План анализа текста
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Редчук Ольга Алексеевна

План комплексного анализа текста для подготовки к творческой работе представлен в виде таблицы с опорными словами для конструирования предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_analiza_teksta.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа текста:

  • Сначала внимательно прочитайте текст.

План анализа

Фразы - помощники

1. Вспомните, что вы знаете об авторе.

Произведение  принадлежит перу известного писателя/ поэта/ журналиста/ натуралиста/  ФИО.

2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?

Текст относится к ___________ стилю, потому что в нём использованы ____________ .

3. Какого типа речи текст?

Это повествование / описание / рассуждение, так как в центре внимания автора _________ .

4. Определите жанр текста.

Этот текст можно отнести к жанру рассказа / сказки / притчи / очерка /, потому что это небольшое по объёму произведение, рассказывающее о __________ .

5. Определите тему текста.

Он посвящён теме природы/ Родины/ дружбы / семьи/ и т.п. (Это отражено в названии?)

6. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.

 … можно озаглавить «_________».

7. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.

Произведение можно разделить на ____ смысловые части, которые можно озаглавить так:

8. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи ( повторяющиеся слова, синтаксические параллели)

Части текста связаны не только общей темой, но и с помощью _________ (примеры).

9. Как соотносятся начало и конец текста?

10. На каком приеме построен текст?                      ( сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и т. д.)

11. Понаблюдайте над лексикой текста ( контекстуальные синонимы, антонимы, многозначные слова, на употребление архаизмов, неологизмов, эмоционально-оценочные слова ит. д.)

     Какими морфологическими средствами пользуется автор? ( Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия, обилие прилагательных при описании пейзажа).

Образ природы (неба, дерева)/ героя/ передают слова разных частей речи:

существительные: __, ___, ____ ;

прилагательные:  __, ___, ____ ;

глаголы: _____, _____, ____.

Для раскрытия образа ____ использованы э эпитеты (примеры), метафоры (примеры), олицетворения (примеры), сравнения (пример).

12. Понаблюдайте над фонетическими средствами.

В __ части автор применил приём аллитерации звуков [_] и [_], чтобы передать звучание грома/шороха/журчания и т.п.

13. Понаблюдайте над синтаксисом текста.          ( Употребление предложений определенной структуры: простых или сложных, назывных, употребление инверсий и пр.); однородных членов.

14. Сформулируйте идею текста.

Автор хотел передать читателю мысль о том, что ______ .

15. Каково ваше впечатление от текста.

Рассказ произвёл на меня сильное впечатление/ заставил задуматься о… .Я понял, что ____ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...