Мастер-класс со слабоуспевающими по подготовке к ОГЭ по теме "Средства вырзительности.Фразеологизмы"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Колесникова Елена Анатольевна

Подготовка к ОГЭ со слабоуспевающими по заданию 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass_so_slabouspevayushchimi.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия со слабоуспевающими обучающимися, включающего структуры сингапурской методики,

составила Колесникова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Якушкинская СОШ»

Дата проведения: 28.03.2014 г.

Класс: 9

Предмет: русский язык

Название раздела: подготовка к ОГЭ  

Тема мероприятия: «Средства выразительности. Фразеологизмы»

Цели урока:  подробное рассмотрение понятия «Фразеологизм», определение его функции в языке, выработка навыка выполнения задания А3 ОГЭ.

Планируемые результаты:

Предметные: повторение изученного о фразеологизме, самостоятельное определение роли фразеологизмов в языке, способствовать  развитию речи учащихся, отрабатывать навыки нахождения фразеологизмов в тексте, научиться безошибочно выполнять задание А3 ОГЭ.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять порокам.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, чистые листы.

Межпредметные связи:  литература, живопись.

               

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организационный момент

( 1 мин.)

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

- Друзья, на носу 4 четверть, и нам с вами нужно не покладая рук, в поте лица готовиться к экзамену. Согласны? Работы – вагон и маленькая тележка. Но, чтобы не ударить лицом в грязь на экзамене, падать духом не будем и не будем бить баклуши, а дружно возьмёмся за эти авгиевы конюшни.

Проблемный вопрос:

- Ребята, что интересного вы заметили в моей речи?

( словосочетания: авгиевы конюшни, ударить лицом в грязь, падать духом и т.д.)

- Попробуйте вспомнить, как называются такие словосочетания?

(фразеологизмы)

 

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

( 3 мин.)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- При подготовке к экзамену встречаются ли нам задания с фразеологизмами?

(Да.)

- Считаете ли вы нужным научиться различать их в тексте?

(Конечно.)

Целеполагание.

 - Сформулируйте тему нашего урока и цель.

(Средства выразительности. Фразеологизмы. Научиться находить их в тексте.)

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Работа с презентацией (Фразеологизмы в картинках)

(7 мин.)

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Беседа по презентации (1-3 слайды)

-Что же такое фразеологизм?

-Какова их роль в нашей речи?

Отвечают на вопросы учителя.

2.Работа с понятием.

( 7 мин.)

Фразеологизм.

Что такое фразеологизм? (Фразеологизм –это устойчивое сочетание, имеющее неизменный порядок слов.)

Работа в тетрадях.

Обучающиеся записывают определение в тетради.

Командная работа. 

(структура ДЖОТ ТОТС)

Каждая участник команды должен записать по 2 фразеологизма на отдельных листочках. Всего у команды их должно быть 8. Не должны совпадать.  Коллективная проверка.

Физ. минутка

(2 мин)

Активно выполняют физические  упражнения для глаз, рук, шеи. Упражнение «вдох-выдох»

Этап 4. Практикум.  Работа  с тестом. 

Работа с иллюстрациями из презентации.

(2 мин.)

Наглядный, частично-поисковый

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Беседа:

- Обратимся непосредственно к иллюстрациям?

-Как вы считаете, почему появились подобные выражения?

-На прямом или переносном значении они основаны?

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы, основываясь на иллюстрации.

5. Работа с тестом в виде презентации.

(5 мин)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

- Попробуем выполнить задание А3 ОГЭ.

Дают устный ответ на задания.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Командная работа. Самостоятельная работа с тестами.

(8 мин)

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в команде. Разработка критериев оценки работы в команде.

Командная работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

  1. Самостоятельная работа по тестам.
  2. «Фразеологизм - конструктор».

( обучающиеся должны совместно собрать из разрозненных фрагментов фразеологизмы)

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

(2 мин)

Индивидуальная, командная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Что же такое фразеологизм? Какова его роль в речи?

(структура СИНГЛ РАУНД РОБИН)

(обучающиеся обсуждают по кругу ответ и готовятся выступить)

2.Самооценка и оценивание учителем работы с комментариями

(2 мин)

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

-Как вы считаете, насколько полно вы усвоили материал?

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

(2 мин)

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Нарисовать содержание фразеологизма.

2. Придумать 3 предложения с фразеологизмами.

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

(1 мин)

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Дайте оценку по шкале на доске:

Интересно

Жизненно

Полезно

Обыкновенно

Скучно

 

Ставят галочку напротив подходящего, по их мнению, слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».

Материал подготовлен к семинару   «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...

Мастер-класс "Использование дистанционных технологий при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку".

Основная подготовка  учеников к ОГЭ и  ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенапр...

Мастер-класс «Роль смыслового чтения при подготовке к ОГЭ творческое задание 9.1, 9.3. Учимся работать с текстом», занятие 3-5

Занятие направлено на освоение различных механизмов смыслового чтения при подготовке к ОГЭ творческое задание 9.1, 9.3, на решение лингвистических задач при работе с текстом....

Мастер-класс «Роль смыслового чтения при подготовке к ОГЭ творческое задание 9.1, 9.3. Учимся работать с текстом», занятие 4-5

Мастер-класс « Роль смыслового чтения  при подготовке к ОГЭ: творческое задание 9.1,9.3.Учимся работать с текстом», занятия 4-5...