Задания для проведения итоговой аттестации за курс 8 класса
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задания для проведения итоговой аттестации за курс 8 класса
Подготовлено учителем русского языка Корчагиной Е.Н
1вариант.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука - ЛЕСТЬ. (4)Была у Ольги любимая подруга. (5)Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и... детища свои - стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала».
(9) «Да?!» - оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу загорающиеся любопытством глаза. - (10 )«Читай!» (11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.
(14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Лепка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.
(18)Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:
- (19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? - задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. -(20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?!
- (23)Этого не может быть? - глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.
(24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!. (25)«Неужели это правда, неужели Ленка могла гак подло со мной поступить?» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопросвновь вонзался в её сердце: (27)«Что же делать, как же узнать - правда ли это всё?»
(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! - вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. -. (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36) К счастью, случай не заставил себя долго ждать.
- (37)Лен, а я новый стих написала
. - (38)Да что ты?? (39)Так давай - читай!
(40)Оля ровным, спокойным голосом стала читать:
(4I )Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.
(43)Мне пела дифирамбы, как могла.
(44)Потом сама же надо мной смеялась...
(45)Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. {47} А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48) «Да, значит, это правда... (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю».
(51)С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной - замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того Нелепого стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55) « Лен, а я новый стих написала».
- (56)Да?! - оживляется Лена. - (57)Читай!
(58)И Оля читает!
(По Р.Госман)
* Госман Раза - современная писательница.
Задания к тексту. 1 вариант.
Ответами к заданиям являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в ответе.
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ольга так переживала из-за поступка Лены?»
1)Ольга считала Лену своей любимой подругой, беспредельно верила ей, доверяла все свои тайны.
2)У Лены был очень мирный и мягкий характер, каждый легко мог ее обидеть.
3)Ольге было обидно, что у Лены появилась новая, более близкая подруга.
4)Ольга боялась, что все узнают о том, что она пишет сырые и слабые стихи.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».
2)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.
3)Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжелая, черная туча.
4) От природы Ольга была характера мягкого и мирного.
4.Из предложений 28-35 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «приближение».
5.Из предложений 12-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»
6.Замените книжное выражение «Петь дифирамбы» в предложении 43 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7.Замените словосочетание «с горечью думала», построенное на основе управления,синонимичным предложением со связью примыкание.
8.Выпишите грамматическую основу предложения 6.
9. Среди предложений 45-53 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
А Ольга сидела(1) ,не меняя выражения лица, (2)и с горечью думала: «Да, (3)значит ,(4)это правда…Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрами.
12.Среди предложений 22-24 найдите предложение, в котором употреблено междометие . Укажите номер предложения.
13. Среди предложений 6-8 найдите предложение с прямой речью. Напишите номер этого предложения.
14Из предложения 12 выпишите однородные определения.
15.Среди предложений 18-21 найдите предложение, в котором употреблено обращение. Напишите номер этого предложения.
16.Замените словосочетание «сердечные тайны», построенное на основе согласования,синонимичным предложением со связью управление.
17. Из предложения 36 выпишите вводное слово.
18.Среди предложений 45,46,47 найдите неполное предложение.Напишите номер этого предложения.
19.Среди предложений 3,6,13,47 найдите предложение , содержащее обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Запишите номер этого предложения.
20.Что является средством выразительности в 18 предложении? (Метафора,сравнение,олицетворение). Запишите этот термин.
21.Из предложений 5,6,7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного. Выпишите это слово.
22.Из предложений 19-31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы»
23.Выпишите грамматическую основу предложения 31.
Задания для проведения итоговой аттестации за курс 8 класса
2 вариант.
Прочитайте текст и выполните задания 2-23
(1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2) Здесь он познакомился с Машей. (3) Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4) Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
(б) Он видел всё и розовом свете рядом с этой Машей. (7) Ах,он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, я потрясена.
(8) На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он - с Машей, которую в зоопарке все знали.
(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12) И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.
(15)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16 )Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.
(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.
(21)Потом она вышла замуж и уехала.
(22)«Я не могу взять тебя с собой, - сказала она. - (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».
(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд - неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.
(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (З1)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ) Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.
(34) Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.
(35)Всё кончилось. (36) Больше в его жизни ничего не будет. (37) Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.
(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка. (43)Навсегда.
Устинова Татьяна Витальевна (род.в 1968 г.) - российская писательница, работающая в детективном жанре.
2 вариант. Задания к тексту.
Ответами к заданиям 2-23 являются число, последовательность цифр или слови (словосочетание), которые следует записать.
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк?
1) В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками» .
2)Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.
3) Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.
4) Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеетподойти и спросить у него билет, потому что он - с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
4.Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
5.Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса н от существительных с основой на н.»
6.Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7.Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования,синонимичным предложением со связьюуправление.
8.Выпишите грамматическую основу предложения 32.
9. Среди предложений 27-34найдите предложение с обособленным согласованным определением.Напишите номер этого предложения.
10.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда ему было лет десять, (1) он часто приходил в зоопарк, (2) где знал, (3) казалось,(4)каждую дырку в деревянном заборе, (5) каждый закоулок между клетками.
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрами.
12.Среди предложений 6-8 найдите предложение, в котором употреблено междометие. Укажите номер предложения.
13. Среди предложений20-22 найдите предложение с прямой речью. Напишите номер этого предложения.
14.Из предложения 13 выпишите однородные определения.
15.Среди предложений 18-21 найдите предложение, в котором употреблено обращение. Напишите номер этого предложения.
16.Замените словосочетание «грязные руки», построенное на основе согласования,синонимичным предложением со связью управление.
17.Среди предложений 27,29,33 найдите предложение, содержащее обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Запишите номер этого предложения.
18.Среди предложений 41,42 найдитенеполное предложение.Напишите номер этого предложения.
19.Среди предложений 29.30,31 найдите предложение, содержащееобособленное определение, выраженное причастным оборотом. Запишите номер этого предложения.
20.Что является средством выразительности в 41предложении?(Метафора,гирербола)Запишите этот термин.
21.Из предложений 25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного. Выпишите это слово.
22.Из предложений 15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы»
23.Выпишите грамматическую основу предложения 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые правила проведения итоговой аттестации в 9 классе.
В 2014 году изменены правила проведения итоговой аттестации в 9 классе....
Разработка контрольно-измерительного материала для проведения итоговой аттестации обучающихся 9 класса со сложной структурой дефекта
Оценить качество знаний умений и навыков учащихся по окончанию изучения курса Ремесло (кулинария)....
Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации в 8 классе
КИМ в 22 вариантах построены с целью подготовки учащихсяк к ГИА....
Презентация результатов проведения Итоговой Аттестации за курс начальной школы
В данной презентации показаны литературные источники и приведены результаты проведения Итоговой Аттестации за курс начальной школы в 4 классах МОУ СОШ №53 в п. Октябрьском Люберецкого р-она МО. ...
Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю "Штукатурно-малярное дело".
Данный материал представляет собой:1.Перечень экзаменационных билетов;2.Необходимую информацию по содержанию каждого билета...
Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю «Швейное дело»
Данный материал представляет собой:1. перечень экзаменационных билетов;2. необходимую информацию по содержанию каждого билета...
МАТЕРИАЛЫ для проведения итоговой аттестации за курс 10 класса по химии (естественно-научный профиль)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30744173","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Данные материалы предназначены для контроля результатов учебной деятельности, обучающихся з...