урок русского языка в 6 классе "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Фаттахова Татьяна Риверовна

На этом уроке ребята должны  находить местоимения в речи. употреблять их, определять роль местоимений в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx25.57 КБ
Файл mestoimenie_7.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цели:

- обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

- развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

- воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Задачи:

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: «Местоимение» для контроля над усвоенными знаниями.

Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.

Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
  • по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Оборудования: презентация, карточки, УМК по русскому языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Наш мир прекрасен и велик. Только лишь человек способен передать словами всю прелесть природы.  А для этого мы должны обладать правильной и красивой речью. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой темой, которая поможет разнообразить нашу речь.

                 II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, ответим на вопросы.

                -Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи? (морфология)

                -Отгадайте загадки.

1) Всё, что существует, оно обозначает.

На вопросы КТО? и ЧТО?

Верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

                                                                       ( Имя существительное)

2) Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

С папой существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется  никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

                                                                                            ( Имя прилагательное)

3) Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

                                                                 (Имя числительное)

           

 - Молодцы! Отгадали все загадки.

III. Изучение новой темы.

  А теперь загадаю ещё одну.

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы…

-С какой частью речи мы сегодня будем знакомиться?                                                      (Местоимение)

-Ребята, запишите сегодняшнюю дату и тему урока: «Местоимение».

-Что мы должны узнать о местоимении?

 - Прочитайте предложение:

           Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

-Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Работа в парах: Давайте изменим предложение, чтобы смысл был понятен:

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

(один из вариантов ответа записывается на доске)

Ответьте на вопросы:

- Кто он? (Вова)

- От кого узнал? (От синоптиков)

- Какая погода установится? (Солнечная)

- Через сколько дней? (Через семь дней)

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).

- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

-Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

-Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.

      -А что означает слово «этимология»? (раздел языкознания, изучающий происхождение слов)

- Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

(Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет).

Не Вова, он;

не от синоптиков, а от них;

не солнечная, а такая;

не семь, а несколько.

Учитель:

-Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам).

Задания по рядам: На экране и у вас на партах расположена таблица. Попробуйте изменить предложенные местоимения по родам, числам и падежам.

Местоимение

я

такой

себя

род

число

Падежи

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1 ряд-я

2 ряд-такой

3 ряд-себя

(ответы учеников)

- Учитель. Итак, как изменяется местоимение «себя»? (только по падежам)

                         -А в каком падеже не склоняется местоимение «себя»?

                         - На какой вопрос отвечает местоимение «такой»? (какой)

                         -Какая ещё часть речи отвечает на вопрос «какой»? (прилагательное)

                          -Что обозначает имя прилагательное? (признак)

                          -Значит местоимение «такой» указывает на что? (на признак)

                         -Как склоняется местоимение «такой»? ( по падежам, родам и числам)

                           -Как изменяется местоимение «я» ?

 - Как же изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам).

-Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений.

IV. Физкульминутка.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Задания по рядам. На каждой парте расположены листочки с предложением. Запишите это предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор. ( из каждого ряда вызываю к доске по одному ученику)

- А теперь проверим, как ребята выполнили задание, и посмотрим, какими членами предложения могут быть местоимения.

 1 ряд-Он заболел и не пришел в школу.

2 ряд-Петя подошел к другу и обнял его.

3 ряд-Самый ожидаемый праздник – Новый год.

                                                                                         (проверка)

-Какими членами предложения могут быть местоимения? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).

Учитель: А теперь, ребята, подумайте и скажите, что такое местоимение?

-Откройте учебники.

– Такой ли вывод сделали мы? Проверим.

Выполнение упражнения 434. (самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

Задача: устранить речевые недочеты в тексте.

-Итак, мы в “Туннеле”, выбраться из него нам поможет только ваше внимательное отношение к местоимениям. Будьте внимательны.

– Послушайте предложение.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх.

– Подумайте, почему получилась такая двусмысленность? (Местоимение часто заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.)

– Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.

Прочитайте предложения.

Ребята собрались в поход. Ребята взяли с собой рюкзаки.

-Какой речевой недочёт вы заметили в этом тексте? (повторение)

-Исправьте речевую ошибку. (Ребята собрались в поход. Они взяли с собой рюкзаки)

А теперь поработайте самостоятельно Исправьте речевые ошибки. Работаем в парах.

1.Толя подошел к дому. Он был высокий.

2.Надя подошла к клетке с тигром. Он зарычал.

3.Щенок подбежал к мальчику. Щенок выглядел мило.

Проверяем. (Ребята читают предложения в исправленном виде).

Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавались двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.

V. Итог. Рефлексия. 

– Что такое местоимение?

– Для чего нужны местоимения?

– Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными?

  • Закончите предложения.
  • Местоимения нужны для того, чтобы…
  • При употреблении местоимений нужно быть осторожным, потому что…

VI. Оценивание. Сегодня хорошо работали ...

VII. Домашнее задание: п.76, упр.433

Желаю вам успехов в дальнейшей работе над темой “Местоимение”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М ы предмет не называем, Его признаки скрываем, Прямого не дадим ответа, Скажем: он, ты, мы, этот. Велико же будет удивленье, Если не узнали вы … местоимение

Слайд 2

Цель: определить общее грамматическое значение местоимений, их морфологические и синтаксические признаки, роль в речи.

Слайд 3

Он узнал от них , что такая погода установится через несколько дней. Слова для справок: солнечная, семь, Вова, синоптики.

Слайд 4

имена Существительные Прилагательные Числительные

Слайд 5

Что обозначает слово «местоимение» ? от латинского « pronomen » - вместо имени

Слайд 6

Местоимение я такой себя род число Падежи И.п . Р.п . Д.п . В.п . Т.п. П.п . я-мы Я Меня Мне Меня Мной Обо мне такой-такая-такое такой-такие Такой Такого Такому Такого Таким О таком Себя Себе Себя Собой О себе

Слайд 7

Какими членами предложения могут быть местоимения? -подлежащим -дополнением -определением

Слайд 8

Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу . (рыбу или корзину)

Слайд 9

Ребята пошли в поход. Ребята взяли с собой рюкзаки. Ребята пошли в поход. Они взяли с собой рюкзаки.

Слайд 10

1.Толя подошёл к дому. Он был высокий. 2.Я заходил к учительнице, но их не было дома. 3.Щенок подбежал к детям. Щенок выглядел мило.

Слайд 11

1.Толя подошёл к дому. Жилище было высоким. 2.Я заходил к учительнице, но её не было дома. 3.Щенок подбежал к детям. Он выглядел мило.

Слайд 12

1. Что такое местоимение? 2.Как изменяются местоимения? 3.Какими членами предложения могут быть местоимения? Закончите предложения. Местоимения нужны для того, чтобы… При употреблении местоимений нужно быть осторожным, потому что…

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...