Рабочая программа по русскому языку 5 класс.2016 год.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Рабочая программа по русскому языку  для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. М. Разумовской. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.    -   М., Дрофа, 2014

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник. /М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др., под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М: Дрофа, 2014.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx85.62 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска Омской области «Лицей»

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол №

от  

Согласовано

на методсовете

Протокол №

от  .

                                                                                       Утверждаю

Директор БОУ «Лицей»

Л.Ю. Кирилихина

 

Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку  для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. М. Разумовской. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.    -   М., Дрофа, 2014

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник. /М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др., под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М: Дрофа, 2014.

Класс:   5

Учитель: Михайлова Светлана Петровна, учитель первой квалификационной категории

                                                                                                            г.Калачинск 2016г.

Рабочая  программа учебного предмета «Русский язык» для  5  класса БОУ «Лицей» разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. (с учётом изменений в стандарте ФГОС от 31.12.2015)

2.Основная образовательная программа основного общего образования  БОУ

 г. Калачинска «Лицей ».

3.Рабочая  программа  по  русскому (родному)  языку. 5-9  классы. Авторы программы:  М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.     -    М., Дрофа, 2014.

 В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием уроков, учебным планом по  БОУ «Лицей» на 2016-2017 учебный год количество уроков по данному предмету составляет  175 часов ( 35 недель по 5 часов   в неделю). Учебник: «Русский язык .5 класс». М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.       – М.: «Просвещение»,  2014 год.

Практическая часть программы: 

           

           Контрольные работы- 13

           Изложений- 3

         Сочинений- 3

           Р. Р. – 34

           

       

                                           

        Планируемые результаты освоения учебного предмета

   Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1)Аудирование:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному языку):

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтектовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпичес-кие, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуни-кативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты  (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного   (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей,  жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествователь-ного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом в неязыковых требований 

, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебного предмета

Общие сведения о русском языке

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу славянских языков.

Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

Осознание важности коммуникативный умений в жизни человека, понимание роли русского языка.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия.

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфоэпический словарь.

Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственно и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря.

Графика

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения звука.

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знаний алфавита при поиске информации в словарях.

Морфемика и словообразование

 Морфемика – как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.  Возможность исторических изменений в структуре слова.

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов. Словообразовательная пара, цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательные словари.

Лексика и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика с точки зрения ее происхождения: Исконно русские и заимствованные слова. Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика с точки зрения  сферы ее употребления. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Фразеологизмы; их значение и употребление.  Разные виды лексических словарей.

Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения сферы употребления,  экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения.

Проведение лексического разбора слова. Извлечение необходимой информации из словарей.

Грамматика. Морфология.

Морфология как раздел грамматики.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре  и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора. Применения морфологических знаний и умений в практике правописания. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы.  Виды связи.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные

Виды односоставных предложений.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания. Орфограмма.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.  Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Использование орфографических словарей.

Язык и культура

       Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей

                                                     

                                                           Тематическое планирование русский язык 5 класс ФГОС

 Количество часов

Тема

1

5

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Зачем человеку нужен язык

2

Что мы знаем о русском языке

3

Что такое речь (в отличии от языка)

4-5

Речь монологическая и диалогическая

6

3

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Звуки и буквы. Алфавит

7

Что обозначают буквы Е.Ё,Ю,Я

8

Фонетический разбор слова

9

4

 ТЕКСТ

Что такое текст.

10

Тема текста

11

Основная мысль текста

12

 Р\Р Сочинение контрольная работа №1

Сочинение "один день моих летних каникул".

13

10

ПИСЬМО И ОРФОГРАФИЯ

Зачем людям письмо.

14

Орфография. Нужны ли правила

15

Орфография. Нужны ли правила?

16

Орфограммы гласных  корня. Правила обозначения буквами гласных звуков

17

 

Сочетания букв жи-ши, ча-ща и др.

18

Буква ь после шипящих на конце существительных и глаголов

19

Разделительные ъ и.ь

20

Не с глаголами

21

Правописание тся,ться в глаголах

22

Контрольная работа № 2

Диктант «Повторение изученного в начальных класса»

23  

2

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ

Почему корень, приставка, суффикс и окончание-значимые части слова

24

Как образуются формы слова

25

3

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ . МОРФОЛОГИЯ.

Самостоятельные части речи

26

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

27

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы 

28

4

ТЕКСТ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

29

Абзац как часть текста

30

План текста  

31

Сжатие и развертывание текста.

32

7

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Что изучает фонетика

 33

Звуки гласные и    согласные

34

Слог, ударение

35

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных звуков

 36-37

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

38

Контрольная работа №3 по фонетике и орфоэпии

39

19

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ.

Как определить лексическое значение слова

40

Сколько лексических значений имеет слово

 41-42

Когда слово употребляется в переносном значении

43

Как пополняется словарный состав русского языка

  44-45

Как образуются слова в русском языке

 46

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

 47

Правописание чередующихся гласных в корнях лаг,лож, раст, ращ, рос

48

Буквы о-Ё после шипящих в корнях слов

49

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

50

Что такое профессиональные и диалектные слова

51

О чем рассказывают устаревшие слова

52

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

53

Правописание  корней слов

54

Правописание приставок

55

Буквы и-ы после ц

56

Значение, строение и написание слова.

57

Контрольная работа №4: диктант с заданиями.

58

6

СТИЛИ РЕЧИ.

Что изучает стилистика

59

Разговорная и книжная речь

60

Культура речевого поведения

61

Художественная   речь

62

  Научно-деловая речь

63

Р/Р Контрольная работа №5 Изложение «Барсучок»

64

23

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.ВВОДНЫЙ КУРС.

Что изучает синтаксис и пунктуация

65-66

Словосочетание

67-68

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Восклицательные предложения

69

Главные члены предложения.

70

Тире между подлежащим и сказуемым

71-72-73

Предложения распространенные и нераспространенные

74-75

Однородные члены предложения

.Обобщающие слова при однородных членах предложения

76

Контрольная работа №6 и её анализ

77

Обращение

78

Синтаксический разбор простого предложения.

79-80,81

Сложное предложение.

82-83

Прямая речь

84

Диалог

85

Повторение и обобщение «Синтаксис и пунктуация»

86

Контрольная работа№7.

.Диктант и задание к нему 

87

4

ТИПЫ РЕЧИ.

Что такое тип речи

88,89

Описание, повествование, рассуждение

90

Оценка действительности

91-92

6

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА.

Строение текста типа рассуждения-доказательства

93

Анализ текста: определение типа речи Контрольная работа№8

(изложение)

94

Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа№9

95

Анализ изложения

96

18

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ.

Самостоятельные и служебные части речи

97

Что обозначает глагол

98

Правописание  не с глаголами

99

Как образуются глаголы

100

Вид глагола

101

Корни с чередованием е-и

102

Инфинитив

103

Правописание тся-ться

104

Наклонение глагола

105

Как образуется сослагательное наклонение глагола

106

Как образуется повелительное наклонение глагола

107-108

Времена глагола

109

 Спряжение глагола. Лицо,число

110-111

Правописание безударных личных окончаний глаголов

112-113

Безличные глаголы.  Переходные и непереходные

114115

5

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА.ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Как связываются предложения в тексте . «Данное» и «новое» в предложениях текста

116117118

Строение текста типа повествования

119

16

 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Что обозначает имя существительное

120

Как образуются имена существительные

121-122

Употребление суффиксов чик-щик,  Употребление суффиксов ек-ик

123

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

124

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

125

Собственные и нарицательные имена существительные

126-127

Род имен существительных Существительные общего рода Род несклоняемых имен существительных.  

128

Число имен существительных

129

Падеж и склонение имен существительных Морфологический разбор имени существительного

130

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

131-132

Употребление имен существительных в речи

133-34

Контрольная работа № 10

Диктант «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта

135

7

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Строение текста типа описания предмета

136-137

Редактирование текстов типа описание

138-139

Создание текста типа описание предметов художественного и делового стилей

140-141

Контрольная работа № 11

Сочинение  

142

Типы речи в тексте

143-144

Анализ и редактирование текстов

145-146

Контрольная работа №12Сочинение «Что я люблю и почему» или «Как я однажды пёк (пекла) пироги»

147-148

Контрольная работа № 13 изложение и его анализ

149

21

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Что обозначает имя прилагательное.

150-151

Прилагательные качественные Прилагательные относительные и притяжательные

152-153

 

Правописание окончаний прилагательных

154

Образование имен прилагательных

155-156

Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий.

157-158

Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

159-160

Промежуточная аттестация Анализ результатов промежуточной аттестации

161-170

Обобщающее повторение по темам: «Имя существительное»,»Имя прилагательное»,  «Глагол» «фонетика»,«орфография»

171-175

РЕЗЕВНЫЕ УРОКИ

                                                                                                             

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

  • жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
  • действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

  •  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами);
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных системах);  знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

  • анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,  
  • построение логической цепи рассуждений,  доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • действия постановки и решения проблем включают  формулирование проблемы и  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В состав коммуникативных действий входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик  получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Личностные:

Л1 - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

Л2 - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Л3 - достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Коммуникативные:

К1 - владение всеми видами речевой деятельности,

К2 - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

К3 - адекватное восприятие устной и письменной речи;

К4 - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

К5 - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.

Познавательные :

П1 - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

П2 - осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

П3 - определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

П4 - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

П5 - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.

Регулятивные:Р1 - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

Р2 - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.

№ раздела

тема

ууд

1

 О языке и речи. 2 + 2 (4)

Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

2

Повторение изученного

 Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества.познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

3

Фонетика. Орфоэпия. 

 Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

4

Лексика. Словообразование. Правописание 

Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества.познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

5

Синтаксис и пунктуация 

 Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные:воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием

6

Морфология. Правописание 

Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные:воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

7

Систематизация и обобщение изученного .

. Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания;регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Календарно-тематическое планирование русский язык 5 класс ФГОС

Дата

Тема

1

Р.Р1

Зачем человеку нужен язык

2

Р.Р.2

Что мы знаем о русском языке

3

Р.Р.3

Что такое речь (в отличии от языка)

4-5

Р.Р4,5

Речь монологическая и диалогическая

6

Звуки и буквы. Алфавит

7

Что обозначают буквы Е.Ё,Ю,Я

8

Фонетический разбор слова

9

Р.Р.6

Что такое текст.

10

Р.Р7

Тема текста

11

Р.Р8

Основная мысль текста

12

 Р\Р Сочинение контрольная работа №1

Сочинение "один день моих летних каникул".2 часа

13

Р.Р9

Зачем людям письмо.

14

Орфография. Нужны ли правила

15

Орфография. Нужны ли правила?

16

Орфограммы гласных  корня. Правила обозначения буквами гласных звуков

17

 

Сочетания букв жи-ши, ча-ща и др.

18

Буква ь после шипящих на конце существительных и глаголов

19

Разделительные ъ и.ь

20

Не с глаголами

21

Правописание тся,ться в глаголах

22

Контрольная работа № 2

Диктант «Повторение изученного в начальных класса»

23  

Почему корень, приставка, суффикс и окончание-значимые части слова

24

Как образуются формы слова

25

Самостоятельные части речи

26

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

27

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы 

28

Р.Р10

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

29

Р.Р11

Абзац как часть текста

30

Р.Р12

План текста  

31

Р.Р.13

Сжатие и развертывание текста.

32

Что изучает фонетика

 33

Звуки гласные и    согласные

34

Слог, ударение

35

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных звуков

 36-37

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

38

Контрольная работа №3 по фонетике и орфоэпии

39

Как определить лексическое значение слова

40

Сколько лексических значений имеет слово

 41-42

Когда слово употребляется в переносном значении

43

Как пополняется словарный состав русского языка

  44-45

Как образуются слова в русском языке

 46

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

 47

Правописание чередующихся гласных в корнях лаг,лож, раст, ращ, рос

48

Буквы о-Ё после шипящих в корнях слов

49

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

50

Что такое профессиональные и диалектные слова

51

О чем рассказывают устаревшие слова

52

Р.Р.14

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

53

Правописание  корней слов

54

Правописание приставок

55

Буквы и-ы после ц

56

Значение, строение и написание слова.

57

Контрольная работа №4: диктант с заданиями.

58

РР15

Что изучает стилистика

59

РР15

Разговорная и книжная речь

60

РР17

Культура речевого поведения

61

РР18

Художественная   речь

62

РР19

  Научно-деловая речь

63

Р/Р Контрольная работа №5 Изложение «Барсучок»

64

Что изучает синтаксис и пунктуация

65-66

Словосочетание

67-68

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Восклицательные предложения

69

Главные члены предложения.

70

Тире между подлежащим и сказуемым

71-72-73

Предложения распространенные и нераспространенные

74-75

Однородные члены предложения

.Обобщающие слова при однородных членах предложения

76

Контрольная работа №6 и её анализ

77

Обращение

78

Синтаксический разбор простого предложения.

79-80,81

Сложное предложение.

82-83

Прямая речь

84

Диалог

85

Повторение и обобщение «Синтаксис и пунктуация»

86

Контрольная работа№7.

.Диктант и задание к нему 

87

РР20

Что такое тип речи

88,89

РР21

Описание, повествование, рассуждение

90

РР22

Оценка действительности

91-92

РР23

Строение текста типа рассуждения-доказательства

93

РР24

Анализ текста: определение типа речи Контрольная работа№8

(изложение)

94

Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа№9

95

Анализ изложения

96

Самостоятельные и служебные части речи

97

Что обозначает глагол

98

Правописание  не с глаголами

99

Как образуются глаголы

100

Вид глагола

101

Корни с чередованием е-и

102

Инфинитив

103

Правописание тся-ться

104

Наклонение глагола

105

Как образуется сослагательное наклонение глагола

106

Как образуется повелительное наклонение глагола

107-108

Времена глагола

109

 Спряжение глагола. Лицо,число

110-111

Правописание безударных личных окончаний глаголов

112-113

Безличные глаголы.  Переходные и непереходные

114115

РР25,26

Как связываются предложения в тексте . «Данное» и «новое» в предложениях текста

116117118

РР27,28

Строение текста типа повествования

119

 Что обозначает имя существительное

120

Как образуются имена существительные

121-122

Употребление суффиксов чик-щик,  Употребление суффиксов ек-ик

123

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

124

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

125

Собственные и нарицательные имена существительные

126-127

Род имен существительных Существительные общего рода Род несклоняемых имен существительных.  

128

Число имен существительных

129

Падеж и склонение имен существительных Морфологический разбор имени существительного

130

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

131-132

Употребление имен существительных в речи

133-34

Контрольная работа № 10

Диктант «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта

135

РР29

Строение текста типа описания предмета

136-137

РР30,31

Редактирование текстов типа описание

138-139

РР32

Создание текста типа описание предметов художественного и делового стилей

140-141

Контрольная работа № 11

Сочинение  

142

Типы речи в тексте

143-144

РР33,34

Анализ и редактирование текстов

145-146

Контрольная работа №12Сочинение «Что я люблю и почему» или «Как я однажды пёк (пекла) пироги»

147-148

Контрольная работа № 13 изложение и его анализ

149

Что обозначает имя прилагательное.

150-151

Прилагательные качественные Прилагательные относительные и притяжательные

152-153

 

Правописание окончаний прилагательных

154

Образование имен прилагательных

155-156

Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий.

157-158

Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

159-160

Промежуточная аттестация Анализ результатов промежуточной аттестации

161-170

Обобщающее повторение по темам: «Имя существительное»,»Имя прилагательное»,  «Глагол» «фонетика»,«орфография»

171-175

РЕЗЕВНЫЕ УРОКИ

                       

    График контрольных работ

русский язык 5  класс А

№ урока

Дата

Вид  работы

1

12

Контрольная работа № 1Сочинение «Памятный день каникул»

 2

 

 Стартовая контрольная работа

3

22

Контрольная работа № 2. Диктант по теме «Орфография»

4

 38

 Контрольная работа № 3  по теме «Фонетика и орфоэпия»

5

57

Контрольная работа № 4.  Диктант по теме «Орфография»

6

63

Контрольная работа №5 Изложение «Барсучонок»

7

 76

Контрольная работа №6  по  теме «Синтаксис»

8

86

Контрольная работа №7. Диктант  по  теме «Синтаксис  «

9

93

Контрольная работа №8  Анализ текста

10

94

Контрольная работа №9  Изложение «Джек»

11

134

Контрольная работа №10 диктант по теме «Имя существительное»

12

140

Контрольная работа №11.Сочинение. «Мой друг»

13

145,146

.Сочинение «Как я пек пироги»

14

147,148

Контрольная работа №12.Изложение «Друг детства»

15

159,160

Контрольная работа №13   Итоговый тест

16

Промежуточная аттестация

  Описание   учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного  процесса

Печатные издания:

1.О.П.Баландина  Обучение сочинению по картине 5-9 классы - В.: Учитель, 2011

2. А.И.Купалова Изучение синтаксиса и пунктуации – М: Дрофа, 2008

3. С.Н.Пименова  Дидактические материалы по русскому языку 5 класс-М: Просвещение, 2008

4. М.Разумовская   Поурочные разработки по русскому языку в 5 класса –  М: Дрофа , 2010

5..И.В.Текучёва   Контрольные и проверочные работы 5 класс - М.: АСТ 2005

6. Н М. Шанский   Занимательный русский - М.: Дрофа, 2005

Лингвистические словари:

1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. - М. : Просвещение, 2006.

2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т.  5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.

3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков,  -М. : Просвещение, 2003.

4. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М.А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.

                                       Материально – техническое обеспечение:

Карточки по теме: «Орфография», «Имя существительное», «Словообразование», «Словарные слова» .

Карточки по теме «Существительные собственные и нарицательные», «Виды глагола»

Карточки по теме «Словосочетание»

Карточки по теме «Имя прилагательное»

Портреты русских лингвистов

Демонстрационные таблицы по темам: «Части речи», «Типы речи», «Спряжение глагола», «Имя прилагательное»и др.

Тестовые задания по темам: «Данное и новое в предложении», «Виды глагола», «Типы речи», «Суффиксы имён прилагательных», «Род имён существительных».

Персональный компьютер, оснащённый акустическими колонками.

Цифровые ресурсы

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку

http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

 http://school-collection.edu.ru/ - Энциклопедия «Кругосвет»http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

Htpp//edu.1september.ru

WWW.scool.edu.ru

Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский языкHttp://ege.go-test.ru/ege/rus/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса.2016 год.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена   в   соответствии с Федеральным   государственным образовательным  стандартом основного общего об...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса .2016 г.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена   в   соответствии с Федеральным   государственным образовательным  стандартом основного общего об...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2016-2017

Программа базовая по стабильному учебнику Ладыженской, измененному в связи с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2016-2017

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы, тематического планирования...

Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...