:

Заяц, лошадь, печка, ручка, Катя, Чувашия, озеро, праздник, щенок, Красная Шапочка. Слайд 23.  Назовите неодушевлённые и одушевлённые имена существительные.

Залив,                         птицы,

речь,                      цыплёнок,

прилив,                   дровосек,

экипаж,                     жонглёр

шёрстка.

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 25. Цель урока для детей: обобщить наши знания об имени существительном как части речи

Слайд 26.  – Чем примечательно стихотворение А.Фета? (Тем, что из 22 слов 14 сущ-ых).

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Слайд 27. Вопрос учителя: - Что такое имя существительное?  Что может называть имя существительное?                                                        

Слайд 28 – 31.  Имя существительное может называть:

Предметы окружающего мира. Явления природы. События. Чувства.

Слайд 32. Учитель:

-  Вспомним число и род имён существительных.

Слайд 33. Род имён существительных.

Отец, земля, зеркало, дядя, стул, ночь, молодёжь, поле, небо.

Мужской род:

Женский род:

Средний род:

Слайд 34. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Число имен существительных: стол, земля, поле. 

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

III. Слайд 35. Физкультминутка.

IV. Слайд 36. Учитель: - Род, число и падежи крепко в памяти держи. Сколько падежей в русском языке?                                                     

Слайд 37.  - Просклоняйте имена существительные луг, роща, поле.

 Слайд 38. Падежи имён существительных.

Имен. Кто? Что? Луг, роща, поле

Род. Кого? Чего? Луг…, рощ…, пол…

Дат. Кому? Чему? Луг…, рощ…, пол…

Вин. Кого? Что? Луг…, рощ…, пол…

Твор. Кем? Чем? Луг…, рощ…, пол…

Предл. О ком? О чём? О луг…, о рощ…, о пол…

Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

 

Слайд 39. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 40. Что называется склонением имён существительных?

Три склонения 1 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -… : 2 скл. – сущ. …р. и … р. с окончаниями -…, -…, -…. : 3 скл. – сущ. … р. с … на конце:

Слайд 41 - 43. Старшина, темнота, карандаш, договор, зелень, вещь, здание, сено, партия, капля, ночь.

Имя, вымя, знамя, бремя, семя, племя, время, темя, стремя, пламя и путь – это ...

Слайд 44. Баллы: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Слайд 45. Вы слышали про несклоняемые имена существительные? 

Слайд 46. Метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

- Составьте несколько предложений с этими существительными.

Слайд 47. Синтаксическая роль имени существительного.

В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим (им.п.): Весна принесет детям радость и смех. Также имя существительное может выполнять роль сказуемого (им.п.): 8 Марта – праздник мам и их детей. Имя существительное выступает и в роли дополнения и обстоятельства(косв. падежи): Снега растоплялись водой. Ребята играли в саду.

V. Слайд 48 – 49. VII. Рефлексивно-оценочный этап.

 Отгадайте загадку, ребята. –Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. Рефлексия.  Мне понравилось…  Мне не понравилось то, что…  Меня особенно заинтересовало…

VI. Слайд 50. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке  

 - ! - Мне всё понятно, я всё усвоил.  - ? - У меня есть вопросы. - Мне надо ещё раз всё повторить.

VII. Слайд 51. Из каких сказок Г.Х.Андерсена показаны иллюстрации?

  1. Стойкий оловянный солдатик.  2. Дюймовочка. 3. Дикие лебеди. 4. Огниво. 5. Свинопас.

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на основе ситуации: «Вы пошли в кинотеатр».

Из каких сказок Г.Х.Андерсена

показаны иллюстрац

                                       ?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся.

Рукоделие и труд  В жизни рядышком идут«Путешествие в страну рукоделия»Открытый урок в 8 В классеЦели урокав доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;развитие позн...

Открытый урок 5 класс Spotlight "Еда. Исчисляемые и неисчисляемые существительные"

Представляю Вам технологическую карту урока (помодульный план), приложения и презентацию урока....

2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy   https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...