Технологическая карта урока: "Доказательства в рассуждении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок развития речи в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokazatelstva_v_rassuzhdenii.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс        

Учитель: Бориченко Л.И.

Тема

Доказательства в рассуждении

Тип урока

Урок развития речи

Цель урока

Познакомить с композицией текста-рассуждения, научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова.

Планируемый результат

 Предметные: знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, уметь составлять текст-рассуждение.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Рассуждение, доказательства, тезис, вывод.

Ресурсы:

Учебник,  авторы: М. Т. Баранов,  Т.А.Ладыженская; раздаточный материал.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная,  в парах

Этап урока

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма взаимодей

ствия

УУД

Промежу

точный контроль

1.Мотива

ция

Эмоцио

нальная подготов

ка к уроку

Вступительное слово учителя

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению »

-Как вы понимаете высказывание английского учёного-философа Фрэнсиса Бэкона?

              (Ответы детей)

- А то, о чём мы читаем в книгах, может быть написано в разных стилях и типах речи.

-Какие стили речи вы знаете?

-А что такое тип речи?  (Это способ изложения мысли в зависимости от содержания и цели высказывания)

Участвуют в диалоге с учителем

Фронталь

ная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра.

Листы обратной связи

2.Актуализа

ция знаний

3.Выявление места и причин затруднения.

Воспроизведе

ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их  в новых ситуациях.

На карточках (темы сочинений, названия типов речи: описание, повествование)

1.Зачем нужно ходить в школу?

2.Мой счастливый школьный день.

3.Как я однажды…

4.Как я играл в футбол

5.Моя любимая  игрушка

 Задание:

                -Как можно сгруппировать данные темы сочинений  по типам речи?

               --Что вам известно о  повествовании?

                --Каковы особенности описания?

 (Объяснение структур типов речи по схемам.)

                -Чем  тема «Зачем нужно ходить в школу?»  не похожа на другие?

                --Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать, какова тема сегодняшнего урока?  

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказыва-

ния.

Обдумывают ответы на вопросы.

В парах, фронталь

ная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив

ные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Устные ответы

4.

Целеполага

ние и построение  проекта выхода из затруднения

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстратив

ный рассказ с  элементами эвристической беседы, работа с учебными пособиями

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Поисковая деятельность, подбор своих примеров, иллюстриру

ющих  природу изучаемого языкового явления.

Запись темы урока  «Доказательства в рассуждении»

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

-Какова цель нашего урока?  Чему  мы должны научиться?  (Научиться  самим составлять тексты-рассуждения)

-Следовательно, чтобы научиться самому  писать сочинения-рассуждения,  нужно хорошо знать структуру рассуждения;  выявить отличительные признаки; ознакомиться с особенностями лексики.

Рассуждение имеет свои особенности.

Работа с толковым словарём Ожегова

Опережающее задание:

-Слово рассуждение многозначное:

1.Умозаключение, ряд мыслей изложенных в логически последовательной форме.

2.Высказывание, обсуждение.

-В каких жизненных ситуациях  человеку необходимо  использовать тип текста  рассуждение?   (Когда нужно доказать кому-то, что  прочитанная книга интересная, товарищ поступил неправильно, прошедшее мероприятие было полезным, на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

-Какова основная задача этого типа?  (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

-Прочитаем образец рассуждения (на карточках текст Д.С.Лихачёва) 

        Мы вступаем в век, в котором образование, знания …будут играть определяющую роль в  жизни человека…

        Учение – вот что сейчас нужно человеку … с самого малого возраста.

Учиться нужно всегда.  До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные.  Ибо знания всё растут и усложняются.  Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве… ум человека наиболее восприимчив.  Восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний…

        Умейте не терять времени на пустяки…, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками  глупой… информации…  попробуйте полюбить все предметы, какие проходите в школе.  Если другим они нравились, то почему вам они могут не понравиться!..

        Учитесь любить учиться!

1.О чём размышляет в своём письме Д.С.Лихачёв? (О важной роли учения)

2.Найдите вступление (1 предложение)

3.На какой вопрос отвечает текст? (Почему нельзя терять время на учение)

4.Что утверждает автор?  (Почему учиться нужно всю жизнь)

5.Какой тезис раскрывает автор? («Учиться нужно всегда»)

6.Какие доказательства (аргументы) он приводит? (Крупные учёные учились до конца жизни, знания всё растут и усложняются,   в детстве ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний)

7.Какую часть текста можно назвать выводом? (Последнее предложение текста)

Формирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничест

ве с учителем и одноклассника

ми делают выводы.

Отвечают на вопросы,  под руководством учителя анализируют текст, выявляют особенности текста-рассуждения, знакомятся со структурой рассуждения.

Индивиду

альная,

парная

Фронталь

ная, инди

виду

альная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Коммуникатив

ные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и  используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив

ные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Задают вопро

сы для уточне

ния инфор

мации

Устные ответы

6.Первичное закрепле

ние

с комментиро

ванием во внешней речи

Обобщение и систематизация  знаний. Составление связных рассказов об изученных нормах

-Этот текст позволил нам понять, как строится рассуждение.

Итак, сочинение-рассуждение имеет свои особенности:  

(ПЛАКАТ)

                ВСТУПЛЕНИЕ

                         ( о чём?)

                       ТЕЗИС

                     (утверждение)

                  ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

                         (почему)

                        ВЫВОД                    

                          (поэтому)

Принимают участие в работе, выполняют упражнения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Фронталь

ная, инди

видуаль

ная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения умственных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Задают

вопросы для уточне

ния инфор

мации

7.Самостоя

тель

ная работа

Обобщение и систематизация  знаний. Составление связных рассказов об изученных нормах

-Глядя на схему, самостоятельно найдите структурные элементы текста-рассуждения

Разноуровневые задания:

ТЕКСТ (разрезанный)

…Мы помним, как люди начинали интересоваться литературой через библиотеки…

        Что же касается личной библиотеки, то… к этому вопросу надо подходить очень ответственно.  …личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина… Если человек покупает книги для престижа, то напрасно это делает. В  первой же беседе он выдаст себя.

        Свою библиотеку не надо делать слишком большой… Дома  должны быть книги повторного чтения, классики, а больше всего  справочники, словари…

Искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения книг для однократного чтения.

ТЕКСТ (распечатка)

Каждый человек обязан… заботиться о своём интеллектуальном развитии. ..

 Основной способ интеллектуального развития –чтение…

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.  Она делает человека  интеллигентным, развивает в нём … понимание жизни, …служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми…

У человека должны быть любимые произведения…

Принимают участие в работе, выполняют упражнения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Фронталь

ная, инди

видуаль

ная

Задают

вопросы для уточне

ния инфор

мации, устные ответы

8.Творческая работа

Письменная работа

Привести доказательства к данному тезису: «Воспитанный человек  - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими…» (Д.С.Лихачёв)

Проверка выполнения задания

Привел три аргумента

Привел два аргумента

Привел один аргумент

Сделал вывод

Допустил 0 ошибок

        1

        2

        3

        4

        5

Максимальное количество баллов

10б

          Оценки:      9-10б – «5»

                 7-8 –«4»

                4-6 –«3»

                1-3 – «2»

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Индивиду

альная

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Взаимо

провер

ка

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности появились в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку вашей работе:выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Индивиду

альная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)

Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)...

Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Технологическая карта урока "Доказательство тождеств"

Урок разработан на основе УМК Алгебра: учебник для 7 класса/Ю.Н. Макарычев,Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков и др. под ред. С.А. Теляковского....

План-конспект урока "Доказательства в рассуждении".

Урок русского языка в 5 классе построен на системно-деятельностоном подходе, в основе изучения - метапредметность....