рабочая программа по русскому языку (М.М.Разумовская) 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Рязанова Елена Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpruss_6.doc494 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №13с.Ыллымах» МО «Алданский район»

Программа одобрена

на заседании

МО учителей

от «___» сентября 2016 года

Программа одобрена

на заседании

педагогического совета школы,

от «___» сентября 2016года

Программа утверждена директором МКОУ СОШ№13 Минишевым И.И

от «___» сентября 2016года

                                                                                   

Рабочая программа

по русскому языку

Класс: 6

ФИО педагога:   Рязанова Е.А

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов:

1.Пояснительную записку

2.Требования к уровню подготовки учащихся

3.Содержание курса
4. Учебно - тематический план
5.Календарно- тематическое планирование

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составление на основе Федерального ядра содержания общего образования и Требований к  результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования, Примерной программы ООО по русскому языку и программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта

Основное направление  - усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе- формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного  использования средств в разных условиях общения. Содержание курса 6 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций

При планировании предусмотрены разнообразные виды контроля: диктанты, тест, изложения, списывание, комплексный анализ текста, сочинения, устные рассказы на лингвистическую тему, орфографический анализ слова и пунктуационный анализ, моделирование текста, редактирование текста

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ СОШ №13:

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 210 часов, 6 часов в   неделю.

При составлении данной программы сохранены все разделы и темы. Обязательный минимум получил изменение только в количестве часов на изучение учебного материала.

2. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

Определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

Ученик должен уметь ( метапредметные результаты):

  1. Владеть всеми видами речевой деятельности:

Аудирование:

  • Адекватно понимать основное содержание просмотренной или прочитанной информации
  • Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запомнить ее
  • На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов
  • Определять и формулировать основную мысль аудируемого текста
  • Вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план

Чтение:

  • Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника
  • Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием

          Говорение:

  • Определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
  • Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения- объяснения, информативного повествования
  • Подробно и выборочно устно пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы
  • Сохранять в тексте  подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковых средств  выразительности
  • Строить устное определение научного понятия
  1. Применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам
  2. Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения

  Предметные результаты

К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

Письмо:

  • Создавать письменные высказывания: собирать  материал к сочинению ( с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его ( с учетом основной мысли)
  • Составлять сложный план готового текста и своего высказывания
  • Писать сочинения-описания помещения, природы
  • Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов : а) о чем говорится  б) что говорится
  • Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего письменного высказывания, в частности находить и устранять неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов

Текст:

  • Определять стиль речи
  • Находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей
  • Выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды,  в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста
  • Определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений

по орфоэпии:

  • правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

по лексике и фразеологии:

  •  употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения;
  • избегать засорения речи иноязычными словами;
  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • по морфемике и словообразованию:
  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
  • составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев;
  • различать морфологические способы образования изученных частей речи;
  • по морфологии:

     квалифицировать слово как часть речи;

     образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

     определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

  • по орфографии:
  • характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов;
  • правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми   орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису:
  • определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе;
  • правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

3.Содержание курса

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

РЕЧЬ (42ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы — инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные   умения

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и  фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности термины.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные черты научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, и учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и  средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое co-общение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге,  сочинении или устном ответе учащегося,  обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Грамматика (2 ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Глагол, имя существительное, имя прилагательное;  их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение. Предложение г однородными членами, обращением и прямой речью.

Правописание 16 + 1 КР

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание //<•' с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и именительном падеже.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (57ч)

Имя существительное 13+1КР        

Имя прилагательное 17+1КР

Глагол 15+1КР

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок.

Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Морфология. Орфография

Причастие  21 +2КР

Деепричастие 19+1КР

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах разных стилей.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение

предложений  с  причастными и  деепричастными оборотами.

Текстообразующая  функция деепричастных оборотов.

Имя числительное 16 + 2КР

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.

Местоимение  22+2КР

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание- предлогов с местоимениями.

Употребление местоимений для связи предложений в тексте.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте.  Верное  образование и  произношение местоимений:  их  (не «ихний»),   о нём (не «о ём») и т. д.

Итоговое повторение 10 часов +2рр +1 кр

Резервные часы (4ч)

4. Учебно- тематический план

содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные

О языке

1

2

 Правописание

16+2

3

1

Словообразование, правописание и употребление в речи

имен существительных,

13

7

1

имен прилагательных

17

6

1

глаголов

15

-

1

Причастие

21

11

2

деепричастие

19

4

1

Числительные

16

2

2

Местоимение

22

5

2

Итоговое повторение

10

2

1

Резерв

4

итого

156

42

12

210

5.Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела,

тема урока

Ч

А

С

Ы

Тип

урока

Элементы основного содержания

Требования к уровню подготовки

Д.З

Дата

План

/факт

Слово - основная единица языка

1

Урок усвоения новых знаний

Слово как основная единица языка

Уметь характеризовать основную функцию слова- называть предметы и явления окружающего мира, знать основные понятия раздела «Лексика и фразеология» и соответствующие  им термины;

Извлекать информацию из текста, пересказывать текст; вспомнить виды языкового разбора

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: РЕЧЬ 2 ЧАСА

Развитие речи. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах

1

Урок Р.Р

Речь и речевое общение.

Речевая ситуация.

Речь устная и письменная

Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека, знать основные особенности устной и письменной речи.

Владеть различными видами монолога и диалога- нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения

Развитие речи. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах

1

Урок  Р.Р

Функциональные разновидности языка; разговорный язык, язык художественной литературы .Описание, повествование и рассуждение как функционально-смысловые типы речи

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка,  интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей; определять стили речи на основании анализа Р.С; находить в текстах художественного и  разговорного стилей характерные языковые средства

ПРАВОПИСАНИЕ 16+2 +К.Р 1

Орфография и пунктуация

1

Повторительно- обобщающий урок

Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Уметь определять наличие орфограмм в конкретной морфеме.

Знать(на основе 5 ) когда ставится запятая, тире, двоеточие;

Уметь приводить примеры на все основные случаи постановки знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие конструкции

Орфография и пунктуация

1

Повторительно- обобщающий урок

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

Обладать орфографическое и пунктуационной зоркостью.Уметь находить орфограммы, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, пользоваться орфографическим словарю.

Употребление прописных букв

1

Повторительно-обобщающий урок

Собственные и нарицательные имена существительные

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь употреблять их в тексте и самостоятельно подбирать аналогичные примеры; иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет и т.п.

Буквы Ъ и Ь.

2

Повторительно-обобщающий урок

Употребление  на письме Ь и Ъ

Знать и безошибочно употреблять Ь как разделительный, как показатель Г.Ф, для обозначения мягкости согласных;

Ъ как разделительный, различать условия, при которых употребляются Ь и Ъ

Орфограммы корня.

4

Повторительно-обобщающий урок

Основные виды орфограмм гласных и согласных корня.

Правописание безударных гласных в корне слова, чередующихся гласных; правописание букв  

о-ё после шипящих в корне слова, букв и-ы после ц.

Уметь опознавать орфограмму в корне, видеть «сигнал» для орфограммы, безошибочно писать

Правописание окончаний слов.

3

Повторительно-обобщающий урок

Правописание окончаний слов. Падежные окончания имен существительных, прилагательных, личные окончания глаголов

Понимать причину затруднений в написании падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Уметь опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определенной частью речи; знать способ определения написания и свободно им пользоваться

Слитное и раздельное написание не с существительными, глаголами и прилагательными

3

Повторительно-обобщающий урок

Слитное и раздельное написание не с существительными, глаголами и прилагательными

уметь правильно писать частицу НЕ с глаголами, приставку НЕДО, опознавать глагол; иметь представление об общем и различном правописании частицы НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

Уметь опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общее в написании Не с различными частями  речи, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по обобщенной теме по плану.

Контрольная работа по итогам повторения - диктант с грамматико-орфографическим заданием

1

Урок контроля

Правописание гласных в корне.

Правописание окончаний  в словах разных частей речи. Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи

Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний

Графическое объяснение изученных орфограмм и пунктограмм в словах,  написанных ошибочно

Уметь исправлять         ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: РЕЧЬ 3 ЧАСА

Развитие речи.

Что мы знаем о тексте

1

Урок Р.Р

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, смысловая и композиционная цельность, связность текста, тема, основная мысль текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Знать понятия: текст, тема текста, основная мысль текста, микротема, абзац, план. Заголовок, определять тип речи и обосновывать свой ответ, строить устный монологический ответ в  форме рассуждения

Развитие речи.

Что мы знаем о тексте

1

Урок Р.Р

Тема текста, основная мысль. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль, составлять план текста, знать алгоритм «как писать сочинение», собирать и систематизировать материал к сочинению

Развитие речи. Обучение написанию сочинения

1

Урок Р.Р

Текст. Тема. Основная мысль. Микротема.

Средства связи. Типы речи.

Уметь писать и говорит на тему, используя типовой план сочинения о памятном случае, подбирать  заголовок, анализировать сочинения одноклассников, создавать собственное высказывание о том. Что было интересно, что взволновало, последовательно раскрывая в нем основную мысль; соблюдая абзацное членение

Грамматика.

Части речи и члены предложения. 

2

Повторительно- обобщающий урок

 -Морфология и синтаксис как разделы грамматики

-Виды предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске

-Знать основные понятия морфологии, синтаксиса и соотносимые с ними термины, простые и сложные предложения, члены предложения; совершенствовать умения проводить морфологический анализ слова.

-        определять границы предложений и способы передачи в устной и письменной речи, распознавать предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речевой практике

ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 13 часов +1К.Р

Морфологические признаки имени существительного

2

Урок усвоение новых знаний

Роль имени существительного в предложении

Уметь опознавать в речи существительные, определять синтаксическую роль в предложении, знать морфологические признаки имен существительных

Словообразование имён существительных

1

Урок усвоения новых знаний

Словообразование имен существительных.

Образование существительных при помощи приставок и суффиксов

Уметь образовывать существительные при помощи приставок и суффиксов, группировать  слова по значению  суффиксов и приставок, понимать значение «Морфемная модель», «Исходное слово» и «словообразовательная морфема,  «словообразовательная цепочка»,использовать  иноязычные приставки при образовании существительных, уметь правильно писать типичные суффиксы существительных

Словообразование имён существительных

1

Урок закрепления изученного

Словообразование имен существительных. Образование при помощи сложения.

Знать способы образования существительных путем сложения. Уметь образовывать сложные существительные, правильно их писать, согласовывать сложносокращенные слова с прилагательными, глаголами прошедшего времени, соблюдать нормы сложносокращенных слов

Словообразование имен существительных

1

Повторительно - обобщающий урок

Словообразование имен существительных

Уметь опознавать имена существительные на основе типичных суффиксов и окончаний, образовывать имена существительные при помощи суффиксов и приставок, сложением без соединительной гласной и сложением с соединительной гласной, уместно использовать в речи имена существительные, употреблять существительные с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство

Правописание сложных имён существительных

1

Урок усвоения новых знаний

Правописание сложных имен существительных

Знать правило написания сложных имен существительных с соединительными гласными О-Е, с иноязычными частями, условия написания сложных существительных через дефис, существительных с начальной частью  ПОЛ-, правило написания сложносокращенных слов, правильно произносить сложносокращенные имена существительные

Правописание сложных имен существительных

2

Урок закрепления изученного

Правописание сложных имен существительных

Уметь писать сложные имена существительные с соединительными гласными О-Е, с иноязычными частями, чрез дефис, с начальной частью ПОЛ-, сложносокращенные слова

Употребление имён существительных в речи

1

Урок освоения новых знаний

Употребление существительных в речи

Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Уметь работать  с разными типами словарей.

Владеть элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления синонимов, антонимов

Употребление имён существительных в речи

1

Урок закрепления изученного

Употребление существительных в речи

Наблюдать за использованием имен существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах, овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем многозначных имен существительных, переносного значения слова, использовать существительных в составе фразеологических оборотов, метафор, сравнений

Произношение имён существительных

1

Повторительно-обобщающий урок

Произношение имен существительных. Сильная и слабая позиция звука. Оглушение звонких согласных перед глухими. Озвончение глухих согласных перед звонкими.

Успешно овладевать орфоэпическими нормами, транскрибировать имена существительные, ставит правильное ударение в существительных множественного числа, в заимствованных словах.

Произношение имен существительных

1

Повторительно- обобщающий урок

Произношение имен существительных.

Сильная и слабая позиция гласного звука.

Уметь ставить ударение в существительных с предлогами, составлять и расшифровывать фонетические записи, выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения.

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

Роль имени существительного в предложении. Правописание имен существительных

Уметь опознавать существительные с орфограммами в тексте, делать  безошибочный выбор написания, расставлять знаки препинания в тексте, выполнять задания к тексту по морфологии, словообразованию лексике

Анализ  контрольной работы и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

Уметь находить ошибки, классифицировать их, объяснять причину их появления, исправлять

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:  РЕЧЬ. СТИЛИ РЕЧИ.7 ЧАСОВ

Развитие речи Разграничение деловой и научной речи

1

Урок развития речи

Деловая и научная речь. Речевая ситуация

Иметь представление о научном и деловом стиле речи.

Знать, что выбор стиля речи зависит от условий и задач общения(Р.С)Отличать научный и деловой стили речи, определять стили речи

Развитие речи. Характеристика научного стиля

1

Урок развития речи.

Научный стиль (сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, характерные языковые  средства)

Знать сферу употребления научного стиля, задачи научного стиля речи (сообщить сведения, имеющие познавательный характер), речевую ситуацию; оценивать чужие и собственные высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам

Развитие речи. Определение научного понятия

1

Урок развития речи

Определение научного понятия. Понятия родовые и видовые

Понимать, что общие для группы признаки образуют понятия; каждое понятие

имеет свое название (термин), различать родовые и видовые понятия; знать, как строится логическое определение.

Уметь создавать высказывание на лингвистическую тему.

 Развитие речи Рассуждение-объяснение

1

Урок развития речи.

Рассуждение -объяснение

Знать особенности текста рассуждение- доказательство (тезис-аргумент- примеры- вывод), уметь подводит рассуждение под понятие, выводить следствие из понятия, различать тип научного рассуждения- объяснения, уметь анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения- объяснения

Развитие речи.

Характеристика делового стиля

1

Урок развития речи.

Деловой стиль (сфера употребления, задачи общения, характерные языковые средства)

Уметь определять деловой стиль на основе речевой ситуации, вычитанной  из текста, уметь анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства,

Развитие речи

Написание деловых бумаг

2

Деловой стиль (сфера употребления, задачи общения, характерные языковые средства)

Уметь создавать небольшие тексты делового стиля

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 17 ЧАСОВ + 1 К.Р

Морфологические признаки имени прилагательного. Роль имени прилагательного в предложении

1

Урок освоения новых знаний

Роль имени прилагательного в предложении

Уметь опознавать в речи прилагательные, знать морфологические признаки имен прилагательных, определять синтаксическую роль в предложении, соблюдать орфоэпические и морфологические нормы

Словообразование имён прилагательных.

1

Урок освоения новых знаний

Основные способы образования имен прилагательных

Знать все известные способы  морфологического образования слов на примере анализа имен прилагательных,

Уметь опознавать разные способы образования имен прилагательных, характеризовать языковые признаки имен прилагательных на основе морфемной модели

Словообразование имен прилагательных

1

Урок закрепления изученного

Основные способы образования имен прилагательных

Образовывать имена прилагательные с помощью пяти способов образования слов

Словообразование имен  прилагательных

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные способы образования  имен прилагательных

Знать понятие «образовательная цепочка», правильно употреблять в речи паронимы, работать с толковым словарем

при определении Л.З слов-паронимов, составлять словообразовательные цепочки на основе словаря

Правописание сложных имен прилагательных

1

Урок усвоения новых знаний

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных

Знать случаи слитного написания имен прилагательных и употребление дефиса. Сопоставлять основные способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных

Правописание сложных имен прилагательных

2

Урок закрепление изученного

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных

Уметь применять  способ действия при выборе дефисного написания сложных прилагательных, безошибочно их писать

Буква Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

1

Урок усвоения новых знаний

Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов –ан- ян- -ин-

Знать группы слов, которые имеют суффиксы ан ян ин, условия выбора  Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, опознавать слова с орфограммой, графически ее обозначать, осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами

Буква Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

1

Урок закрепления изученного

Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- ЕНН-

Знать группы слов, которые имею суффиксы ОНН ЕНН, условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, опознавать слова с орфограммой, графически обозначать ее, осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами

Буква Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

1

Повторительно- обобщающий урок

Образование прилагательных с помощью суффикса Н

Знать группы слов, которые имею суффиксы Н, условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, опознавать слова с орфограммой. Уметь писать Н и НН в полных и кратких прилагательных, производить морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова

Буква Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

2

Повторительно- обобщающий урок

Образование прилагательных с помощью суффиксов

-ан- –ян- -ин- -онн- -енн- -н-

Знать группы слов, которые имею суффиксы АН ЯН ИН ОНН ЕНН, Н условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, опознавать слова с орфограммой. Уметь писать Н и НН в полных и кратких прилагательных, производить морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова

Употребление имён прилагательных в речи

1

Урок усвоения новых знаний

Употребление имен прилагательных в речи

Иметь представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи, наблюдать за использованием имен прилагательных в роли эпитетов, подбирать синонимы и антонимы с учетом лексического значения многозначного прилагательного

Употребление имён прилагательных в речи

1

Урок закрепления изученного

Употребление имен прилагательных в речи

Овладевать элементарными навыками анализа худ. текста, использовать имена прилагательные в составе фразеологических оборотов, в роли эпитетов

Употребление имен прилагательных в речи

1

Повторительно-обобщающий урок

Употребление имен прилагательных

Иметь представление  о переходе некоторых прилагательных в разряд существительных, анализировать элементарные случаи перехода имен прилагательных в существительные, употреблять прилагательные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами

Произношение имён прилагательных

1

Урок усвоения новых знаний

Произношение прилагательных

Иметь представление о полных прилагательных с неустойчивым ударением

Уметь правильно произносить употребляемые в речи прилагательные, особенно в краткой форме, согласовывать прилагательные с имена существительными в разных формах

 Контрольная работа –

по теме « Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Словообразование имен прилагательных

Правописание сложных имен прилагательных. Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных

Уметь опознавать разные способы образования имен прилагательных, знать случаи слитного написания имен прилагательных и употребления дефиса, группы слов, которые имею суффиксы -ан -ян -ин --енн -онн -н, условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, опознавать слова с этими орфограммами. Владеть навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных- антонимов

Анализ контрольной работы

1

Урок коррекции знаний

Графическое объяснение изученных орфограмм в прилагательных, написанных ошибочно

Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ 6 ЧАСОВ

Развитие речи.  Способы связи предложений в тексте

1

Уроки развития речи

Способы связи предложений в тексте

Уметь находить данное и новое в предложениях текста, определять способ связи предложений во фрагментах текста. Слушать текст, находить в нем главное

Развитие речи.  Средства связи предложений в тексте.

1

Урок развития речи

Средства связи предложений в тексте

Уметь находить в текстах группы предложений с последовательной и параллельной связью с повтором, местоимением, синонимами, составлять небольшие тексты с последовательной связью

Развитие речи.

Употребление параллельной связи с повтором

1

Урок развития речи

Употребление параллельной связи с повтором

Знать роль повтора при параллельной связи, уметь замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства

Развитие речи. Как исправить текст с неудачным повтором.

1

Урок развития речи

Исправление текста с неудачным повтором

Иметь представление о речевом недочете, уметь редактировать тексты с повтором- недочетом

 Развитие речи.

 Изложение текста с экспрессивным повтором (упр.285)

2

Урок развития речи

Употребление  параллельной связи с повтором

Уметь излагать текст подробно, сохранять в изложении средства связи, характерные для художественного стиля языковые средства, использовать параллельную связь, соблюдать последовательность изложения, нормы русского языка

ГЛАГОЛ 15 +1К.Р

Словообразование глаголов

1

Урок усвоения новых знаний

Словообразование глаголов

Знать способы образования глаголов,

Уметь определять значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом, анализировать глаголы в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов

Словообразование глаголов

1

Урок закрепления изученного

Словообразование глаголов

Уметь выстраивать словообразовательную цепочку, выполнять морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова

Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ-

1

Урок усвоения новых знаний

Правописание приставок пре- и при-

Знать значения приставок при- и пре-,

Уметь составлять пары однокоренных слов с приставками при- и пре-, различать их написание по значению, понимать, что употребление приставок пре- и при- зависти от того значения, которое приставки имеют в слове ( семантическая основа выбора написания)

Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ

1

Урок закрепления изученного

Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ

Уметь безошибочно писать слова с приставками при- и пре-, опираясь на лексическое значение слова, запомнить правописание приставок в словах с затемненным значением, в случае необходимости обращаться к словарю

Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ

2

Повторительно- обобщающий урок

Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ

Уметь строить устное высказывание по плану, приводя примеры, обозначать приставки, а также  корни с частями пре и при, сопоставлять по значению, произношению и написанию пары слов

Буквы Ы – И в корне после приставок

1

Урок усвоения новых знаний

Буквы Ы-И в корне после приставок, оканчивающихся на согласный

Уметь находить  корни, приствки, которые оканчиваюся на согласный, выделять их в слове, правильно воспринимать звучание слова на стыке корня и приставки, понимать, при каких условиях после приставки в корне сохраняется буква и, а при каких- вместо И пишется Ы

Употребление глаголов в речи

1

Урок усвоения новых знаний

Употребление глаголов в речи

Иметь представление о роли глаголов  для достижения точности, информативности и выразительности речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Уместно и точно использовать глаголы-синонимы в речи.

Употребление глаголов  в речи

1

Урок закрепления изученного

Употребление глаголов в речи

понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в  переносном значении, точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи

Произношение глаголов

1

урок усвоения  новых знаний

произношение глаголов

знать орфоэпическое правило произношение ТСЯ и ТЬСЯ, глаголов  в форме прошедшего времени мужского и среднего рода, а также в форме множественного числа, употреблять глаголы в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами

проверьте  свою подготовку по орфографии

2

повторительно- обобщающий урок

правописание: орфография

знать правописание сложных имен прилагательных, НЕ  с именами прилагательными, именами существительными и глаголами, грамотно оформлять свою речь на письме

        

проверьте свою подготовку по орфографии

2

повторительно- обобщающий урок

правописание: орфография

знать правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, опознавать слова с орфограммой, безошибочно писать, различать полные и краткие прилагательные; уметь обобщать изученное, делать выводы

Контрольная работа по теме « Глагол»

1

урок контроля

правописание имен существительных, имен прилагательных, глаголов

уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

урок коррекции знаний

правописание имен существительных, имен прилагательных, глаголов

уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления. Приводить свои примеры

Морфология:

ПРИЧАСТИЕ   21 ЧАС+2  К.Р

Что такое причастие

1

урок усвоения новых знаний

причастие как особая форма глагола: общее Г.З, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Суффиксы причастий

знать общее Г.З и морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тексте, отличать причастия от прилагательных, понимать значение причастия при сопоставлении с глаголом и прилагательным

Причастный оборот.

1

урок усвоения новых знаний

конструирование  причастного оборота, норма порядка слов в предложении с причастным оборотом, в причастном обороте, интонация предложения с причастным оборотом

знать языковые признаки П.О, определять границы П.О, составлять интонационные схемы, устанавливать связь причастия с зависимым словом, различать определяемо слово и зависимые от причастия слова

причастный оборот

1

урок закрепления изученного

определение П.О, нормы согласования причастия с определяемым словом, сходство прилагательных и причастий, пунктуация в предложениях с П.О        

уметь выделять интонацией П.О в устной и пунктуационно в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль ПО, предупреждать ошибки в употреблении П.О, строить предложения синонимичных конструкций

причастный оборот

1

повторительно-обобщающий урок

Текстообразующая роль причастий,   нормы согласования причастия с определяемы словом, сходство прилагательных и причастий. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом

уметь графически  обозначать П.О, использовать в речи, конструировать предложения с П.О, выделять П.О на письме и в устной речи

Контрольная работа

1

урок контроля

 причастие, его грамматические признаки, пунктуация при П.О

уметь воспроизводить текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

анализ контрольной работы

1

урок коррекции знаний

классификация допущенных ошибок, нормы написания разных частей речи

Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры

Образование причастий.

Действительные и страдательные причастия

1

урок усвоения новых знаний

Семантика действительных и страдательных причастий, их словообразование, синонимичные средства языка, замена действительных причастных оборотов страдательными и наоборот

Знать отличия действительных и страдательных причастий, отличать действительные причастия от страдательныхЮ аргументировано доказывать принадлежность слова к действительному или страдательному причастию по совокупности признаков, конструировать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания

Образование причастий.

Действительные и страдательные причастия

1

урок закрепления изученного

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах, уметь образовывать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах

Образование причастий.

Действительные и страдательные причастия

1

повторительно-обобщающий урок

словообразование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени. правописание гласной перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени

уметь объяснять, от какого глагола образовано причастие и при помощи какого суффикса, объяснять правописание суффикса причастия, по суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования.

        

Полные и краткие причастия

1

урок усвоения новых знаний

образование краткой формы причастий, правописание Н в краткой форме причастия, синтаксическая роль кратких причастий в предложении, акцентологические нормы употребления краткого причастия

понимать сходство и различие  полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую  функцию выполняют полные и краткие причастия в предложении, как образуются краткие причастия, уметь правильно употреблять в собственной речи

Полные и краткие причастия

1

урок закрепления изученного

полные и краткие причастия

уметь отличать краткие страдательные причастия, краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую функцию в предложении, знать о написании быквы Н в суффиксах кратких причастия, соблюдать нормы орфоэпии

полные и краткие причастия

1

повторительно- обобщающий урок

полные и краткие причастия

уметь определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИИ ПОЛНЯХ И КРАТКИХ ПРИЧАСТИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ словарь

Буквы Н и НН в причастиях

1

урок усвоения новых знаний

буквы Н иНН в полных страдательных причастий прошедшего времени, разграничение омонимичных прилагательных

владеть написанием суффиксов страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, способом образования причастий страдательных

Буквы Н и НН в причастиях

1

урок закрепления изученного

буквы Н иНН в полных страдательных причастий прошедшего времени, разграничение омонимичных прилагательных

Уметь применять правило написания Н и НН в причастиях и прилагательных, правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, разграничивать омонимичные причастия и прилагательные

Буквы Н и НН в причастиях

1

повторительно- обобщающий урок

буквы Н иНН в полных страдательных причастий прошедшего времени, разграничение омонимичных прилагательных

Уметь отличать страдательные причастия от отглагольных прилагательных, объяснять и правильно писать суффиксы страдательных причастий, выбирать гласную перед Н и НН, правильно произносить причастия

Слитное и раздельное написание  Не с причастиями

1

урок усвоения новых знаний

Слитное и раздельное написание  Не с причастиями

Знать правила слитного и раздельного написания Не с причастиями,

уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу, графически обозначать орфограмму, уметь определять зависимые от причастия слова и  иметь навык разграничения полной и краткой формы причастий

Слитное и раздельное написание  Не с причастиями

1

урок закрепления изученного

Слитное и раздельное написание  Не с причастиями

уметь обобщать знания о правописании НЕ с причастиями и другими частями речи, делать правильный выбор написания

Слитное и раздельное написание  Не с причастиями

1

повторительно –обобщающий урок

Слитное и раздельное написание  Не с причастиями

уметь обобщать знания о правописании НЕ с причастиями и другими частями речи, делать правильный выбор написания

Систематизация и обобщение знаний  по теме «Причастие»

3

повторительно-обобщающий урок

образование и правописание причастий

Уметь обобщать знания о причастии, делать правильный выбор написания, употреблять в речи, правильно произносит причастия

Контрольная работа

1

урок  контроля

образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных   прилагательных, употребление в речи причастий

Уметь находит в тексте причастия, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми, производить композиционно-содержательный, стилистический анализ текста

Анализ и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний

работа над ошибками

Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ТИПЫ РЕЧИ.ПОВЕСТВОВАНИЕ 11 ЧАСОВ.

 

Развитие речи. Повествование художественного и разговорного стилей

1

урок

Р.Р

Повествование художественного и разговорного стилей

Уметь находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты, объяснять и исправлять недочеты,создавать тексты

Развитие речи. Изложение по упр. 467-468.

1

Урок Р.Р

повествование художественного и разговорного стилей

Уметь излагать текст подробно, сохранять в изложении средства связи, характерные для художественного стиля языковые средства, использовать параллельную связь, соблюдать последовательность изложения, нормы русского языка

Развитие речи. Повествование в рассказе

1

УРОК Р.Р

повествование в рассказе

знать определение жанра рассказа, уметь проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа (определять тему, основную мысль, находить в тексте композиционные части: вступление, завязку, кульминацию, развязку. Заключение)

Развитие речи.

Повествование в рассказе Контрольное изложение по тексту упр. 472 (3)

2

Урок Р.Р

повествование в рассказе

Уметь излагать текст подробно, сохранять в изложении средства связи, характерные для художественного стиля языковые средства, использовать параллельную связь, соблюдать последовательность изложения, нормы русского языка

Развитие речи. Изложение по тексту упр. 473

2

Урок

Р.Р

повествование в рассказе

Уметь излагать текст подробно, сохранять в изложении средства связи, характерные для художественного стиля языковые средства, использовать параллельную связь, соблюдать последовательность изложения, нормы русского языка

Развитие речи. Повествование делового и научного стилей

1

Урок Р.Р

Повествование делового и научного стилей

Иметь понятие о деловом повествовании, употреблении в повествовании делового и научного стилей определенных языковых средств, грамматических форм

Развитие речи. Изложение

 (упр. 485 упр.)

2

УРОК Р.Р

повествование в рассказе

Уметь излагать текст подробно, сохранять в изложении средства связи, характерные для художественного стиля языковые средства, использовать параллельную связь, соблюдать последовательность изложения, нормы русского языка

Развитие речи. Сочинение. Создание текста делового стиля

1

Урок Р.Р

Повествование делового и научного стилей

Уметь создавать текст делового стиля, следить за средствами связи предложений, не допускать неоправданных повторов

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.19 ЧАСОВ +1К.Р

Что такое деепричастие

1

Урок

усвоения новых знаний

Деепричастие как особая форма глагола: общее Г.З, морфологические признаки, роль в предложении.

Суффиксы деепричастий.

Знать основные признаки деепричастий и его типичные суффиксы,

уметь отличать причастие от деепричастия,

объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию,

определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс,  деепричастия, а также суффикс возвратный –СЯ (СЬ), деепричастия по значению, вопросу, типичны суффиксам и морфологическим признакам

Что такое деепричастие

1

Урок закрепления изученного

Деепричастие как особая форма глагола: общее Г.З, морфологические признаки, роль в предложении.

Суффиксы деепричастий.

Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение, сопоставлять с глаголом, причастием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении

Деепричастный оборот

1

Урок усвоения новых знаний

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить  знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи

Деепричастный оборот

1

Урок закрепления изученного

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

Уметь находить деепричастный оборот, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи, правильно строить предложения по заданной модели

Деепричастный оборот

1

Повторительно- обобщающий урок

Причастный  и деепричастный оборот, знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом

Уметь находит деепричастный оборот, отличать  его от причастного оборота, находить и исправлять ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов

Правописание НЕ с деепричастиями

1

Урок усвоения новых знаний

Правописание НЕ с деепричастиями

Осознавать общность правил правописания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями и деепричастиями

Правописание НЕ с деепричастиями

1

Урок закрепления изученного

Правописание НЕ с деепричастиями

Уметь безошибочно писать НЕ с деепричастиями, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

Урок усвоения новых знаний

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

Понимать смысловые , структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида,

знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида,

объяснять,  от какого глагола образовано деепричастие и при помощи какого суффикса,

по суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования, соблюдать орфоэпические и грамматические нормы

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

Урок закрепления изученного

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

Уметь рассказывать о деепричастии по плану, определяя  особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль, безошибочно писать гласную перед суффиксом, употреблять в речи, правильно строить предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

повторительно- обобщающий урок

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

Понимать сходство и различие в образовании и

морфологических   признаках  причастий и деепричастий, различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи

        

Употребление в речи причастий и деепричастий

1

Урок усвоения новых знаний

Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей

Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей, понимать, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте

Употребление причастий и деепричастий в речи

2

Урок закрепления изученного

Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей

Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах, иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать  движение»  является выразительным средством в художественном тексте

Произношение причастий и деепричастий

1

Урок усвоения новых знаний

Произношение причастий и деепричастий

Уметь произносить краткие и полные причастия страдательные в  соответствии с орфоэпическими пометами, расставляя ударение в словоформах, проверять себя по орфоэпическому словарю, интонационно правильно читать предложения с причастными и деепричастными оборотами

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

Уметь осуществлять выбор орфограммы Н –НН в суффиксах прилагательных и причастий, применять алгоритм при рассуждении, группировать орфограммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание НЕ с разными частями речи

Уметь писать НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями, делать правильный выбор слитного/раздельного написания Не с разными частями речи, опознавать разные части речи, группировать слова по видам орфограмм

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

2

Повторительно- обобщающий урок

Правописание НЕ с разными частями речи

Уметь писать НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями, делать правильный выбор слитного/раздельного написания Не с разными частями речи, опознавать разные части речи, группировать слова по видам орфограмм

Контрольная работа

1

Урок контроля

Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями.

Знаки препинания при деепричастных оборотах

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастия от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, воспроизводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами, выполнять различные виды разбора

Работа по индивидуальным карточкам

Анализ и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний

анализ орфографических и пунктуационных ошибок

Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание

Работа по индивидуальным карточкам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ.     4ЧАСА

Развитие речи. Описание места.

1

Урок развития речи

Описание места

Иметь представление о различии описания предмета, описании места, описании состояния; знать, как строится каждый из видов описания

555

Развитие речи. Описание места.

1

Урок развития речи

описание места

Уметь определять в описании языковые средства; знать, что в художественном описании места используются прилагательные и причастия, помогающие нарисовать предмет, а также глаголы со значением признака (синеет, шумит) Знать о порядке слов в текстах типа «описание места»

563

Развитие речи.

 Сочинение. Художественное описание места

 ( упр. 571)

1

Урок Р.Р

описание места

Уметь создавать текст типа описания места, следить за средствами связи предложений, не допускать неоправданных повторов, употреблять языковые средства, характерные для данного типа описания

568

Развитие речи.

Изложение с включением описания места(569)

1

Урок Р.Р

описание места

Уметь сравнивать тексты, определять типовую структуру, стиль

словарные слова

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. 16 ЧАСОВ+2К.Р

Что обозначает имя числительное

1

Урок усвоения новых  знаний

Имя числительное как часть речи: общее Г.З, морфологические признаки, роль в предложении

Иметь представление о понятии числа и уметь отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа. Знать: а) что обозначают количественные числительные, на какие разряды делятся, б) что обозначают порядковые числительные, уметь ( с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание

1

Урок усвоения новых знаний

Простые, сложные и составные числительные.  

 Их правописание

Знать признаки простых и составных числительных, уметь различать и правильно писать сложные и составные числительные, правильно писать сложные слова, в которые входят числительные

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание

1

урок закрепления изученного

Правописание гласной И  в сложных числительных. Правописание Ь и удвоенной согласной в числительных

Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных, писать Ь на конце числительных для обозначения мягкости конечного согласного, производить этимологический анализ сложных числительных

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание

1

Урок усвоения новых знаний

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

Склонение и правописание числительных от одного до четырех, от пяти до30

Знать признаки количественных числительных, уметь их различать (целые, дробные, собирательные), отличать от порядковых, уметь правильно склонять количественные числительные ( в сочетании с существительными, которые к ним относятся), изменять числительные по падежам, правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит числительное, уметь читать правильно ( с точки зрения норм произношения) тексты с именем числительным

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание

3

Урок закрепления изученного

склонение, правописание числительных от 50 до80, от 200 до900, тысяча, миллион, миллиард

Уметь опознавать числительные, безошибочно писать, употреблять числительные в научных текстах, деловой речи в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами, определять синтаксическую роль числительного в предложении

Дробные числительные

1

Урок закрепления изученного

Склонение, правописание дробных числительных

Знать значение, образование и изменение дробных числительных.

Уметь определять дробные числительные в косвенных падежах в устной речи, обращая внимание на склонение числительных полтора(полторы) полтораста

Собирательные числительные

1

Урок усвоения новых знаний

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление

Понимать значение собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными.

Правильно употреблять собирательные числительные в косвенных падежах в собственной речи

Собирательные числительные

1

Урок закрепления изученного

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление

Уметь определять числительные «двое», «оба» , «обе»  в сочетании с именем  существительным

Контрольная работа

1

Урок контроля

Правописание количественных числительных

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять синтаксическую роль числительных

задание по дидактическому  материалу

Анализ контрольной работы

1

урок коррекции знаний

анализ орфографических и пунктуационных ошибок

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры

словарные слова

Изменение порядковых числительных

Урок усвоения новых знаний

Порядковые числительные, их значение и изменение

Знать признаки порядковых числительных, правила согласования с существительными, способы образования и изменения, определять сходство морфологических и синтаксических категорий порядковых числительных с именами прилагательными, отличия в склонении количественных и порядковых числительных

612

Употребление числительных в речи

1

Урок закрепления изученного

Порядковые числительные. Употребление порядковых числительных

Уметь употреблять порядковые числительные в косвенных падежах, использовать числительные с существительными в названиях дат, при составлении деловых бумах

621

Употребление числительных в речи

1

Урок закрепления изученного

Нормы употребления числительных в речи

Уметь  употреблять числительные в речи( верно их произносить, склонять, писать), анализировать тексты, деловую речь, пословицы и поговорки с целью определения роли числительных

625

Произношение имён числительных

1

Урок усвоения новых знаний

 правильное чтение ( с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными

Уметь произносить числительные; выполнять фонетический и орфоэпический анализ слова, употреблять числительные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами

упр

629

Контрольная работа

по теме

« Имя числительное»

1

Урок контроля

Имя числительное как часть речи: общее Г.З, морфологические признаки   и синтаксическая роль в предложении. Употребление имен числительных в речи и их правописание

Уметь опознавать числительные,  различать их по значению, грамматическим признакам и строению, грамотно писать, образовывать от числительных простые и сложные слова, различать постоянные и непостоянные признаки числительных, соблюдать нормы произношения и употребления, анализировать синтаксическую роль числительных разных разрядов,  правильно строить словосочетания типа « пара  носков» ,  «двое чулок», использовать числительные для достижения точности,   информативности в текстах разных стилей и типов

задание по дидактическому материалу

Работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний

анализ ошибок

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры

словарные слова

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ТИПЫ РЕЧИ.  ОПИСАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 2 ЧАСА

Развитие речи.

Описание состояния окружающей природы.

 

1

Урок развития речи

Описание состояния окружающей среды

Знать способ соединения предложений в тексте-описании,  языковые средства при описании состоянии окружающей среды, уметь характеризовать значение нового и данного в предложениях, определять тип речи и стиль

635

Развитие речи. Описание состояния окружающей природы.

 Сочинение-миниатюра

( упр.643)

1

Урок развития речи

Описание состояния окружающей среды

Уметь сравнивать тексты, выявляя принадлежность к стилю и типу речи, редактировать сочинения. Писать текст по зачину

Упр 637

(редактирование сочинения ученика)

 упр 636 (проведение лингвистического эксперимента)

МЕСТОИМЕНИЕ.  22  ЧАСА +2  К.Р

Какие слова называются местоимениями

1

Урок усвоения новых знаний

Местоимение как часть речи: особенности значения морфологических и синтаксических признаков

Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими самостоятельными частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль, уметь опознавать местоимения в тексте

упр646

упр 649

На какие разряды делятся местоимения по значению

1

Урок усвоения новых знаний

Разряды местоимений по значению

Знать, на какие разряды делятся местоимения по значению и грамматическим особенностям. Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные примеры

Личные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Личные местоимения, их значение, изменение, роль в предложении

Знать значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи, особенность личных местоимений- быть средством связи предложений в тексте

658

Личные местоимения

1

Урок закрепления изученного

Правописание местоимений с предлогами. Нормы употребления  в речи

Уметь употреблять личные местоимения в косвенных падежах, усвоить формы вежливости при употреблении местоимений ты и вы, правильно употреблять местоимения 3 лица, устранять двусмысленность, неточность предложений с местоимениями

659

Возвратное местоимение СЕБЯ

1

Урок усвоения новых знаний

Возвратное местоимение СЕБЯ

Лексическое значение и употребление местоимения

Знать морфологические особенности местоимения себя, понимать  значение местоимения себя на основе сопоставления с местоимениями 3 лица, употребленных в значении притяжательных прилагательных, употребляя его в речи. Составлять предложения с фразеологизмами, включающих местоимение себя и его формы

663

Притяжательные местоимения  

1

Урок усвоения новых знаний

Притяжательные местоимения, их склонение. Отличие личных и притяжательных местоимений от  притяжательных прилагательных

Уметь дифференцировать личные- возвратное- притяжательные местоимения, понимать выражаемое ими значение, верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения,  различать значение местоимений 3 лица ед.числа Р.П, употребленных как личные и притяжательные

668

Указательные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Указательные местоимения: ЗНАЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Осознавать значение местоимений и их функции в предложении  и в роли связующих слов между предложениями в тексте, уметь находить их в тексте, определять их функцию

672

Определительные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Определительные местоимения :

ЗНАЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Знать значение и  речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов. Уметь употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе указательную группу  местоимений, отличать определительные местоимения от местоимений других разрядов, находить их в тексте

678

Вопросительно-относительные  местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Вопросительно-относительные местоимения ЗНАЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Знать, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных. А когда- в роли относительных,

опознавать их в тексте и приводить свои примеры.

Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе эти местоимения.

Понимать значение и сферу вопросительно-относительных местоимений, усвоить нормы  употребления наиболее частотных вопросительных местоимений, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями

680

Вопросительно- относительные  местоимения

1

Урок закрепления изученного

Различия вопросительных и относительных местоимений

Уместно употреблять морфологические омонимы, различать вопросительные и относительные местоимения, используя относительные местоимения как средство синтаксической связи в СПП

682

Отрицательные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

ЗНАЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Усвоить значение отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных местоимений

685

Отрицательные местоимения

1

Урок закрепления изученного

Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, правильно писать приставки Не и НИ в отрицательных местоимениях, отрицательные местоимения с предлогами, употреблять их в речи

687

Неопределённые местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Неопределенные местоимения:

ЗНАЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, синонимия неопределенных местоимений

Понимать значение  неопределенных местоимений при сопоставлении их  с вопросительными, от которых они образованы, знать морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений

690

Неопределенные местоимения

1

Урок закрепления изученного

Правописание неопределенных местоимений с морфемами: КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ

Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать части речи, безошибочно писать местоимения

691

Местоимение

1

Повторительно- обобщающий урок

Местоимение как часть речи: особенности значения морфологических и синтаксических признаков. Правописание местоимений, разряды местоимений

Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими самостоятельными частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль, уметь опознавать местоимения в тексте

 Знать, на какие разряды делятся местоимения по значению и грамматическим особенностям

Контрольная работа  по теме « Местоимение

1

Урок контроля

Разряды местоимений по значению

Уметь опознавать местоимения с орфограммами в тексте, делать  безошибочный выбор написания, расставлять знаки препинания в тексте, выполнять задания к тексту по морфологии, словообразованию лексике

работа по индивидуальным карточкам

Анализ контрольной работы

1

урок коррекции знаний

анализ ошибок

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры

Употребление местоимений в речи

1

Урок усвоения новых знаний

употребление местоимений для связи предложений в тексте

Правильно употреблять местоимения ТЫ ВЫ в соответствии с требованиями русского речевого этикета, местоимения 3 лица, исправлять ошибки в предложениях с неправильным употреблением местоимений(устранение двусмысленности, неточностей)

697

Произношение местоимений

1

Урок усвоения новых знаний

произношение местоимений

Уметь склонять местоимения в соответствии литературной нормой, читать  поэтические тексты, где ударение подсказывают рифма и ритм

702

проверьте         свою подготовку по орфографии и пунктуации

1

повторительно- обобщающий урок

повторение орфографии и пунктуации

Знать правила написания слов с Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, деепричастий, глаголов,

 уметь безошибочно писать слова, определять орфограммы

726

таблица Н-НН

проверьте         свою подготовку по орфографии и пунктуации

1

повторительно- обобщающий урок

повторение орфографии и пунктуации

Уметь выполнять орфографический анализ текста, расставлять знаки препинания в предложениях с ОЧП, причастными и деепричастными оборотами

728

проверьте         свою подготовку по орфографии и пунктуации

1

повторительно- обобщающий урок

повторение орфографии и пунктуации

Уметь выполнять орфографический анализ текста, расставлять знаки препинания в предложениях с ОЧП, причастными и деепричастными оборотами

задание по карточкам дидактическим

 Контрольная работа по теме  «Местоимение»

1

урок контроля знаний

местоимение как часть речи, правописание, употребление

уметь склонять местоимения в о с литературной нормой, правильно употреблять местоимения, писать, знать разряды местоимений

работа по индивидуальным карточкам

Анализ контрольной работы

1

урок коррекции знаний

анализ ошибок

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры

задание по дидактическим карточкам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: РЕЧЬ. ТЕКСТ   5 ЧАСОВ

Развитие речи. Соединение в тексте разных типовых фрагментов(712)

1

урок развития речи

соединение в тексте разных  типовых фрагментов

Знать, что в тексте используется сочетание разных типовых фрагментов речи, которое должно быть оправдано замыслом автора

708

Развитие речи.

Соединение в тексте разных типовых фрагментов

1

урок развития речи

соединение в тесте разных типовых фрагментов

уметь редактировать текст, соблюдая все требования к построению текста: уместности выделения микротем, сочетания типов речи, оправданность отбора сведений, использование языковых средств

715

Развитие речи. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

1

урок развития речи

соединение в тесте разных типовых фрагментов

уметь составлять план и схему строения текста

718

Развитие речи. Сочинение Мой любимый уголок природы

1

урок развития речи

соединение в тексте разных типовых фрагментов

уметь определять тему, основную мысль, типы речи, отбирать сведения и последовательность их ввода, знать требования стиля, способы предупреждения недочетов, средства усиления выразительности речи

сочинение

Развитие речи.

 Сочинение –рассказ

 (упр 722)

1

урок развития речи

соединение в тексте разных типовых фрагментов

уметь определять тему, основную мысль, типы речи, отбирать сведения и последовательность их ввода, знать требования стиля, способы предупреждения недочетов, средства усиления выразительности речи

дописать сочинение

Повторение

9

повторительно-обобщающие уроки

орфография и пунктуация

Знать правила написания слов с Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, деепричастий, глаголов,

 уметь безошибочно писать слова, определять орфограммы

Уметь выполнять орфографический анализ текста, расставлять знаки препинания в предложениях с ОЧП, причастными и деепричастными оборотами

выполнение упражнений

Контрольная работа по итогам года

1

урок контроля знаний

Правописание существительных, прилагательных, причастий, деепричастий, местоимений. Числительных.

Пунктуация в предложениях с  причастными и деепричастными оборотами

Уметь выполнять орфографический анализ текста, расставлять знаки препинания в предложениях с ОЧП, причастными и деепричастными оборотами

задание дидактический материал

анализ и работа над ошибками

1

урок коррекции знаний

анализ ошибок

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры

задание по дидактическим карточкам

Развитие речи. Изложение

1

Урок Р.Р

Текст. Тема. Основная мысль. Микротема.

Средства связи. Типы речи.

Уметь излагать текст подробно, сохранять в изложении средства связи, характерные для художественного стиля языковые средства, использовать параллельную связь, соблюдать последовательность изложения, нормы русского языка

Развитие речи. Контрольная работа

1

Урок Р.Р

Текст, тема, основная мысль текста. типы речи. Тили речи.

Уметь доказывать признаки текста, уметь строить текст любого типа в соответствии с темой, основной мыслью, выбранным стилем речи, использовать  различные средства связи предложений в тексте. определять тип и стиль текста, уметь  доказывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-х классов к учебнику Разумовской М.М.

Настоящая программа реализует системно-деятельностный подход и разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД); «Формирование ИК...

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Настоящая программа  составлена  на основе   программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией  М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...

Рабочая программа по русскому языку для 9-го класса 3 часа по программа М.Разумовской

Данная рабочая программа на 3 часа,один из которых шк,позволит учителю грамотно спланировать подачу нового материала за курс 9-го класса.Здесь запланированы уроки подготовки к ОГЭ....

Рабочая программа по русскому языку для 8-го класса по программе М.Разумовской

Каждый учитель стремится создать рабочую программу в соответствии с требованиями .Федерального стандарта .В данной программе имеются все необходимые разделы....

Рабочая программа по русскому языку в 6 б классе по программе М.М.Разумовской

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. 7 часов...