Главные вкладки

    Статья "Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития. "
    статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме

    Кухнова Татьяна Георгиевна

    Статья

    "Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития."

     

     Кухнова  Татьяна Георгиевна, преподаватель русского языка и литературы старших классов надомного отделения  ГБОУ школа 594 Московского района г. Санкт - Петербурга.      

       

    Инновационный потенциал системы образования в Московском районе Санкт - Петербурга разнообразный. В педагогической среде говорят о нововведениях и новациях. Что такое инновация? Американский социолог        Р. К.Мертон писал: «Инновация – форма поведения, при которой человек (группа) достигает социально значимой цели средствами, которые ещё» не использовались на практике профессионалами.

    В Московском районе Санкт–Петербурга проводится общественно–педагогическая акция инновационных площадок по распространению передового педагогического опыта. В 2014 году в нашем районе насчитывается 290 таких площадок.  Педагоги совместно создают «нашу новую школу»

    Экспериментальные площадки организуют проектную деятельность в разновозрастных группах.

    Проект- это

              1) проблема;

         2) проектирование;

         3) поиск информации; 

         4) продукт;

         5) презентация;

    Шестое «п» - портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы, включая черновики».

    «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»,- писал Бернард Шоу.

       Виды учебных проектов.          

    v    Исследовательский проект. Цель проекта - доказательство  или опровержение какой–либо гипотезы;

    v    Информационный проект. Цель проекта – cбор информации о каком – либо объекте, явлении. 

    v    Творческий проект. Цель – привлечь внимание к проблеме проекта.

    v    Ролевой (игровой) проект. Цель – предоставление школьникам опыта участия в решении проблемы проекта.

    v    Практико-ориентированный проект. Цель – решение  практических,  социально значимых  задач для последующего анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

    Все инновационные образовательные проекты осуществляются  во внеурочное время. Реализация программы внеурочной  деятельности идёт по схеме:

    «Интеллект + Познание + Игра + Проект + Путешествие + Исследование».

    Эта работа придаёт обучению элемент соревнования, стимулирует как обязательную, так и дополнительную работу школьников.

    Проект- это деятельность, мотивом которой является разрешение какой-либо ситуации, требующей творческого, исследовательского подхода, инициативы учащихся, коллективного взаимодействия.

     

    В школе 594 проводятся дистанционные проекты. Сетевая проектная деятельность объединяет учащихся надомного отделения. У школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе введения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) появляются исследовательские способности. В группах проходят творческие дистанционные конкурсы.

    Для преподавателей  разных предметов открыт доступ к сетевым проектам. Учителя и учащиеся надомного отделения осуществляют совместно метапредметные связи. Школьники рисуют, изучают работу с компьютером,  современный русский язык сопоставляют с древнерусским, то есть переводят, узнают  новые термины, слова и их лексическое значение. Так было в проекте «Какие старые слова…», который проходил  в 3 этапа. Все материалы записывались на литературной странице сайта «Горячие сердца».

    На первом этапе ученики разных классов работали самостоятельно, определяя лексические значения редко употребляемых в современной речи древнерусских слов.

    На электронную почту моя ученица написала письмо, в котором  говорила:

    «Я решила поучаствовать в проекте «Какие старые слова…», так как мне было интересно узнать побольше о значении старых слов. Всегда хотелось понять, как говорили наши предки.

    Смысл некоторых слов, представленных для конкурса, я знала, но большинство пришлось смотреть в словаре. Например, такие слова как пращур, ланиты, сулица, венец, ведь используются и сейчас, хотя и редко. А вот слова выя (шея), ронена (плечо), присный (родной) ушли из нашего обихода.

    Я поняла, что слова могут иметь совсем другое значение, чем то, которое кажется на первый взгляд. Например,  слово послух (свидетель) можно понять как послушный, очеса (глаз) – как шерсть, то, что счёсывают; дощеник (парусное вёсельное судно) – как сарай и т.д.

    Идея дистанционного проекта по русскому языку интересна…».

    Она заняла 2 место в 1 этапе конкурса. Определилось 3 победителя.       

    На втором этапе ученики делали рисунки к древнерусским словам, подписывали пояснения к ним, делали презентацию. Вот здесь появились авторы- составители, художники-оформители и новые победители на этом этапе.

     

    На 3 этапе сделана презентация с обилием слайдов к древнерусским словам.  Определены победители на всех этапах.

              Работа закончилась Фестивалем проектной деятельности, на котором было награждение всех участников проекта подарками и грамотами.

     

    Инновационные образовательные технологии используются при выполнении учащимися заданий из блога учителя.

              Создан сайт, в котором помещены презентации, помогающие учащимся подготавливаться к ЕГЭ по русскому языку и к   экзаменационным сочинениям в 11 классе.

              Можно использовать игровые ситуации в учебном процессе. Появился красочный раздаточный материал: карточки Татьяны Борчан. Они применяются на уроках русского языка в 5-6 классах для развития речи учащихся.

              Например, подбираем к русским пословицам немецкие, французские, английские…

              1) «Переливать из пустого в порожнее» (рус.)      

                  «Обмолачивать пустую солому» (нем.)

              2) «Одна ласточка весны не делает» (рус.)

                    «Один венок не делает венка»    (нем.)

              3) «Как волка не корми, а он всё в лес смотрит» (рус.)

                   «Леопард не может изменить своих пятен» (англ.)

              4) «В семье не без урода» (рус.)

                  «В каждом стаде найдётся чёрная овца» (нем.)       

              На надомном отделении использую традиционные формы обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Углублённо изучаем модуль преподавания русского языка и литературы. Задача – обучить школьника работать самостоятельно.

              Мунье, французский философ,  сказал: «Машина не только не освобождает человека от необходимости думать – она заставляет его думать интенсивнее».

              У нас существует дистанционная рассылка. Пройдены курсы повышения квалификации, составлен современный урок в 11 классе для дистанционной работы на тему «Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Используются технологии 21 века.

              По программе ФГОС 70% времени учащиеся должны работать самостоятельно. Дистанционная работа и сетевые формы обучения взаимодействуют. Здесь осуществляются метапредметные связи.

              Происходит интеграция разных дисциплин на уроках литературы. История и литература взаимопроникают  при изучении романа – эпопеи  «Война и мир» Л.Н. Толстого и повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.  А «Слово о полку Игореве» помогает изучать историю Руси, древнерусскую литературу, культуру, музыку, живопись.

              При изучении стихотворения Жака Превера «Как нарисовать птицу» используем ИЗО, музыку, реальный литературный текст и идём за автором. Рисуем простым карандашом, чтобы потом стереть картину. Можно сделать выставку работ.

              Многие настроены на индивидуальное обучение: консультации, подготовка к экзамену по русскому языку по субботам. Проводим конкурс тетрадей, следим за улучшением  почерка учащихся, за повышением грамотности.

              ФГОС предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Сегодня мало быть знающим и иметь хорошие оценки. Полученные во время обучения знания и навыки становятся определяющим фактором развития успешной личности.

              Я работаю в школе 594, которая с 2008 года входит в Реестр «Лучших школ России». В этой статье рассказано об инновационных образовательных технологиях, использованных при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                            Литература.

    Научные и научно-методические работы.

    1) Материалы Международной конференции «Инновации и повышение качества образования», Вильнюс, 2014 г. Выступление Т.Г. Кухновой «Инновационные технологии в области филологии».

    2) Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта  в образовательном учреждении». Пособие для учителей и студентов педагогических вузов», М., АРКТИ, 2003г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_innovats_tehnologii_dlya_detey_s_ovz.doc2.5 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

    Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

    Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.

    Использование личностно-ориентированных технологий (разноуровневое планирование речевого материала по РСВ, дифференцированный подход, модульное обучение), коррекционно-педагогических технологий (ручно...

    Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью по математике 5 класс

    Пояснительная   записка          Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной ...

    Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

    Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...