Урок в 7 классе по теме:"Краткие причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Кузьмина Елена Васильевна

Урок по русскому языку"Краткие причастия" в 7 классе построен как урок изучения новой темы с последующим закреплением. Презентация, прикреплённая к уроку, поможет без лишней затраты времени провести его. На уроке используется дидактический материал на повторение правописания кратких прилагательных, отличие их от кратких причастий. Особое внимание уделяется на применение кратких причастий в речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkie_prichastiya.pptx70.77 КБ
Файл kratkie_prichastiya.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сформулируйте задание к упражнению: 1гр. 1.длинный ; 2.пустынный ; 3.тронутые; 4.деревянный 2гр . 1.стеклянный; 2. составленный ; 3. старинный; 4.мгновенный

Слайд 2

Сравните, чем отличаются причастия в данных предложениях? 1.Дураку закон не писан. 2.Писанного пером не вырубишь топором.

Слайд 3

Тема: Краткие причастия

Слайд 4

Сравните слово сосредоточе …ы в обоих предложениях. Как вы их напишете и почему ? 1.Лица всех были сосредоточе …ы , серьёзны. 2.Войска сосредоточе …ы на равнине . Как отличить краткие прилагательные от кратких прилагательных?

Слайд 5

Алгоритм краткое причастие -Н- Лица сосредоточены .→ (Лица, которые сосредоточились). Всегда с одной –н - Краткое прилагательное - нн -;-н- Лица сосредоточенны, серьёзны.→ (Лица сосредоточе нн ые, серьёзные). Пиши столько –н- , сколько в полном прилагательном!

Слайд 6

1.Сегодня она рассея …а и невниматель …а.-Тучи рассея …ы ветром. 2.Неприятно, когда твои собеседники плохо воспит …ы.- Они дерзки и невоспита …ы. 3.Собрание было взволнова …о тем, что произошло вчера. - Её выступление было взволнова …о. 4.Блюда были изыска…ы.- Средства на покупку книг были изыска…ы. 5.Все детали операции были продума …ы.- Его ответы были точны и продума …ы.

Слайд 7

Ответ: 1. - нн - - - н- 2 . - н- - - нн - 3. - н- - - нн - 4 . - нн - - - н- 5 . - н- - - нн -

Слайд 8

Задание: 1 группа. Выпишите в два столбика краткие и полные страдательные причастия. 2 группа. Выпишите предложения с причастным оборотом, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы . Посреди острова на высокой горе находился древний город окружё … ый широкими кольцами воды и суши с прекрасным Храмом Посейдона. Храм был отдела…золотом , серебром и мрамором, суша соедине …а мостами. Прекрасный остров процветал. Но вот боги прогневались на атлантов, и в один день и в одну бедственную ночь Атлантида оказалась погруже …а в море. Некоторые учёные очарова … ые легендой очень хотели бы найти следы Атлантиды. Они говорили, что там, где был расположе …сказочный остров, есть признаки недавнего опускания суши. Но Атлантида ли это ?



Предварительный просмотр:

Урок разработала и провела  в 7Б  классе Кузьмина Е.В.

Тема: Краткие причастия.  

Цель: отличать краткие  страдательные причастия  от прилагательных, определять их синтаксическую роль, правильно их писать.

Задачи:

            образовательные – формировать умение находить краткие  страдательные причастия  в тексте, отличать от прилагательных,  уметь  их образовывать, употреблять в речи, ставить в них правильное ударение;

              развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции;

            воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели, уверенность в себе, воспитание культуры общения;

 Тип урока урок изучения нового

Формы работы учащихся индивидуальная, групповая, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование :проектор

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: схемы, презентация.

Базовый учебник: Русский язык. Практика.7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой.

˅ знал (а)

+ новое для меня

- думал (а) иначе

? осталось непонятым

                                                             План урока

Слайд 1.

I.Разминка : Сформулируйте задание к  упражнению.

1гр. 1.длинный ; 2.пустынный; 3.тронутые; 4.деревянный

 2гр. 1.стеклянный; 2. старинный; 3.составленный;4. мгновенный  

(возможно: найти причастие)

II.Докажите, что найденные слова являются причастием. Около доски от каждой группы по 1 человеку называют  признаки глагола и прилагательного. (Они образованы от глаголов тронуть, составить; отвечают на вопросы какой? Признаки глагола и прилагательного:

 тронутые - какие?, страд., множественного числа, полная форма , им.пад,  св. вида, невозвратное, прош.вр. ;

 составленный- какой ?, страд, ед .числа, полная форма, муж. рода, сов.вида., прош. врем., невозвратное)

Слайд 2.

-Чем отличаются причастия в пословицах?

1.Дураку  закон не писан. 2. Писанного пером не вырубишь топором. Посмотрите на  краткое причастие, что вы уже знаете о них?( пишутся с одной буквой –н- , с не-  пишутся раздельно)

О чём будем говорить на уроке?:  О кратких  причастиях.      Слайд 3.

Цель: определить….

- Определите  синтаксическую роль  кратких причастий.

III. Упр.187 . (устно продолжить второй абзац, сделать вывод, над какой орфограммой работали ?) Сравните   предложения.

-Образ какого ученика вам больше нравится?

IV. Подберите к предметам, имеющимся  в кабинете, краткие страдательные причастия  с зависимыми словами. ( Парты в кабинете расставлены ровно, доска чисто вымыта, пол  чисто подметён, стенды аккуратно подвешены, книги аккуратно сложены)

(Краткие причастия являются   сказуемыми  и  с зависимым  словом не образуют определения – причастного оборота, который бы выделялся запятыми). Слайд 4.

V.Сравните  слово сосредоточе…ы в обоих предложениях. Как вы их напишете и почему?

 1.Лица всех были сосредоточе…ы, серьёзны.

2.Войска сосредоточе…ы  на равнине.

 Сделайте вывод: (В первом предложении в слове сосредоточенны пишется   -нн-, потому что оно является прилагательным, его нельзя заменить  «вялым оборотом», а можно заменить синонимом :внимательны. Во втором предложении – причастие, потому что вялый оборот: войска, которые сосредоточились. В кратком причастии пишется   -н- ).

 Слайд 5.

VI. Потренируемся: (Листочки на партах, надо вставить н,нн)

  1. Сегодня она рассея…а и невниматель…а.-Тучи рассея…ы ветром.

2.Неприятно, когда твои собеседники плохо воспит…ы.- Они дерзки и невоспита…ы.

3.Собрание было взволнова…о  тем, что произошло вчера. - Её выступление было взволнова…о.

4.Блюда были изыска…ы.- Средства на покупку книг быи изыска…ы.

5.Все детали операции были продума…ы.- Его ответы были точны и продума…ы.

-Каким членом предложения являются краткие прилагательные и причастия ? ( сказуемым)

         Слайд 6.Ответ: 1.   -нн-    -  - н-                              

                                   2.  -н-    -   -нн-                                    

                                   3. -н-      - нн-                                      

                                   4.  -нн-    -  - н-                                    

                                   5.  -н-      - нн-

VII.  Задание: Выпишите в два столбика краткие и полные страдательные причастия. Выпишите предложения с причастным оборотом, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

                                          Работа с текстом. Озаглавить.   Слайд 7.

      1.Посреди острова  на высокой горе  находился древний город окружённый  широкими кольцами воды и суши  с прекрасным  Храмом Посейдона. 2.Храм был  отделан золотом, серебром и мрамором, суша соединена мостами. 3.Прекрасный остров процветал.4. Но вот боги прогневались на атлантов, и в один день и в одну бедственную ночь Атлантида оказалась погружена  в море. 5.Некоторые учёные  очарованные легендой  очень хотели бы найти  следы Атлантиды. 6.Они говорили, что там, где был расположен сказочный остров, есть признаки недавнего опускания суши.7. Но Атлантида ли это?

1 группа : отделан, соединена, погружена, расположен; окружённый, очарованные; 2 группа: 1),2).

VIII. Упр.185  Определите  задание к упражнению. (акцентологические нормы кратких причастий во множественном  числе  и в ед.числе в ж., м. и  ср. роде).

Рефлексия

10б. Всё понял, могу объяснить другому

8б. Я сам всё понял, но объяснить другому не могу.

7б. Для полного понимания мне нужно повторить тему.

5б. Я ничего не понял.

Дом.задание: 1. Упр.193- плохо понял, тяжело.

2.Упр.194- хорошо понял.

3.Работа с текстом упр.199- очень хорошо понял (а) тему

+ всем выполнить упр.196, п.п.137,138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Урок в 5 классе по теме "Краткие прилагательные".

Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Краткие прилагательные»Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок комбинированного типаЦель урока: учить определять морфологические признаки...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

урок русского языка "Полные и краткие причастия"

Предлагаю презентацию к уроку по данной теме. Урок предполагает самотоятельное изучение темы, исследование, решение проблемы и творческую работу учащихся. Ребята сами делают открытие! Сами реализуют п...

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...